Информационное
агентство России
13°C
23 сентября, 19:41

Средняя Елюзань в годы борьбы с атеизмом

muh
Средняя Елюзань в годы борьбы с атеизмом
Никита Хрущев: Я покажу вам последнего попа!

В годы хрущевской «оттепели», когда в СССР развернулась новая волна религиозного атеизма, проявились лучшие качества мусульман села Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области. В те времена вопросами вероисповеданий в стране ведали Совет по делам Русской православной церкви (Г.Г. Карпов) и Совет по делам религиозных культов (И.В. Полянский), при СМ СССР, а в регионах СССР уполномоченные по делам религий.

19 июня 1957 года на должность уполномоченного Совета по делам РПЦ пензенского облисполкома был назначен Семен Степанович Попов, впоследствии начальник управления по делам религии Пензенской области. Но мало кто знает, что в начале 60-х годов прошлого века четверо учеников среднеелюзанской школы N 1: Аббас Бибарсов, Аюп Дебердеев, Жафяр Пончаев и Абубакар Бикмаев, были направлены для прохождения учебы в духовную семинарию (медресе) г. Бухары. Все они впоследствии стали известными мусульманскими лидерами, проводниками и живыми легендами российской уммы, смело отстаивающими исламские ценности на самых высоких уровнях.

Но тогда, в условиях атеистической пропаганды, чтобы заявить о желании стать имамом нужно было иметь большое мужество. Если в 1961 году в СССР было зарегистрировано 22 698 религиозных объединений, то на начало 1966 года их осталось 17 507. Православные потеряли 4049 приходов, а мусульмане 487. В осуществлении мечты молодым мусульманам помог старейший мударрис, хаджи, имам-мухтасиб (ахунд) ДУМЕС по Пензенской, Куйбышевской, Ульяновской и Тамбовской областям Ярулла Сулейманович Юсупов (1880 -1975). Он обратился с ходатайством к С.С. Попову, который его поддержал. Именно эти люди сыграли большую роль в подготовке религиозных кадров для мусульманской уммы сурского края, а Средняя Елюзань, благодаря своему устазу (наставнику) вскоре стала «кузницей» по подготовке имамов.

Справка

Сразу после XX съезда КПСС, на котором был разоблачен культ личности Сталина, в религиозной политике Советского Союза последовали демократические изменения. Первоначальное «потепление» проявилось в росте числа обращений верующих граждан о регистрации и количестве регистрируемых религиозных общин. Пик религиозной деятельности в условиях «оттепели» пришелся на 1956 год, когда по вопросам регистрации обществ и открытия молитвенных домов в Советы обратились более 100 делегаций верующих из большинства республик СССР. Однако отношение к этому явлению было двойственным.

Карпов Г.Г и Полянский И.В, официально поддерживающие ходатайства руководителей религиозных организаций: подавали пример в том, что в вопросах о религиозной свободе, с точки зрения исполнения органами власти существующих законов о религиозных культах, не только возможно, но и необходимо делать шаги к демократизации законодательства о религиозных культах, к предоставлению большей свободы религиозным организациям.

Однако изменения в духовной атмосфере общества, возросшая активность религиозных объединений, более свободное выражение людьми своих религиозных убеждений, привели к тому, что практическая деятельность Советов привела к борьбе группировок в партийно-советской элите. Наиболее консервативная ее часть, в 1946-1948 годах проводившая жесткую линию в решении принципиальных вопросов государственно-церковных отношений, в 1957 году вновь активизировала деятельность в достижении своих целей, определив главным направлением Советов не оказание помощи и защиту интересов религиозных организаций, а содействие коммунистической партии в борьбе за «угасание религиозных чувств населения».

От уполномоченных, которым приходилось лавировать между верующими и государством, требовалось ужесточить контроль за деятельностью религиозных объединений. В результате Г.Г. Карпов, а впоследствии и Полянский оказались «под колпаком» аппарата ЦК КПСС, установившим тотальный контроль за Советами. Под давлением партийных органов, мысливших терминами 20-30-х годов, и видевших в руководящих работниках религиозных центров «идеологических и политических врагов», оказался и новый председатель Совета по делам религиозных культов А.А. Пузин, приступивший к своим обязанностям в мае 1957 года.

К осени 1958 года в ЦК КПСС окончательно победа линия сторонников продолжения «войны с религией». Государственные органы по делам религиозных культов впервые подверглись публичной партийной критике за допущенные «политические ошибки» и плохое осуществление своих функций; идут на поводу духовенства, поддерживают их необоснованные требования, либерально относятся к деятельности зарегистрированных религиозных организаций. Отсюда, дескать, и пошли все беды. В октябре-ноябре 1958 года в ЦК КПСС прошли совещания руководителей центральных идеологических организаций и учреждений. Аналогичные совещания были проведены во всех республиках Союза СССР, на которых были приняты планы активизации антирелигиозной работы.

