Кязим просветитель

Кязим Мечиев. Фото: Б. Гуданаева, г. Тырныауз

Кязим Мечиев. Фото: Б. Гуданаева, г. Тырныауз

Теги:




3
26 Октября 2012г. (10 Зу-ль-хиджа)
Мудрый кузнец, хаджи, защитник слабых – так называли современники основоположника балкарской литературы, народного просветителя Кязима Мечиева.



Родился Кязим в 1859 году в высокогорном ауле Шики в многодетной семье (11 детей) кузнеца Бекки. Мальчик был с рождения хромой на левую ногу, и чтобы как-то облегчить судьбу ребенка, отец, несмотря на все трудности, решает дать ему религиозное образование.



В медресе родного ущелья, затем Кабарды и Дагестана Кязим, в течение нескольких лет, изучает основы шариата, арабский язык, чтение Корана, жизнеописания пророков, историю ислама, проходит курсы географии и астрономии. Его земляк и наставник эфенди Чепелеу Бозиев знакомит Кязима с поэзией Востока, в частности, с произведениями Навои, Физули, Фирдоуси, аль-Бируни, аль-Фараби, ибн Сина.



Окончив учёбу, Кязим раз и навсегда решает связать себя с кузницей – местом, где каждый бедняк мог даром получить не только железное изделие, но и доброе слово, мудрый совет. И люди шли, тянулись к излучаемому свету знаний кузнеца. На простом, понятном для всех языке Кязим говорил об основах ислама, его столпах, разъяснял суры Корана, рассказывал истории из жизни пророков и сподвижников, размышлял о тленности мирской жизни, о путях достижения Рая. Облачив всё это в стихотворную форму, поэт дает жизнь своему слову, прошедшему сквозь века: люди запоминали услышанное и передавали друг другу из поколения в поколение, а благодаря составленному им первому балкарскому алфавиту (на основе арабского языка и фарси) до нас дошли и письменные источники.

По словам людей, знавших Кязима, хадж он совершал трижды, но в архивных материалах сохранились сведения лишь о двух:

- в 1903 г. (морской путь из Батуми к берегам Турции, затем пешее путешествие к Каабе, занимало примерно три месяца и столько же обратно);

- в 1906 г. (это паломничество продлилось на 4 года: он побывал в Египте, Ираке, Сирии, странах Арабского полуострова).



Стремление выполнить долг мусульманина было сопряжено с тяжёлыми испытаниями в долгом и опасном пути. Это совершенно другие климатические условия непредсказуемой пустыни, грабительские набеги бедуинов, различные инфекционные болезни. Да и возраст большинства паломников, как правило, был преклонный, так, после хаджа в родной аул вернулись лишь двое из шести паломников. Но жажда знаний, вера и терпение были его спутниками на протяжении всей жизни. И здесь на чужбине Кязим продолжает повышать свои знания в лучших университетах мусульманского мира (аль-Азхар в Каире, медресе Омейядов в Дамаске, Багдаде, Стамбуле) и пополняет свою «каменную библиотеку» книгами просветителей Востока.



Вдали от родины Кязим не перестает думать о тяжёлой судьбе своего народа, не видящего света под гнетом несправедливых правителей. И чуткое сердце поэта видит, что таково положение бедняков не только в его горах.



Избороздил я много бурных вод.

Бывал у турков, ездил я к арабам.

Бедняк повсюду как бедняк живет,

И сильный измывается над слабым.



Мучительный поиск пути избавления от зол приводит хаджи к выводу, что причина людских несчастий в незнании и неверии, отсюда цель – очищение человека, воспитание истинно свободной личности-мусульманина. И самый верный способ достижения этой цели – собственный пример. Ведь, для Кязима ислам – это не просто комплекс обрядов, это образ жизни, покорность Аллаху в каждом поступке, в каждом слове. И подтверждение тому – воспоминания людей, лично знавших его:



«Помню страшный для балкарцев голодный 1916 год. В этот несчастный год много погибло скота, люди умирали от голода. Так вымерла вся семья Солтана Бийнегерова. В тот год почти не гас огонь в кузнице Кязима. Он много работал и почти все отдавал нуждающимся».



«Детская память – она цепкая, выхватывает как будто детали, а со временем понимаешь: главное – в человеке. Дело в том, что я сирота – отца раскулачили, меня воспитывала бабушка. Так вот, Кязим постоянно опекал меня – то кусочком сахара угостит, то кулечек с леденцами вручит. Порой казалось, что старик меня, соседского мальчишку, больше внука жалел».



«В нашем селении жил один русский старик. Не знаю, откуда он взялся, но помню, что был совсем беспомощный. Как-то он упал прямо на улице и сильно, до крови, расшибся. И первым ему помощь оказал именно Кязим, попросивший нас, ребятишек, позвать своего сына, а когда тот пришел, они вместе отнесли старика к себе домой. Там он его искупал, рану перевязал, а потом и накормил».



