Информационное
агентство России
1°C
17 ноября, 20:36

Сохранятся ли татары-москвичи

muh
Сохранятся ли татары-москвичи
По сравнению с 2002-м в 2010 году татарское население Москвы сократилось на 11%

После долголетнего обозрения столичного татарского сообщества, возникает ощущение, что нас почему-то не прибавляется, а скорее наоборот — татары все менее заметны в пестрой столичной жизни. Казалось бы, уже 15 лет в московских округах существуют татарские национально-культурные автономии (НКА), городом выделяются, как говорят, немалые средства на развитие культуры татар, Татарстан не скупится на щедрые подарки, регулярно проводятся общегородские «Сабантуи»…, да и немало татар из других мест осело тут за последние годы…

Воспользуемся доступными в интернете результатами Всероссийской переписи населения за 2002 и 2010 г.г. Известно, что они вызывают много нареканий, но за неимением лучшего попробуем отследить тенденции, не обращая большого внимания на абсолютные цифры.

По сравнению с 2002-м в 2010 году татарское население Москвы сократилось на 11%, а русское, наоборот, возросло. Заметим, что эти два государствообразующих и близких по менталитету народа в целом по стране сократились примерно на 4% практически одинаково — с разницей 0,2%. Рост численности населения в Московской области объясняется притоком сюда жителей других регионов. Заметим, что относительный прирост татар тут оказался 6, 4%, а русских — только 3%. Москва же более привлекательна для мигрантов, что отразилось в 12%-м росте русского населения. Тогда почему в тех же условиях заметно меньше стало московских татар, и разница между ними и русскими достигла 23%?

Если распределить население по возрастам, то московские татары преобладают над русскими в Москве и в среднем по татарам в стране среди старших 40 лет у, а в группе молодежи до 19 лет – их явно меньше.

Что, татары перестали рожать или они в массовом количестве покинули столицу? — Конечно, нет. Скорее всего, многие столичные татары не видят себя частью своего народа, что особенно выражено у молодежи. Иными словами сокращение численности татар происходит не физически, а виртуально, на уровне осознания своей национальной принадлежности. К тому же 5-я графа в паспорте теперь больше не напоминает о национальности.

Естественные процессы ассимиляции сегодня усугубляются мощным воздействием извне. Несмотря на декларируемую в Конституции многонациональность в столице Российской Федерации преимущественно сохраняются исключительно русские традиции, культура, история и т.п. Редко можно узнать или услышать нечто позитивное о татарах с кино- и телеэкранов, из популярных СМИ, в экспозициях музеев и выставок, в сфере образования и т.п. Несмотря на труды ученых, до сих пор живы старые мифы о коварных и злых татарах, но к ним еще добавляют новые. Примером тому является вышедший на широкий экран, отмеченный наградами на Московском кинофоруме да еще номинированный на премию «Золотой орел» фильм «Орда», провоцирующий рознь путем искажения исторических фактов. А можно ли вспомнить российскую кинокартину, в которой положительным героем был бы татарин?

ГрафикГрафик

Антиисламская истерия, развернувшаяся в стране, постепенно проникает все глубже во все стороны нашей жизни. Перед массовой аудиторией мусульмане часто предстают в образе антигероев: террористов, бандитов, торговцев оружием, наркотиками… Это сильный удар по самосознанию татар, ощущающих себя мусульманами, для которых Ислам является духовной опорой их национальной идентичности.

Как противостоять подобному давлению? Очевидно, что чем более компактно и сплоченно живут люди, тем меньше влияют на них негативные внешние факторы. Понятно, что в Татарстане, где есть национальные СМИ, книги и своя система образования, влияние этих факторов минимально.

В отношении татар Московская область и Москва сходны по окружению, малой доступности национальных СМИ и по отсутствию системы национального образования (имеющиеся на всю Москву одна школа с факультативным обучением своего языка и группа в детском саду не в счет). Это подтверждается одинаково слабым уровнем знания родного языка (32% и 35%), сильно отличающимся от общероссийского ( 69%).

Тогда почему в одинаковых условиях численность татар в Подмосковье растет, а в Москве падает?

Можно предположить, что здесь различна компактность проживания. Если взять двух человек с равным числом знакомых, то из них житель небольшого населенного пункта чаще пересекается и, следовательно, больше общается со своими знакомыми, чем в крупном городе. Поэтому, в небольших областных городках и поселках татары гораздо больше и чаще контактируют со своими соплеменниками и менее разобщены, чем в мегаполисе. Отсюда и возникает разница в степени национального самосознания. Нельзя также сбрасывать со счетов и деятельность областной татарской национально-культурной автономии, которая активно действует на местном уровне, и помощь местной администрации.

