Исламские деятели и интеллигенция заглянули в корень

Выступления участников

Пути укрепления гражданского согласия в обществе искали накануне, 23 января, участники «круглого стола», организованного Центром изучения и развития традиционных конфессий. Символично, что на данную тему духовные лица и представители интеллигенции Кабардино-Балкарии говорили в стенах юношеской библиотеки Нальчика.

Кто и почему объявил ислам корнем всех проблем, как ситуацию исправить и консолидировать общество, в чем истоки раскола внутри мусульманской уммы? Участники мероприятия искали ответы на эти сложные вопросы. Важно, что разговор не стал очередным формальным мероприятием – люди говорили о наболевшем, слушали друг друга и советовались.

Если мы хотим добиться мира и спокойствия, по которым давно соскучились, интеллигенция и духовные лица должны услышать и понять друг друга, начал разговор руководитель центра Назир Ахматов. «После известных событий октября 2005 года меня в составе Духовного управления мусульман КБР пригласили на конференцию в институт гуманитарных исследований. Обсуждались причины случившегося. Один из уважаемых в республике ученых возмущался, обращаясь к нам, почему вы едете в Мекку и кружите вокруг черного куба. Почему нельзя выбрать какое-то место на Кавказе и там совершать хадж. Конечно, если студент-мусульманин услышит такие суждения, которые оскорбляют его религию, он радикализируется. Он найдет себе других наставников, которые скажут ему слова, которые он хочет услышать», – отметил выступающий.

Ахматов напомнил, что ислам выступает за уважение и равенство прав всех людей, несмотря на конфессию и национальность: «Рассказывают, что пророк Мухаммад сидел со своими сподвижниками, в этот момент мимо них проходила траурная процессия. Пророк встал, провожая ее. Один из сподвижников сказал, Мухаммад, зачем ты встал, умерший иудей. На что пророк ответил, разве его создал не Аллах».

На примерах пророка Мухаммада Назир Ахматов рассказал о толерантности и любви. «Всевышний любит нас, мы должны так же относиться друг к другу. Такое отношение необходимо транслировать в обществе», – отметил он.

Кавказская молодежь теряет свои корни, адыгэ хабзэ и тау адет (норма поведения кабардинцев и балкарцев) забываются, нет уважения к старшим, сетовали участники мероприятия. «Я рано утром гуляю в городском парке. Мне стыдно, но на каждой скамейке вижу парней и девушек, буквально прилипших друг к другу. Я попытался сделать им замечание, но мне ответили, уважаемый, идите своей дорогой. У меня душа болит за это. Неужели нас это украшает?! Если мы, среднее поколение, не будем делать замечания, учить молодых, это станет для них нормой поведения», – отметил спортсмен Юрий Вороков.

Почему общество делят на светское и духовное, задался вопросом преподаватель исламского университета Расул Рахаев. «Для меня, как мусульманина, ислам – ориентир в жизни. Не воруй, не пей, не кури, не совершай плохих поступков – это руководство в жизни, почему я должен ее делить на светское и духовное?» – отметил он.

Мы все на одном корабле, и если он утонет, искать виноватых будет поздно, считает главный редактор газеты «Ислам в Евразии» Хасим Аккаев. «Именно вы, интеллигенция, имеете большой авторитет в обществе, от вашей позиции будет зависеть отношение к исламу», – подчеркнул он.

В интервью в газете профессор шариатских наук Мухаммад Абуль-Фатх Баянуни говорил, что одна из причин раскола в обществе – разрыв между поколениями, напомнил Акаев. Молодые могут ошибаться, но у старших должно хватать мудрости, понять их и направить по верному пути.

Отношение к девушкам, одетым согласно исламу, – причина негатива в современном обществе, пример этому ситуация в Ставропольском крае. «Хиджаб – это не кавказская традиция, наши бабушки не одевались так – вот главный аргумент против покрытых девушек. Но сидеть в обнимку с парнями в парке – это тоже не наша традиция, но об этом никто не говорит», – отметил главред.

Ислам учит человека быть патриотом. Наши деды были религиозными людьми, они во время Великой Отечественной войны защищали нашу страну, они были патриотами и этому надо учить молодых, считает Аккаев. «Я учился и жил заграницей 15 лет, но я патриот совей страны и люблю ее», – добавил он.



Разговор состоялся, заключил Уполномоченный по правам человека в КБР Борис Зумакулов. «Я вышел с инициативой на имя главы республики, чтобы в Кабардино-Балкарии заработало круглосуточное телевидение. Свой телеканал должен стать площадкой, где можно обсуждать актуальные вопросы. Мы не должны замалчивать и проблемы внутри мусульманской общины», – отметил он. По мнению автора, на канале необходимо организовать уроки религиоведения. Назир-хаджи Ахматов предложил запустить там социальные ролики, которые рассказывали бы, что говорит религия и горский адат о тех или иных пороках общества.

Разговор был настолько интересным, что трех часов на обсуждение всех проблем не хватило и участники решили, не ограничиваться одной встречей. «Как нам придти к гражданскому согласию вопрос очень широкий и обсуждать его надо в большой аудитории?» – задался вопросом Вороков. В свою очередь ректор Института бизнеса Феликс Хараев пригласил Центр изучения и развития традиционных конфессий провести очередную встречу в стенах вуза. «Толстой говорил, как из плохих людей создать хорошее общество. Поэтому, если мы хотим исправить ситуацию, должны начать с себя», – отметил он.

Определились и с его темой следующей встречи – семья в традиционных религиях и в Конституции РФ.

«Я доволен встречей. Мы смогли услышать, что интеллигенция думает о ситуации в республике, рассказали о своей позиции. По результатам удалось сформулировать предложения, которые помогут урегулировать ситуации в республике, в том числе предложили провести аналогичные беседы с родителями и с преподавателями школ. Даст Бог, такие беседы принесут только позитив», – прокомментировал Назир Ахматов результаты мероприятия.

Автор: Фатима Тикаева

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика