Экстремизму можно противопоставить лишь реальный ислам

Магомет  Курданов: Срединный ислам - единственный путь к согласию в России

Магомет Курданов: Срединный ислам - единственный путь к согласию в России

Теги:




24
19 Октября 2012г. (03 Зу-ль-хиджа)
В советский период Кабардино-Балкария не была религиозной республикой: в ней существовало весьма ограниченное количество мечетей, население (и, в частности, молодежь) понятия не имели о религии. В 80-х в республике не было ни исламских курсов, ни соответствующих образовательных учреждений. Мечети, джамааты появились лишь в 90-х.



Однако в последние 10 лет в Кабардино-Балкарии постоянно говорится об исламских экстремистах. На слуху взрывы, теракты, контр-террористические операции.



О том, как происходила исламизация далеких от религиозных воззрений Кабардино-Балкарии и Приэльбрусья, и как эти процессы докатились до экстремизма с исламской окраской, в интервью ИА IslamNews рассказал врач, кандидат медицинских наук, профессор РАЕ из Кабардино-Балкарии, одно время работавший заместителем районного имама, Магомет Курданов, заинтересовавшийся вопросами ислама еще в конце 80-х.



"Когда началась перестройка, объявили свободу совести и религии, все были очень рады. Потихоньку начали открывать мечети, проводить общие намазы, как-то официально справлять праздники Рамадан, Курбан, ходить на пятничный намаз, открыто проповедовать. И все было очень хорошо. Религия ислам в этой форме нравилась всем – старикам, молодежи, интеллигенции, властям. Все были в эйфории от того, что нам разрешили свободно соблюдать нашу религию", – рассказал собеседник агентства.



Его собственный путь в ислам, на самом деле, начался еще в раннем детстве. "Когда мне было лет 5, я видел, как моя мать обучается Корану, и мне это нравилось. И когда я подрос, в 9-10 классе появилась возможность обучаться этому в кружке, который организовали при школе. Учитель этого школьного кружка дал мне основы ислама, научил читать Коран, делать намаз. Из этого я понял, что ислам – это, прежде всего, умеренность во всем, мир, положительное позитивное отношение ко всему окружающему. Это меня радовало, я учился дальше, слушал проповеди, читал литературу, самообразовывался. Затем поступил на медицинский факультет, выучился на врача, при этом продолжая самосовершенствоваться, слушая проповеди. И я видел, как возрастает количество верующих, как строят мечети, как помогают власти. Президент республики Валерий Коков внес значительный вклад в строительство мечетей, официальная власть спонсировала, шла навстречу. Имамы по любому вопросу могли обратиться в представительную власть и получить помощь. Так все начиналось", – вспомнил Магомет Курданов.



Все изменилось в конце 90-х, когда в республику потекли чужие веяния и идеология. "Где-то в 1998 году появились ребята, которые каким-то образом побывали в соседних республиках Северного Кавказа и вернулись оттуда весьма агрессивными. Они начали говорить, что все, чему нас учили, это неправда, что это все против ислама, надо воевать, отстранять официальных имамов, устраивать везде шариатские законы, наложить на все запрет, ввести жесткий регламент, вести джихад. Они нигде конкретно не учились, встречались с каким-то авторитетом, который им так сказал. Естественно, все их встречи происходили на неофициальном уровне", – рассказал собеседник агентства.



Привнесенные из вне идеи для некоторой части молодежи оказались заразительными: после этого ислам и в самой Кабардино-Балкарии начал стремительно радикализироваться. Причем противостоять этим процессам оказалось весьма непросто.



"Когда затягивают болты и предлагают все запретить, вести вооруженную борьбу, войну и так далее, теряется привлекательность религии для людей. Но, с другой стороны, на то время имамы в селах Кабардино-Балкарии были малообразованными, не могли авторитетно и грамотно представить ислам молодым людям. Все, что умели старики-имамы – это делать обряды, а вот объяснить идеологию ислама они не могли, потому что не обладали знаниями", – пояснил Магомет Курданов.



И тут появилась литература, которая сыграла немалую роль во всех этих процессах. "Откуда она попадала, из каких источников, я сказать не могу, но она попала в республику. Выбора у людей не было, поскольку не было альтернативной литературы умеренной направленности, или ее было очень мало. Сложилась такая ситуация: с одной стороны, ислам разрешили, с другой, мы не учли, что за рубежом есть и радикальная ветка, и что это может проникнуть к нам. К тому времени, когда разрешили ислам, люди верили в Аллаха и хотели познать свою религию, жить по ней. В том числе молодежь. Она начала отходить от пьянства, наркомании, воровства, безбрачной жизни. Они искали правду, правильный образ жизни. Мы вырыли фундамент, но не заложили камень. У нас не было камня, идеологии, мы не были к этому готовы. И вот этот вакуум, свободное пространство вместо реальных знаний об основах ислама начал заполняться радикальной составляющей, и люди начали это подхватывать. Проповедниками стали те, кто нес радикальный взгляды. В частности, в Кабардино-Балкарию это проникало, в основном, со стороны, потому что таких радикальных деятелей в самой Кабардино-Балкарии не было ", – сказал собеседник ИА IslamNews.