Переломить негативную тенденцию сокращения столичных татар можно лишь совместными активными действиями всех здоровых сил через татарские общественные организации и местные НКА, объединенные под эгидой Московской региональной татарской автономии. Необходимо решительно избавиться от ошибок прошлого периода и принципиально изменить подходы к решению задачи сохранения самобытности татарской общины в современных условиях.

Наряду с традиционными связями родственными и по интересам, разбросанными по всему городу, необходимо создавать новые, ориентированные по месту проживания. Это возможно лишь при активной работе местных автономий. Согласно последней редакции закона «О национально культурной автономии» местные НКА создаются исключительно в муниципальных образованиях, то есть в районах, которых в Москве 123 плюс те, что появятся на новой территории. При этом статус существующих восьми окружных автономий проблематичен. Районные НКА способны соединить татар, живущих реально по соседству — в шаговой доступности. Это открывает возможности совместного решения большинства мелких, но важных для человека социально-культурных и бытовых вопросов, как и происходит в Подмосковье. Распределение татар по административным округам Москвы показывает, что в каждом районе должно проживать не менее 1000 наших соплеменников, а это означает – у нас есть с кем общаться и встречаться!

На данный момент уже зарегистрировано 23 районных НКА. Однако, пока сложно найти активных, инициативных людей для создания и функционирования свыше сотни таких организаций. Поэтому, сейчас важно уделить серьезное внимание вопросам методической, материальной и информационной поддержки районных автономий для того, чтобы они могли начать свою деятельность. При этом вопросы государственной поддержки, скорее всего, потребуют решений на уровне правительств Москвы и Республики Татарстан.

Активизация татарского населения подразумевает не только расширение зрительской аудитории культурно-развлекательных мероприятий, а прежде всего широкое вовлечение рядовых граждан в дело обустройства и нашей общины, и района, и города в целом. Всем желающим надо предоставить все возможности стать полноправными членами автономий. Работа НКА должна проистекать исключительно за счет инициативы, всестороннего участия и с учетом мнения ее членов. Необходима выработка действенных стимулов для вступления в членство. Одним из них может стать проведение открытых выборов руководства автономий на конкурентной основе с широким обсуждением предвыборных программ.

Другая, наибольшая часть татарского населения – это участники проводимых автономиями мероприятий. И для них важна информация, о жизни татар Москвы, о программах деятельности автономий. Они также заинтересованы в защите национальных прав, получения знаний по вопросам родного языка, культуры, истории и пр. Поэтому учет мнения этой категории также необходим в работе автономий.
Вполне естественно, что для нормального функционирования автономий необходимо доверие к ним со стороны рядовых граждан и возможных спонсоров, которое может быть обеспечено полной прозрачностью их деятельности, а также грамотным руководством. Тому должно способствовать массовое членство, открытые альтернативные выборы, о которых говорилось выше. Помимо этого в структуре должны быть предусмотрены независимые органы, осуществляющие регулярный контроль. И, конечно, гласность в работе.

Большую роль здесь должны сыграть собственные средства массовой информации автономий. Это создание новостных и тематических сайтов, выпуск газеты – печатного органа татар Москвы, организация телевизионного и радиовещательного каналов. При этом необходимо обеспечить условия и возможности публикации острых и критических материалов.

Эти СМИ будут в основном работать в сетях интернета и поэтому окажутся сравнительно недорогими. Отсюда возникает еще одна важная задача – массовое приобщение татар Москвы к Интернету, который также создает новые возможности для внутриобщинного общения и взаимодействия.

Особо следует подчеркнуть актуальность создания правовых институтов, обеспечивающих строгое соблюдение конституционных норм, недопущение ущемления национальных и религиозных прав граждан.
При решении этих задач весьма кстати пришлось бы более внимательное и действенное участие Федеральной татарской национально-культурной автономии.

*****

На 26-е января 2013 г. намечено проведение Отчетно-выборной конференции Региональной татарской автономии, подготавливаемое тремя окружными автономиям. О порядке ее проведения мы не имеем ни малейшей информации. Однако значение этого мероприятия представляется очень важным, потому что нельзя допустить повторения прежних просчетов, которые не принесли результатов! Проведение Конференции без участия 27-ми зарегистрированных автономий совершенно недопустимо и может привести к новым раздорам в татарском обществе.

Очевидно, что в настоящее время организовать это мероприятие по всем правилам невозможно из-за незначительного количества зарегистрированных членов в автономиях. Поэтому формирование состава участников Конференции должно проходить на паритетных началах по спискам делегатов и предложениям от всех автономий, имеющих официальную регистрацию. Перед избранным на Конференции Советом и Председателем Региональной автономии нужно поставить главную задачу: в течение года провести работу по подготовке и проведению новой Конференции, отвечающей всем демократическим требованиям. В этот период необходимо выполнить следующее.