Уполномоченных призвали сосредоточить внимание и усилия на решении неотложных задач в отношении зарегистрированных объединений, в том числе: лишение религиозных обществ всех прав юридического лица, ограничение деятельности религиозных организаций и духовенства исключительно удовлетворением религиозного культа в стенах молитвенных помещений, воспрещение какой-либо «особой работы» среди детей, юношества и женщин, сокращение числа духовных учебных заведений и количества обучающихся в них, ужесточение законодательства о религиозных культах.

Генсек Н.С. Хрущев, обещавший показать советскому народу «последнего попа», покончить с «религиозным дурманом» и построить в течение ближайших двадцати лет коммунистическое общество, считал антирелигиозную работу партии одной из первоочередных задач. В отчетном докладе ЦК КПСС ХХII съезду партии (1961) специально подчеркивалось, что коммунистическое воспитание предполагает: «освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые все еще мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы». В Уставе КПСС, принятом на съезде, в перечне обязанностей члена коммунистической партии вменялась «решительная борьба с религиозными предрассудками».

Антирелигиозная работа признавалась главным рычагом в формировании научно-материалистического мировоззрения. Построение «общества без религии» объявлялось программной целью, предлагалось «вести настойчивую борьбу против религиозных пережитков, шире развертывать научно-атеистическую работу».

Наиболее полно программа атеистической деятельности партии была представлена в докладе секретаря ЦК КПСС Л.Ф. Ильичева «Очередные задачи идеологической работы партии» на пленуме ЦК КПСС в 1963 году:
«Религия — главный противник научного мировоззрения внутри страны, один из самых цепких пережитков прошлого, от которого не освободились еще значительные слои населения. У нас нет враждебных социализму классов и социальных слоев, но есть еще сознательные и несознательные носители взглядов и нравов враждебных социализму классов, есть, следовательно, люди, строй мысли и поступков которых чужды социализму, которые льют воду на мельницу врагов»

Правовой подход к проблемам свободы совести окончательно подменялся идеологическими постулатами по проблемам атеистической деятельности и осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений. Партийные постановления стали постоянной темой обсуждения на всесоюзных совещаниях уполномоченных Советов, где определялось место этих органов в общем курсе государства и партии в отношении религии, церквей и верующих. В марте 1961 года, совместным актом Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов, была утверждена Инструкция по применению законодательства о культах, ставшая правовой основой нового курса государства в религиозных вопросах.
Этот документ устанавливал окончательный разрыв с периодом «религиозного возрождения» 1943-1955 годов.

Но середина 60-х годов стала периодом, когда проблемы прав человека, в том числе религиозных свобод, активно обсуждались Организацией Объединенных Наций и ее различными комитетами, шла выработка основополагающих международных актов по религиозной проблематике. Начиная с периода «хрущевской оттепели» Советский Союз включился в обсуждение самых разнообразных законопроектов по правам человека.

В декабре 1965 года в ходе общей кампании по сокращению государственного аппарата произошло объединение Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов в единый орган — Совет по делам религий при СМ СССР (1965-1991). Во главе этого органа был поставлен В.А. Куроедов, с именем которого была связана церковная политика государства последующих двадцати лет.

Уроженцы села Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области, выпускники бухарского медресе «Мир-Араб» (Узбекская ССР):

Дебердеев Аюб Хамзинович (1938- 2011) — экс-муфтий, экс-председатель регионального духовного управления мусульман Ульяновской области, бывший главный казый ЦДУМ России. Выпускник 1970 года.

Бибарсов Аббас Шабанович (1937- 2012) — экс-сопредседатель Совета муфтиев России, экс — муфтий Единого Духовного управления мусульман (ЕДУМ) по Пензенской области. Выпускник 1971 года.

Пончаев Жафяр Насибуллович ( родился 16 марта 1940 года) — муфтий, глава духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России. Выпускник 1971 года.

Бикмаев Абубакир Алиевич — бывший имам пензенской соборной мечети, экс-казый РДУМ Пензенской области. Выпускник 1973 года.

Бикмаев Джафар Зуфярович ( Родился 11 декабря 1956 года) — председатель центрального духовного управления мусульман Ростовской области, первый заместитель председателя ЦДУМ РФ. В 1975-1982 годах обучался и преподавал в Бухарском медресе «Мир-Араб»

Бибарсов Мукаддас Аббасович (Родился 16 июня 1960 года) — сопредседатель Совета муфтиев России, председатель духовного управления мусульман Саратовской области. Выпускник 1987 года.

Бибарсов Аюп Аббасович ( Родился 8 ноября 1966 года) — первый заместитель председателя ДУМ Республики Башкортостан. В 1989-1992 годах был слушателем духовной семинарии г. Бухары.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Saur17.10.2012 18:10

    в годы борьбы с атеизмом???

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: