О мечетях шаговой доступности, салафитах-патриотах ...

В думском зале заседания собрались активисты трех ДУМов

В думском зале заседания собрались активисты трех ДУМов

Теги:




10
25 Октября 2012г. (09 Зу-ль-хиджа)

В малом зале городской думы Тюмени во вторник 23 октября прошел круглый стол на тему «Возможности мусульманской общественности по укреплению позитивного влияния ислама на сферу общественно-религиозных отношений в Тюменской области», организованный областным комитетом по делам национальностей. В зале заседания на депутатских креслах восседали имамы и активисты трех духовных управлений мусульман – ЦДУМ, ДУМАЧР и ДУМТО, представители научного сообщества, силовых структур, казачества, молодые мужчины, ранее отбывшее наказание по делам «Хизб-ут-Тахрир», журналисты, активисты татарских общественных организаций. ДУМАЧР было представлено на встрече первым региональным руководителем в лице Фатыха Гарифуллина, ЦДУМ и ДУМТО – заместителями своих лидеров, Ильдара Зиганшина и Галимзяна Бикмуллина.

Открывая круглый стол, начальник отдела по делам религии областного комитета по делам национальностей Александр Шевелев зачитал поздравление губернатора региона Владимира Якушева по случаю наступления праздника Курбан-байрам, отметил, что встреча в таком представительном составе проводится впервые в текущем году, на круглом столе предлагается обсудить вопросы укрепления позитивного влияния ислама на сферу общественно-религиозных отношений, рассмотреть проблемные моменты, которые могут оказать негативное воздействие на существующие условия организации свободы совести и свободы вероисповедания в области. Модераторами мероприятие А.Шевелев объявил заведующего кафедрой политологи Тюменского госуниверситета Игоря Боброва, ранее также занимавшего должность начальника отдела по делам религии, и научного сотрудника Института проблем освоения севера СО РАН Максима Черепанова.

Политолог Бобров начал свое выступление с напоминания о том, что наше общество вот уже 20 лет живет в условиях новой российской государственности, 15 лет назад был принять закон о свободе совести, открывший широкие возможности для верующих. Модератор напомнил, в каких условиях находилась религия в годы советского атеизма. Сегодня, сказал он, когда религия заняла достойное место, важно, чтобы культурные различия способствовали укреплению общества, а не становились причиной конфликтов.

Интерес к событию проявили телевидение и газеты


Бобров отметил, что сегодня в Тюменской области насчитывается более 80 мечетей, все три духовные управления работают достаточно свободно, созданы условия для исповедания различных версий ислама, так называемого «адатного» ислама с местными особенностями, суфийских традиций, салафизма, шиизма (шииты представлены в области азербайджанцами. – Авт.). Органами власти за последние годы сделано немало для реализации свободы совести, выделяются значительные финансовые средства для ремонта мечетей, и не только тех культовых объектов, которые являются историческими памятниками. Одному из духовных управлений (ДУМТО) предоставлено просторное офисное помещение на улице Сакко в центре города, где трижды в неделю проходят занятия для всех желающих мужчин и женщин. Ежегодно из бюджета выделяются средства для совершения хаджа, на проведение летних лагерей и семинары для имамов.

В то же время, отметил Игорь Бобров, не все так радужно в исламском сообществе области. В предшествующие годы внутри уммы возникали группы последователей запрещенных организаций «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиг». В области существуют разногласия между сторонниками традиционного ислама и салафитами, и это нормальный процесс, главное, чтобы конфликты разрешались самими верующими в рамках дискуссий, без привлечения органов правопорядка, нельзя переходить черту и покушаться на свободу совести других мусульман, говоря, что их обряды являются недопустимыми, заметил Игорь Бобров.

Первым из мусульманских деятелей на трибуну поднялся имам мечети ЦДУМ Динислам Сагитов. Свое выступление он посвятил второму вопросу повестки дня – проблемам, оказывающим негативное воздействие на условия исповедания религии.


Главная проблема, по словам имама, в отстутствии культовых зданий шаговой доступности. Желательно, чтобы в каждом административном округе были мечети или молельные дома.

»Это очень острый вопрос, так как мечеть на улице Мельникайте не может вместить всех прихожан ханафитского толка, как в обиходе мы говорим, приверженцев традиционного ислама», – сказал Д.Сагитов.
Чтобы создать условия для открытия мечетей и молитвенных домов шаговой доступности в округах должны быть отдельные религиозные организаций, отметил имам, но «по непонятным причинам становится невозможной регистрация вновь создаваемых религиозных организаций через соответствующий орган власти, такой горький опыт у нас имеется, гоняют по кругу, нет четкости в формулировании требований».