И эти проповедники начали расшатывать устои здорового ислама. Магомет Курданов пытался противостоять этим тенденциям, но безуспешно. "С 1997 по 2003 год я был по совместительству заместителем имама Эльбрусского района. Меня попросили помочь районному имаму воздействовать на молодежь. Видя, что ситуация выходит из-под контроля и все это может плохо кончиться для всех, я согласился работать на этой должности на общественных началах. Конечно, власть старалась взять ситуацию под контроль, собирала имамов на совещание, разговаривала. Но реальной идеологической альтернативы радикализму имамы дать не могли, потому что почти ни у кого не было глубокого основательного образования по исламу. Я же, со своей стороны, интересовался исламом как наукой и пытался ориентировать на это молодежь. Я говорил: если вы хотите принести пользу исламу, людям, обратитесь к наукам, потому что во всех областях наук есть знамения, свидетельствующие о сущности Творца, о великолепии творения, о всемогуществе Всевышнего создателя. Я проводил проповеди в селах, писал в газетах, призывал к миру, согласию, отказу от радикализма. Но моя позиция услышана не была", – сообщил он.



В ответ на это началось противостояние со стороны так называемых «амиров», радикалов. "Прямых угроз в мой адрес не было, потому что они не могли прямо опровергнуть мои доводы, но какие-то закулисные интриги пелись. И они пытались идеологически мне противостоять. Если я приводил доводы в пользу умеренного ислама и решения всех проблем, они пытались найти доводы в пользу силового решения", – рассказал собеседник агентства.



Когда ситуация обострилась, власти прибегли к помощи органов внутренних дел. Такой подход, по словам Магомета Курданова, был не особо результативным, но к его мнению снова не прислушались. "Я говорил: органы внутренних дел выполняют свою функцию, но они не предназначены для того, чтобы вести идеологическую борьбу. Они предназначены для ведения борьбы с нарушителями правопорядка. А для идеологической борьбы нужны все же иные механизмы, иные знания. Для противостояния радикализму нужно распространять просвещенный ислам, такой, какой он есть на самом деле. К сожалению мои предложения не услышали".



Еще он ссылался на опыт царской России. "Я предлагал учесть опыт царской российской империи, национальную религиозную политику, включая поощрение ислама со стороны царя. Даже в вооруженных силах были специальные награды для мусульман – наградное оружие, золотые полумесяцы и другое. Ведь если кавказские народы похвалить, поощрить, они готовы служить честно. И так и было. Наши предки служили во многих войсках российской империи, защищали ее во многих войнах, служили России правдой, были ей верны. А вот в постсоветское время национально-религиозная политика оказалась слабой, и этим воспользовались экстремисты, чтобы натравить государство и мусульман друг на друга. Упущение такой политики сыграло достаточно отрицательную роль", – считает бывший имам.



Когда ему не удалось достучаться ни до молодежи, ни до властей, он покинул свой пост. "И через короткое время начались вооружённые столкновения, противостояние между радикалами и силовыми структурами, которое усиливалось, возрастало и привело к большим людским потерям, большому кровопролитию как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны радикальной молодежи. Погибло много людей с обеих сторон. Но те вопросы, которые я ставил, актуальны и сейчас. Если убрать раковую опухоль, но не проводить дальнейшую профилактику, то все может повториться, рецидивировать. Поэтому я считаю, что и сейчас необходимо проводить политику, которая показывает реальный ислам. А реальный ислам можно показать только через знания, через обучение, через литературу", – подытожил собеседник агентства.



В завершение он также отметил работу Ассоциации общественных объединений «Собрание»: "что касается Ассоциации, их позиция взвешенная – умеренный ислам – это единственно верный путь на сегодняшний день, путь срединного ислама, единственный путь к согласию в современной России. Так как Всевышний говорит в Коране: «Вы умма середины»".