1. Организовать широкий прием татарского населения в члены автономий. Если в районах или округах нет автономий или имеются препятствия для вступления, то производить прием непосредственно в Региональную автономию. При этом количество делегатов от автономий на будущей Конференции будет определяться пропорционально количеству зарегистрированных членов.

2. Разработать проект нового устава Региональной автономии и провести его широкое обсуждение с внесением поправок.

3. Организовать публичное обсуждение кандидатов на руководящие должности, провести дебаты между ними с обсуждением представленных программ.

Надо заметить, что изложенные здесь предложения не охватывают всего многообразия задач, стоящих перед татарскими автономиями и другими общественными организациями столицы. Они касаются лишь некоторых организационных моментов, без которых сложно будет добиться успешных результатов в основной деятельности по сохранению и развитию татарской национальной культуры и образования, а, следовательно, — создания благоприятного климата для нормального существования жителей Москвы, относящих себя к татарской национальности.

…Указанная дата все ближе. К сожалению, нынешнее руководство Региональной автономии не проявляет желания изменить стиль своей работы. До сих пор официально не объявлено о месте и дате проведения Конференции, ее подготовка ведется скрытно. То есть налицо сохранение прежних порядков, которые 12 лет тормозили развитие татарского сообщества в Москве. Заметно тут и вмешательство руководства ДУМЕР, значительная доля которого сейчас находится в Совете РТНКА. Имеют ли они отношение к вопросам сохранения и развития татарской культуры? По сему грядет новый этап борьбы за свои права. Молим Всевышнего, чтобы он не продолжался так же долго, как предыдущий. Для этого есть и правовые основания. Накоплено немало сведений о бездеятельности, нарушениях Устава и законов со стороны тех, кто и сейчас стремится в руководство РТНКА, правоохранительные органы занимаются имевшими место фактами незаконного обогащения группой лиц в крупных размерах при наличии коррупционной составляющей. Все это частично обнародовано на сайте mtss.ru, а также в газете «Звезда Поволжья» и в интернет-изданиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Rinat Piterski22.01.2013 18:23

    «татарское население Москвы сократилось на 11%, а русское, наоборот, возросло. Заметим, что эти два государствообразующих и близких по менталитету народа »
    _______________________
    Гаяр Искандеров (если это тот, который проводит дискотеки для московских студентов и противник строительства мечети на Выползов перулке) ляпнул что то непонятное. Надо же такое выкинуть, что оказывается мой татарский и у соседа русского менталитет одинаковый и близкий? Я долго плакалъ от этих слов.
    Татары никогда не были близки не к русскому, не к украинскому, не к еврейскому народам. Менталитет, традиции, религия, культура, обычаи и все другое у нас — РАЗНЫЕ!!! И не нужно тут сочинять всякие сказки и сбивать людей с толку.
    А что же касается численности прироста русского населения то скажу: что количество русских увеличилось за счет «русских» (евреев). А количество татар как росло, так и растет. Сейчас в Москве по некоторым данным, проживают более 1 200 000 татар и около 10 000 башкир.

    • nursafar22.01.2013 19:21

      не согласен с тобой. политика ивана «грозного», петра1 и др. дали свои горькие плоды. Многие татары потеряли свою идентичность, свой менталитет и что самое печальное — свою религию. Многие обрусели и им стыдно сказать «я татарин» и тем более стыдно сказать «я мусульманин».
      я против крайностей. Против национализма и чванства, искусственного и нарочито подчеркнутого «никогда не были близки к русскому менталитету…», я также против, когда люди стесняются своей национальности, своей религии.

  2. ibragim 22.01.2013 19:26

    Я не татарин..Я готов забыть русский язык и говорить по татарски…Я согласен считаться с любой государственно образующей нацией кроме человеконенавистнической нацией русских.

    • nursafar22.01.2013 19:47

      ты не прав, это крайность!
      … (и пусть) ваша нена­висть по отношению к (кому-либо из) людей (не доводит) вас до того, чтобы вы от­клонялись от справедливости. Будьте справедливы(, ибо) это ближе к благочестию … (Трапеза, 8)

      О люди! Поистине, Мы создали вас от (одной пары — ) мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Поистине, достойнейшим из вас пред Аллахом является наиболее благочестивый.(2) Поис­тине, Аллах — Знающий, Всеведающий. (Комнаты, 13)

      • ibragim 22.01.2013 20:39

        Поговорим о справедливости….Почему русские ненавидят меня только из-за моего имени, из-за того что я не русский(чурка)итд. Услышав не русское имя они даже в лице меняются, гниль прет из них. И таких большинство. С этой ненавистью многие не русские люди сталкиваются изо дня в день…В нормальных цивилизованных странах людей судят за их поступки, а не за цвет кожи или имени, национальности…Как быть к ним справедливым? Мне надоело доказывать им что я не осел, что я человек такой же как и все…. Мусульманин не должен быть тряпкой, он должен бороться сопротивляться бесчинству.