Выступление имама Динислама Сагитова (ЦДУМ). За президиумом слева направо: начальник отдела по делам религии Александр Шевелев и ведующие исламоведы Игорь Бобров и Максим Черепанов


Заявление о препонах в регистрации общин ЦДУМ для многих из сидящих в зале прозвучало неожиданно, поскольку ранее такую проблему испытывал только ДУМАЧР. А тут выясняется, что и эта «имперская» структура не понаслышке знает о проблемах с регистрацией, тогда как за последний год ДУМТО вдвое увеличило численность своих зарегистрированных организаций, доведя их до полусотни.
Второй проблемой, по словам имама Сагитова, является отсутствие у большей части мусульман религиозных знаний, и иногда дело доходит до абсурда.

»Порой веру в Единого Создателя сводят к таким аж смешным спорам, у кого штаны короче, или какова должна быть длина бороды, и это только уводит начинающих практиковать религию молодых людей от настоящего ислама, – сказал Д.Сагитов. – Поэтому есть острая необходимость в открытий исламских учебных заведений. В свете вышесказанного предлагаю ускорить вопрос открытия исламского учебного заведения в медресе Ембаево по изучению основ традиционного ислама».

Третья основная проблема, это наша раздробленность, возникновение когорты духовных управлений, продолжил имам. Не только верующим, но даже самим религиозным деятелям порой стало нелегко разобраться в них. Динислам Сагитов предложил включить в резолюцию пункт о том, чтобы при выходе мусульманской организации из юрисдикции одного духовного управления и вхождении в другую структуру, на нее не оказывалось «материальное или иное воздействие», чтобы такой общине не отказывали в материальной помощи.


Выступавший следующим муфтий Тюменского казыята Фатых Гарифуллин обратил внимание на проблему, связанную с попытками отдельных лидеров искоренить традиций, прочно вошедшие в течение веков в обиход жизни мусульман, такие как поминальные собрания, проведение мавлидов, посвященных дню рождения пророка, мир ему, традиция сохранения «астана» – некрополей средневековых миссионеров ислама. Призывы отказаться от традиций, ни к чему хорошему, по словам Ф.Гарифуллина, не приведут и только приумножать разногласия. На поминальных мероприятиях, прослушав проповедь, даже самые закоренелые атеисты порой начинают интересоваться религией, у людей пробуждается богобоязненность, что в этом плохого видят адепты «чистого ислама», что плохого в мавлидах, где мусульмане, собираясь, говорят о пророке, исламе, и ничего кроме одобряемых исламом действий они не совершают, подчеркнул глава казыята.

Муфтий Фатых Гарифуллин предлагает имамам не ограничиваться стенами мечетей


Фатых Гарифуллин также напомнил недавние события в деревне Большие Акияры, отметив, что конфликт в мечети заставил многих задуматься, понять, что нельзя переманивать или пытаться силой включить мечеть одной структуры в состав другой.

Муфтий Гарифуллин поблагодарил руководство области за финансовую помощь в совершении хаджа пожилым людям, призвал мусульман не ограничиваться стенами мечетей, активно участвовать в общественной жизни города, области, сотрудничать с представителями иных конфессий, с общественниками. Казыятское управление, сообщил он, плодотворно сотрудничает с организацией «Трезвая Тюмень», детско-юношеским центром «Аванпост» по подготовке молодежи к военной службе, организацией «Боевое Братство», советом пограничников области, работает с ветеранами Великой Отечественной войны, периодически посещая их в деревнях. Фатых Гарифуллин также рассказал о деятельности Конгресса религиозных объединений области, отметив, что в плане межконфессионального сотрудничества Тюменская область является первопроходцем, другим регионам необходимо перенять опыт тюменцев-последователей разных конфессий, которые участвуют в мероприятиях друг друга. Так в частности на днях он принимал участие в праздновании 100-летия иудейской синагоги. В свою очередь представители иудаизма, христианских церквей являются постоянными гостями мусульманских праздников, проводимых по линии казыята.

За трибуной имам Руслан (Абдулла) Абдулов, первый заместитель муфтия ДУМТО


Представитель ДУМТО, имам Руслан (Абдулла) Абдулов отметил в своем выступлении, что сегодняшний круглый стол был созван комитетом по делам национальностей, чтобы призвать мусульман к диалогу, потому что к своему стыду у самих мусульман не хватает знаний и мудрости для того, чтобы собраться самостоятельно и обсудить разногласия. Причина разногласий, по словам Р.Абдулова, в невежестве и в незнании религии, и этому опять же есть свое объяснения: мы более 70 лет жили при атеизме, и это не прошло бесследно.