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Muhammad Amin 20 Октября 2012г.
Ответить

Вы конечно не обижайтесь,но тут многие из тех, кто продал одну часть религии,взамен на другую часть и именуется это другая часть Ислама традиционный Ислам. Не когда вы не услышите что бы имамы которые призывают Мусульман жить не нарушая кафирскую конституцию,что бы говорили со своих мембаров про джихад.Они просто перелистывают страницы Корана,где Аллах призывает Мусульман к джихаду.Вы что думаете вы за просто так со своим традиционным Исламам попадёте под милость Аллаха?Как мы ошибаемся в этом глубоко.Аллах испытывал своих Пророков а мы решили что мы лучше Пророков со своим традиционным...
Читать дальше

Атар 20 Октября 2012г.
Ответить

думаю что дело в том что не культивируется взаимная ответственность в обществе, являющиеся в свою очередь, следствием того что алимы, имамы,не выполняют в должной мере, свой долг перед Аллахом, джамаатом и Уммой.Это выражается в отсутствии диолога в обществе .....

sena 20 Октября 2012г.
Ответить

Все верно написано.Только тем кто «пачками» отправляет на смерть молодых людей,предварительно промыв им мозги эта правда не нужна.Видимо очень заинтересованы в продолжении смуты.

kbkz 20 Октября 2012г.
Ответить

Значит,Аллах, когда дал писание и законы, перестарался и получился экстремизм. А люди (президенты) поработали над экстремизмом, часть разрешили, часть запретили и появилась истинная религия. Чушь какая- то...

impuls 19 Октября 2012г.
Ответить

Магомет Курданов говорит правду. Исламе это религия мира и добрососедства. И нет места в Исламе экстремизму. Недавно прошла передача «Пусть говорят» в центральном телевидении с Малаховым про захват и освобождения «Норд-Оста». Было по человечески жалко тех безвинных людей, которые оказались в заложниках у террористов. Но было на мой взгляд пропущено в этой передачи один немаловажный момент, который почему-то замалчивался ведущим этой передачи. Почему эти люди которые захватили Норд-Ост стали террористами? Кто подтолкнул их к этому? Скорее всего причину захвата Норд-Оста нужно искать ...
Читать дальше

Muhammad Amin 19 Октября 2012г.
Ответить

Что это за реальный Ислам интересно?Тот который в данное время в Кабарде и в других регионах Кавказа?

taulu1975 19 Октября 2012г.
Ответить

Пользователи сочли комментарий некорректным

uralec 19 Октября 2012г.
Ответить

Ну вообще-то мусульмане вычеркнуты из правового поля. На памяти только один выигранный процесс в Татарстане девушки выиграли право фотографироваться в платках. Остальные дела либо не принимаются на рассмотрение либо заведомо доводят до проигрыша исламистскими судьями. Поэтому остается лишь уповать на Божий суд, который несомненно будет справедливым. Если власти начнут исполнять справедливость законов к мусульманам, то этой «рационализации» не будет. Да и ее особо то нет. По-возмущаются люди и молятся о справедливости. А радикализм он больше у Ткачева, казаков, скинхедов.... Опя...
Читать дальше

Атар 20 Октября 2012г.
Ответить

думаю что дело в том что не культивируется взаимная ответственность в обществе, являющиеся в свою очередь, следствием того что алимы, имамы,не выполняют в должной мере, свой долг перед Аллахом, джамаатом и Уммой.Это выражается в отсутствии диолога в обществе .....

sena 20 Октября 2012г.
Ответить

Все верно написано.Только тем кто «пачками» отправляет на смерть молодых людей,предварительно промыв им мозги эта правда не нужна.Видимо очень заинтересованы в продолжении смуты.

kbkz 20 Октября 2012г.
Ответить

Значит,Аллах, когда дал писание и законы, перестарался и получился экстремизм. А люди (президенты) поработали над экстремизмом, часть разрешили, часть запретили и появилась истинная религия. Чушь какая- то...

impuls 19 Октября 2012г.
Ответить

Магомет Курданов говорит правду. Исламе это религия мира и добрососедства. И нет места в Исламе экстремизму. Недавно прошла передача «Пусть говорят» в центральном телевидении с Малаховым про захват и освобождения «Норд-Оста». Было по человечески жалко тех безвинных людей, которые оказались в заложниках у террористов. Но было на мой взгляд пропущено в этой передачи один немаловажный момент, который почему-то замалчивался ведущим этой передачи. Почему эти люди которые захватили Норд-Ост стали террористами? Кто подтолкнул их к этому? Скорее всего причину захвата Норд-Оста нужно искать ...
Читать дальше

uralec 19 Октября 2012г.
Ответить

Ну вообще-то мусульмане вычеркнуты из правового поля. На памяти только один выигранный процесс в Татарстане девушки выиграли право фотографироваться в платках. Остальные дела либо не принимаются на рассмотрение либо заведомо доводят до проигрыша исламистскими судьями. Поэтому остается лишь уповать на Божий суд, который несомненно будет справедливым. Если власти начнут исполнять справедливость законов к мусульманам, то этой «рационализации» не будет. Да и ее особо то нет. По-возмущаются люди и молятся о справедливости. А радикализм он больше у Ткачева, казаков, скинхедов.... Опя...
Читать дальше

Яндекс.Метрика