«Мать вспоминала: однажды в доме ночевали четырнадцать человек, когда постучался четырнадцатый, моя мать, открывая ему ворота, сказала, что в доме нет уже ни хлебной крошки, ни свободного местечка, где можно примоститься. Это услышал вышедший на стук вслед за ней Кязим; он отругал дочь, впустил нищего, сказав, что людей без тепла нельзя оставлять, а с пищей Бог поможет. Прошло какое-то время, вновь раздался стук в ворота. Открыли, а там сразу несколько человек. Мама стала им объяснять, что в доме нечего поесть, как и нет места, а в ответ услышала: «Мы не на постой и не за едой. Мы чабаны, отару гоним, решили заглянуть к Кязиму, оставить ему ягненка». Кязим поблагодарил их, а матери сказал: «Это не мне Бог пищу послал, это он нищего пожалел». Бедные люди, бывало, жили у нас неделями, а то и месяцами.



Еще мама рассказывала. Сшили сестры Кязиму новый тулуп. Вышел он в нем к людям, а совсем скоро вернулся, но в другом тулупе – порванном, ношеном. Спрашивают сестры: «А где же твой?». Кязим им и отвечает: «Видите, в чем нищий ходит? В дороге все время, подаяние просит, замерзает. Ему в тепле надо быть. А мне тулуп зачем? Я ведь из дома редко выхожу, не замерзну». Зато видели бы вы, как нищий обрадовался.»



«Доброта его, его глубокая вера не могли не притягивать людей. Но что интересно, Кязим веру никому не навязывал. Однако, глядя на него, люди тянулись и к вере. Они шли к нему в дом – Кязим жил около речки, затем умывались холодной водой, а уж потом направлялись в мечеть и там молились.»



Эти реальные истории – пример оживления Корана и сунны праведником, познавшим суть источников ислама.



В 1909 г. в Темир-Хан-Шуре (г. Буйнакск) выходит в свет первая книга Мечиева Кязима «Иман-ислам». В ней говорится о шести столпах имана, пяти столпах ислама, об обязательности намаза, описаны правила омовения, приводится жизнеописание пророка. Исламской тематике посвящены также поэмы «Хвала Аллаху», «Маулют», «Ибрагим», «Расул», «Дуния», «Смерть», «Пять намазов», «Мольба» и др. Часть этих произведений переложены современными молодыми исполнителями в форму мусульманского песнопения-нашиды, которые пользуются большой популярностью в народе.

Мировоззрение Кязима-хаджи формировалось на стыке двух веков и двух империй – Царской России и Советского Союза. Это было время нескончаемых войн, эпидемий, революций, но самым последним и тяжёлым испытанием стала депортация 1944 г. На глазах поэта вымирал от голода и лишений его многострадальный народ, для которого Кязим продолжал быть примером мужества и безмерного терпения, опорой и поддержкой, до последнего вздоха, завещая оставаться всегда людьми:



В единстве – сила, только с ним мы обретем свой дом.

Народ мой, я прошу тебя не забывать о том.

Нам стойкими пристало быть – прошу тебя, пойми,

Что и в несчастье надо быть достойными людьми!



Достойный Человек ушёл достойно: 14 марта 1945 г. в окружении родных, читая Коран, Кязим попросил зеркало и, посмотрев в него, сказал, что его час пришёл.



Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Превосходство знающего над поклоняющимся, подобно моему превосходству над нижайшим из вас. Поистине, Аллах, и ангелы Его, и обитатели небес и земли, и даже муравей в своей норке и даже кит в море призывают благословения на тех, кто обучает людей благому!» (ат-Тирмизи)



Да благословит Аллах искреннего раба своего Кязима, посвятившего свою жизнь обучению людей благому и дарует ему высшую степень в Раю!



Автор: Мариям Хаджиева

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

GID 14 Ноября 2012г.
Ответить

Встречались на даче у болота.Бывалый и Игривый привели ещё какого то молодого.Игривый поведал о атаке берегов Америки. Сказал,что Атаку захерячили несколько Евразийских Титанов.Что, океан закипел под их взглядами,затем обрушился на берега Америки.Вся атака была приурочена к халуину,дабы нагнать на Американцев страху.На мой вопрос,почему столько жертв,Быва- лый ответил ,что когда Американские Титаны атаковали Евразийс- кие берега,жертв было в тысячи раз больше.Бывалый сказал,что следует ожидать в скором ответный удар Американских Титанов....
Читать дальше

SamirAga 27 Октября 2012г.
Ответить

Когда то, давным давно, мы были одним народом. Народом Булгаров. Я помню, что когда балкары приезжали в Казань, мы прекрасно понимали друг друга.

SamirAga 27 Октября 2012г.
Ответить

Когда то, давным давно, мы были одним народом. Народом Булгаров. Я помню, что когда балкары приезжали в Казань, мы прекрасно понимали друг друга.

Яндекс.Метрика