»Только сейчас стали появляться знающие люди, и если проводить аналогию со школьной программой, в религии мы все являемся первоклассниками», – сказал Абдулов. Он привел пример: саудовский шейх Ибн Баз не допускал к себе на занятия учеников, не знающих наизусть весь Коран, у нас же сами муфтии не знают Коран.

Имам Казарово также коснулся проблемы дискриминации новообращенных мусульман, сказав, что вопреки гарантиям, предоставленным статьей 28 Конституции России, принятие ислама представителями иной культуры раздражает представителей власти, правоохранительных органов. Р.Абдулов воздал должное за нейтральную позицию региональных властей в споре носителей разных исламских вероубеждений, отметив, что когда власть встает на сторону одной из сторон, как это произошло на Кавказе и Татарстане, это чревато тяжелыми последствиями.

Старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований ТюмГУ Николай Пачежерцев посвятил свое выступление необходимости повышения образовательного уровня религиозных деятелей. Учебное заведение, которое планируется открыть при исламском комплексе Ембаево, не должно входить ни одну из трех мусульманских структур области, считает ученый. Нужно, чтобы в нем учились представители всех трех духовных управлений, которые бы, общаясь в процессе учебы, наладили диалог. Н.Пачежерцев отметил, что его настораживает отсутствие молодежи на круглом столе, порекомендовал имамам пересмотреть работу с молодежью, которая предпочитает собираться кучками в домах и на квартирах.

Музеевед, преподаватель Нефтегазового университета Насия Уразова, говоря о разногласиях между группами мусульман, сказала, что большинство коренных мусульман из сибирских татар являются носителями ханафитского масхаба со сложившимися за века традициями, и они не могут в угоду некоторым мусульманским лидерам салафитского толка, отказаться от наследия предков. Н.Уразова коснулась отличий между ханафитами и салафитами, добавив, что последние устраивают террористические акты, поскольку их вероубеждение оправдывает убийство «неправильных» с их точки зрения мусульман.

Уразовой оппонировал кандидат политических наук Максим Черепанов, заметив, что склонность к противоправным действиям не зависит от обрядовых традиций.

»Салафизм, как я понимаю, относиться к догматико-обрядовым традициям, – сказал он. – Я думаю, что это совершенно несвязанные вещи. Теракты относятся к политике и интерпретации салафитских концепций отдельными мусульманами, я думаю, что среди салафитов есть свои патриоты, которые противостоят террористам».

Насия Уразова в своем выступлении также сделала упор на необходимость создания мектебов, дающих первоначальные знания по исламу, и являющихся ступенью к медресе, предложила работать над организацией так называемого паломнического туризма по памятным историческим местам и астанам суфийских шейхов прошлого, как это имеет место в Казахстане, республиках Средней Азии.
Имам Тобольской мечети Ибрагим Сухов, поднявшись на трибуну, воззвал собравшихся не делить мусульман на течения, ибо каждый кто осознанно сказал шахаду – ля илляха иляллах – уже является мусульманином. Не надо спорить, чей масхаб лучше, кто правильно поднял руки в намазе или нет так широко расставил ноги, говорил эмоционально имам Сухов, а нужно идти к тем, кто далек от веры, призывать тех, кто сегодня ведет распутный образ жизни.


Имам мечети деревни Большие Акияры Амир Балдин рассказал о недавнем конфликте в поселке Казарово, где член правления одного из духовных управлений, проучившийся около десяти лет в Саудовской Аравии, угрожал «похоронить на свалке» молодую женщину, пришедшую к нему, чтобы пожаловаться на сына данного религиозного деятеля, который обижает ее мальчика, новичка в Казаровской школе. По словам А.Балдина, не надо восхищаться саудовскими шейхами, которые не допускают на занятия учеников не знающих Коран наизусть, простое заучивание священных текстов на арабском языке ничего не значит, если нет морально-нравственного содержания в программе обучения.