        • nursafar22.01.2013 21:04

          не хочется говорить банальные слова, но подводить весь народ под одно определение «гниль..» это явный перебор. Тебе надо избавиться от комплекса «неполноценности» и не надо ни кому ни чего доказывать, просто будь МУСУЛЬМАНИНОМ.
          Кстати, у тебя оч красивое имя, своего сына я тоже назвал Ибрагимом)))

        • rtt edee22.01.2013 21:27

          Не переживай брат!У тебя красивое имя.Не обращай внимания на глупцов и будь успешен в жизни!

        • Gayar22.01.2013 21:48

          Почему русские ненавидят меня только из-за моего имени, из-за того что я не русский(чурка)итд. Услышав не русское имя они даже в лице меняются, гниль прет из них.
          ————————————-
          Ибрай, может это тебе так кажется? Я всю жизнь прожил в Москве и никогда не скрывал своего имени. Может кто-то и злился, но большинство относилось нормально. Как говорится: «у страха глаза велики». Просто здесь много приезжих. и не все еще привыкли к нашим именам.

          • رشيد 22.01.2013 21:54

            Имя значит мало без человека. А худой человек и хорошее имя обесчестит. Гайар — мне твое имя кажется лихим, как летящий ветер во время конной скачки. Хотя я и русский. Но муслим.

    • Gayar22.01.2013 21:43

      Ничего удивительного в этом нет. Раньше всех мусульман в России называли татарами. Чем больше татар, тем крепче все мы. В обиду друг друга не дадим! Если кто-то ощущает себя татарином, то он может записаться в Реестре татар Москвы: http://mtss.ru/imza3/

      • رشيد 22.01.2013 21:57

        Ох и запахло делением на роды, да на племена, народы… в РФ у любого в крови татарские следы есть. Не зря-же писали не раз — «поскреби русского и увидишь татарина». :)))

        • nursafar22.01.2013 22:52

          Рашид, для каждого из нас (для мусульман), принадлежность к Умме Мухаммада (сас) должна быть более важной чем принадлежность к какому то роду.
          Не обращай внимание на все эти разговоры.

          • رشيد 22.01.2013 23:00

            Стараюсь. ибо не хочется каждый раз указывать зарвавшимся на… отца и кое-что ухватить зубами… Да обидеть не хочу.

          • Gayar23.01.2013 12:57

            Естественно. Но племена и народы созданы Всевышним не просто так. Татары во многом сохранились благодаря Исламу.
            По части татарских следов в России, то они гораздо глубже, чем описывают лживые учебники истории. Предлагаю прочесть эти статьи, думаю, они всем будут интересны. Поищите их в интернете по названию, т.к. длинные ссылки здесь не проходят.
            Города Золотой Орды http://maximus101.livejournal.com/52076.html
            Московия до Петра I считала себя частью исламского мира
            В Москве продолжают писать странные книги о «своей» Руси

          • رشيد 23.01.2013 13:05

            Да все это я уже читал. И давно знаю, что Ислам на Русь пришел раньше христианства, причем в петровское время мусульман в Сибири было очень много, особенно в южном Урале, и за время петровских реформ было уничтожено чуть-не до ста миллионов мусульман! А ведь уничтожали и староверов-христиан, коих было в полтора раза больше.

          • Gayar23.01.2013 17:54

            А ведь первые христианские молитвы были на татарском языке! Кстати, недавно прошла служба староверов в Кремле. Впервые за 350 лет! А вот с количеством я с Вами не согласен. По Вашему выходит, что староверов было 150 миллионов. Это огромное население! Так почему же не было тогда больших русских городов и где древнерусские географические названия на территории России?

          • رشيد 23.01.2013 21:43

            Вот-то и дело, что староверы бежали в Сибирь и на Урал, жили в деревнях, но никак не в городах, чаще использовался «гуляй-город», когда можно было быстро перенести селение в другое место, подальше от безбожных властей. А древнерусских названий как-раз и не оставляли! Дабы потомки даже говор старый позабыли, от корней оторваны были, а посему принимали новое да скверное. А уж вдоль реки Агидель(Белая) сколь много старых каменных городищь, а на Алтае и того более!

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: