Время рвать струны?

Дагестанская фетва может стать новым водоразделом между последователями ислама

Дагестанская фетва может стать новым водоразделом между последователями ислама

Теги:





5
01 Ноября 2012г. (16 Зу-ль-хиджа)
Богатым на события оказался октябрь. Тут и развитие печальной тенденции по представлению нестабильным всегда мирного Татарстана, и искусственно-постепенное перепрофилирование Ставрополья в очаг межнационально-межконфессиональной напряженности. А рядом – решение Совета алимов ДУМ Дагестана о запрете использования музыкальных инструментов при исполнении религиозных песнопений. Муфтий Ахмад Абдуллаев, заявив, что на сегодня поставлена точка "в вопросе использования музыки при исполнении нашидов", выразил надежду, что "к этому вопросу нам не придется больше возвращаться". По его словам, нужно переходить "на более правильный уровень призыва к вере, который бы в полной мере соответствовал шариату"(1).



Пресс-секретарь ДУМД Магомедрасул Омаров раскрыл, что "фетва относится исключительно к религиозным песнопениям – нашидам". Он назвал популярными среди мусульман нашиды в музыкальной обработке, в т.ч. "в сопровождении синтезатора", хотя "по-Корану и хадисам восхваление Аллаха, Его пророков и сподвижников Мухаммеда позволительно только при помощи голоса". При этом М. Омаров отметил, что речь не идет о запрете в Дагестане патриотических или лирических песен, да и ДУМД "не может что-то запрещать на государственном уровне, т.к. эта структура – общественная организация", и все ее решения "носят рекомендательный характер". Эта фетва будет распространена по мусульманской умме России, резюмировал он, но ее юридическая правомочность ограничена только шафиитским мазхабом; на российских мусульман ханафитского мазхаба, составляющих в России большинство, она не распространяется(2).



Первые отклики на это решение свидетельствуют о довольно неоднозначной оценке фетвы в умме. Мнения явно разделились: от однозначной поддержки до, скажем, сомнений в ее целесообразности в настоящее время. Наиболее частым является вопрос – что именно способствовало его рассмотрению непосредственно на переживаемом этапе, являющимся непростым для мусульманского сообщества России в глобальном плане?



В данном контексте отмечается, что тема использования музыкальных инструментов всегда являлась обсуждаемой в умме, не стал исключением и современный этап. Действительно, "музыкальный" акцент всегда сопровождает развитие сообщества мусульман. Автор также касался этой "щепетильной" темы(3), поэтому не заостряет внимания на "чисто" теологической ноте события, к тому же не эта тональность является путеводной в обсуждениях фетвы. Например, в ряде комментариев высказывается сомнения, не станет ли фетва для определенных сил внутри самой уммы некой "подсказкой" к дальнейшему внутримусульманскому размежеванию? Имеется в виду конкретизация дагестанскими алимами юридической правомочности решения для шафиитского мазхаба, вне ее распространения на ханафитов.



Признаем, отсутствие единства среди приверженцев ислама практически во всех регионах – наболевшая проблема сегодняшних дней. Мы и так уже подразделили сами себя на "верных" и "неверных", "традиционных" и "нетрадиционных", теперь же, как отмечают некоторые комментаторы, у нас появилась еще одна "лазейка" для обвинения друг друга в "неправильной вере" с точки зрения исполнения (или даже слушания) нашид. Мало этого, не исключено, что в ближайшее время трактовка понятия нашид может варьироваться в зависимости от приверженности исполнителя к тому или иному мазхабу. Не произойдет ли в этой плоскости непонимания (мягко говоря) между вчерашними друзьями, родственниками, соседями?



С другой стороны, одним из самых распространенных в свете вышеупомянутой фетвы является вопрос: насколько это решение актуально для молодых мусульман в условиях падения в целом общего уровня образования юношей и девушек? Сложно не согласиться, что практически на всем постсоветском пространстве резко упала планка проходных баллов для поступления в вузы. Как бы прискорбно это и не звучало, но кругозор нашей молодежи претерпел значительные изменения, сузившись до минимальных рамок. Эрудиция оставляет желать лучшего. Да и само образование стало непрестижным. Отсюда – распространение мнения, что сегодня для уммы целесообразнее выискивать пути поднятия уровня образования мусульман на значительную высоту, т.к. в ином случае мы не будем прогрессировать, застряв в собственных распрях.



Таким образом, фетва вызвала как интерес, так и массу вопросов и сомнений. Наверняка, эксперты еще скажут свое слово, нам же остается пытаться работать над собой, чтобы в условиях быстрейшего темпа жизни стремиться не просто не отстать от движения, а быть в его первых рядах. В плане интеллекта и общеобразовательного уровня.





1.Духовное управление мусульман Дагестана запретило музыку

http://islam-today.ru/article/4760/

2.Фетва о музыке и проблемы Дагестана

http://www.bigcaucasus.com/events/actual/03-10-2012/81359-0/

3.Ислам, гармония и музыка

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1230454500

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

marato 07 Ноября 2012г.
Ответить

Альхамдуллилагь, Дагестан медленно но верно возвращается к истинному исламу

abumursal 07 Ноября 2012г.
Ответить

давно пора.да и нашиды бидат

nursafar 01 Ноября 2012г.
Ответить

http://sawab.info/haram-nashidov

marato 07 Ноября 2012г.
Ответить

Альхамдуллилагь, Дагестан медленно но верно возвращается к истинному исламу

nursafar 01 Ноября 2012г.
Ответить

http://sawab.info/haram-nashidov

Яндекс.Метрика