Кандидат исторических наук Ильяс Рафиков предложил создать рабочую группу для преодоления кризиса и сохранения традиционного ислама. По его словам, еще совсем недавно в Казани, говоря о «ваххабизме», заявляли, что трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если его там нет. Но убийство Валиуллы Якупова, покушение на муфтия Ильдуса Файзова показали, что радикализм пустил в республике глубокие корни. Рафиков отметил, что два года назад, когда ему говорили о ваххабизме и салафизме в Тюменской области, он не соглашался, говоря, что нет никакого ваххабизма. Сегодня же он, столкнувшись на практике с жесткой позицией молодежи, прошедшей обучение в одном из духовных управлений, придерживается иного мнения. За казалось бы безобидным отрицанием мавлидов, поминальных собраний и прочих традиций, по словам историка, кроется жесткое неприятие иной точки зрения, чужой позиции. Ильяс Рафиков предложил внести в резолюцию круглого стола пункт о создании рабочей группы, которая должна будет проанализировать современную ситуацию в исламском сообществе, вынести свои предложения и рекомендаций, провести анализ учебных программ, созвать съезд имамов региона. На этом съезде, предложил ученый, нужно создать совет имамов Тюменской области из представителей всех трех духовных управлений, который утвердит новую программу обучения с упором на воспитание веротерпимости, согласно ханафитской традиции.

Участников круглого стола активисты ДУМов обеспечили последними номерами своих газет



В тексте проекта резолюции, представленного организаторами, в целях повышения позитивного общественного значения мусульманского сообщества и в целях противодействия в области распространения религиозно-политических концепций экстремистского характера участникам круглого стола предлагалось признать ряд принципов выстраивания внутриконфессиональных взаимоотношений и принять решения из тринадцати пунктов, в том числе пунктов: «категорически запрещено убийство мусульман и немусульман посредством теракта, так как шариат запрещает проливать их кровь и покушаться на их жизнь»; «агрессия, посягательство на жизнь и имущество не может быть обоснована и оправдана фактов неверия (»куфр») тех, в отношении которых эти действия направлены»; «убийство человека на основании его гражданства или каких-либо гражданских документов является вопиющей несправедливостью – актом, противоречащим исламу и наносящим вред исламу»; «издание некомпетентными лицами фетв по теоретическим и практическим вопросам в исламе – является попыткой присвоения себе полномочий муджтахидов, что приводит к появлению ошибочных суждений, ослаблению безопасности в государствах, к пролитию крови невиновных людей, к незаконному присвоению имущества»; «такфир является исключительным правом Всевышнего. Ни один человек, даже если он является муджтахидом, обладающим знанием и специалистом по части призыва к исламу, не может выдвигать такфир, готовить и выдвигать аргументы против кого-либо» и т.д.

В ходе круглого стола активистами духовных управлений были розданы мусульманские газеты, издающиеся в Тюмени, а также диски с фильмом корреспондента «Комсомольской правды» Д.Асламовой «Ваххабизм, религиозная война в центре России».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Абу Зарр 01 Ноября 2012г.
Ответить

За президиумом слева направо: начальник отдела по делам религии Александр Шевелев и ведующие исламоведы Игорь Бобров и Максим Черепанов - конец цитаты. А судьи кто??? Оправдываются что ли???

id-83ba1a64 26 Октября 2012г.
Ответить

Жалкое зрелище. Даже тут грызня меж собой, зависть и невежество...за редким исключением. А упреки в спорах о длине штанов и бороде совсем достали уже. Больше сказать нечего?

SamirAga 25 Октября 2012г.
Ответить

С начало был врагом вахаббизм. Сейчас примеряют саляфизм, хотя даже не все муллы и имамы смогут объяснить что же такое «Салафизм». Не удивлюсь, что затем будут обхаивать «Ханафизм», « Шафи`изм», «Маликизм» и «Ханбализм». А в конце заклюют и несчастный суфизм.

Абу Зарр 01 Ноября 2012г.
Ответить

За президиумом слева направо: начальник отдела по делам религии Александр Шевелев и ведующие исламоведы Игорь Бобров и Максим Черепанов - конец цитаты. А судьи кто??? Оправдываются что ли???

id-83ba1a64 26 Октября 2012г.
Ответить

Жалкое зрелище. Даже тут грызня меж собой, зависть и невежество...за редким исключением. А упреки в спорах о длине штанов и бороде совсем достали уже. Больше сказать нечего?

SamirAga 25 Октября 2012г.
Ответить

С начало был врагом вахаббизм. Сейчас примеряют саляфизм, хотя даже не все муллы и имамы смогут объяснить что же такое «Салафизм». Не удивлюсь, что затем будут обхаивать «Ханафизм», « Шафи`изм», «Маликизм» и «Ханбализм». А в конце заклюют и несчастный суфизм.

Яндекс.Метрика