Информационное
агентство России
-2°C
23 ноября, 02:40

Исламовед сравнил список запрещенной исламской литературы с "Самиздатом"

art_dev
Исламовед сравнил список запрещенной исламской литературы с "Самиздатом"
Экстремистская в России книга "Личность мусульманина" популярна во всем мире

Запрет исламской литературы может сделать популярными труды богословов, как во времена Советского Союза пользовался популярностью «Самиздат», — полагает руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Виталий Наумкин. По его мнению, вынесение запрета на распространение той или иной литературы не должно находиться в компетенции районных органов власти, судов, которые принимают решение на основе рекомендаций недостаточно квалифицированных экспертов.

«Любой запрет — палка о двух концах, которая может ударить и того, кто ею размахивает, особенно если неумело. Кстати, это может создать рекламу как раз тем трудам, которые запрещают, подогреть к ним дополнительный интерес. Мы помним, как читали литературу так называемого «Самиздата» в Советском Союзе», — заявил в интервью Интерфаксу Виталий Наумкин, комментируя запрет книг мусульманских богословов в нашей стране. По его словам, ситуация, сложившаяся сегодня в этой сфере, может нанести ущерб как межрелигиозным отношениям, так и отношениям с другими странами.

Напомним, что в списке экстремистской литературы Росрегистрации более половины книг известных мусульманских богословов — Саида Нурси, Мухаммада Али аль-Хашими, аятоллы Хомейни и других. В то же время в этом списке нет ни одной книги представителей других религиозных конфессий.

«Я не хочу лишний раз обвинять региональных чиновников, но случай в Пензенской области с запретом книги аятоллы Хомейни показателен», — заметил Наумкин. «Россия стремится развивать отношения с Ираном, и при этом в ней запрещаются труды основателя современного иранского государства! Ни в одной стране, даже в Соединенных Штатах, которые не признают нынешний режим в Иране и не имеют дипломатических отношений с этой страной, нет запрета на эту книгу!», — говорит он.

Неадекватным был, по его мнению, и запрет книг Саида Нурси. «Сами по себе эти книги не содержат какого-либо экстремизма, призывов к чему-то плохому, противозаконному. Совершенно другой вопрос — должно ли государство разрешать деятельность каких-то групп, объединений сторонников Нурси. Здесь есть о чем подумать», — считает востоковед.

Вынесение запрета на распространение той или иной литературы не должно находиться в компетенции районных органов власти и судов, — полагает Наумкин. «Это могло бы находиться в компетенции специального органа, в который должны войти ученые, религиозные и общественные деятели, чиновники. Они должны на основе тщательного анализа вынести заключение в отношении того или иного издания, которое бы учитывалось при принятии окончательного решения», — говорит востоковед.

В то же время российская исламоведческая наука переживает период расцвета, открываются исламские учебные заведения, развиваются исламские СМИ, государство выделяет финансирование, поддерживаются мусульманские общины верующих, считает Наумкин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: