Фахми Хувейди: «президент Мурси – плохой, а другие еще хуже»

Фахми Хувейди
Известный египетский мыслитель и публицист Фахми Хувейди в интервью кувейтской газете "Аль-Кабас" отметил две ключевые проблемы, стоящие перед президентом Египта Мухаммедом Мурси. В качестве первой он назвал оппозицию, не желающую вести реальный диалог с властью и при этом "сливающую" негатив в СМИ.



Вторая проблема заключается в народе, по-прежнему ожидающем быстрых плодов революции – резкого улучшения социально-экономической ситуации в стране. Эта проблема пока концептуально не решена.



Комментируя недавние беспорядки на египетских улицах, философ отметил, что у данных "проявлений экстремизма" несколько причин.



Во-первых, месседж власти народу, по мнению Хувейди, был изначально сформулирован неправильно. Мурси в своем диалоге с египтянами не учел накопленный в массах негативный потенциал, вызванный нищетой и бедственным положением большой части населения страны.



Кроме того, Хувейди отметил роль внешнего фактора. "Несмотря на то, что я не могу привести никаких доводов в пользу этой версии, разум и логика подсказывают мне, что всеми этими беспорядками руководила серьезная рука извне", – сказал он. В частности, Израиль и Америка, на протяжении 30 лет контролировавшие ситуацию в Египте и вдруг лишившиеся этой привилегии, вряд ли сдали бы свои позиции без боя.



Наконец, масла в огонь подливали и местные СМИ, разжигая экстремизм и внося свою лепту в защиту старого режима. В качестве примера мыслитель напомнил о том, как в один день были подожжены 26 представительств "Братьев-мусульман". Причем, анализируя египетские СМИ, он пришел к выводу: все они сегодня, в основном, занимают "промубараковскую" линию и более чем на 90% настроены против нынешнего президента. Поддержка Мурси в государственных СМИ колеблется от 15 до 20%, что фактически означает: 80% – против него. "А где же СМИ Мурси?"



Кстати, тезис о настрое египетских СМИ наглядно иллюстрирует изложение данного интервью в популярном египетском издании "Аль-Ахрам". При том, что в оригинале Хувейди дает понять, что египетское общество, привыкшее к авторитаризму, еще не созрело для демократии, не научилось жить на демократических рельсах, "Аль-Ахрам" преподнес фразу философа "Египет платит цену за отсутствие демократии" иначе. Из которой напрашивается вывод о том, что Египет расплачивается за недемократичного президента-исламиста.



Говоря о поляризации египетского общества и социальных слоях недовольных новым режимом, философ выделил несколько групп противников Мурси. Часть из них выходит на улицы потому, что им в буквальном смысле не на что жить. Другие выходят бороться за власть. Есть те, кто боится демократических преобразований (в основном, речь идет об "осколках" старого режима, наворовавших при Мубараке и опасающихся законного возмездия), но есть и те, кто боится ихванов ("Братьев мусульман"), считая, что при них Египет скатится в религиозное средневековье.



Все эти причины и провоцируют социальное напряжение, выходов из которого два: либо переворот (но Хувейди выступает против такого сценария, поскольку он приведет к непредсказуемым последствиям, анархии или военному положению в стране), либо прямой контакт нового режима в лице Мурси с народом, артикуляция властью четкой и ясной программы дальнейшего развития страны.



При этом Хувейди отрицает религиозную подоплеку противостояния, отмечая, что религия весьма далека от происходящего и не играет в нем особо заметной роли. Он напомнил об опыте Турции, где правящие происламские силы сконцентрировались на экономических и социальных аспектах, не выставляя своих исламских убеждений.



Сценарий будущего страны видится философу как "сложнопредсказуемый": страна требует восстановления, при этом на нее происходит сильнейшее давление извне, во внутренних процессах задействовано много различных сторон со своими интересами, среди которых есть и те, кто не заинтересован в дальнейшем развитии Египта. "Мы должны приложить усилия, будущее страны – в наших руках", – заявляет мыслитель.



Еще один весьма любопытный тезис, озвученный в интервью, касается "ихванизации" государства, о котором упоминают многие. Но на самом деле процесс, по мнению философа, наблюдается обратный: не ихванизация страны, а огосударствление ихванов. "Египетская бюрократия стала частью ихванов. Ихваны оказались во власти политики бюрократического государства, а не собственной политики, как утверждают некоторые", – отметил Хувейди.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

SamirAga 13 Февраля 2013г.
Ответить

Мурси плохой, потому что он плохой для кафиров.

impuls 13 Февраля 2013г.
Ответить

«Зачем придумывать велосипед, когда есть паровоз.» При сложившихся обстоятельствах, нужно взять президенту Египта Мухаммеду Мурси на время опыт Турции, где правящие происламские силы сконцентрировались на экономических и социальных аспектах, не выставляя свои исламские убеждения и цели на показ. Мусульманам нужно вспомнить Худайбиское соглашение с язычниками.

SamirAga 13 Февраля 2013г.
Ответить

Мурси плохой, потому что он плохой для кафиров.

impuls 13 Февраля 2013г.
Ответить

«Зачем придумывать велосипед, когда есть паровоз.» При сложившихся обстоятельствах, нужно взять президенту Египта Мухаммеду Мурси на время опыт Турции, где правящие происламские силы сконцентрировались на экономических и социальных аспектах, не выставляя свои исламские убеждения и цели на показ. Мусульманам нужно вспомнить Худайбиское соглашение с язычниками.

Яндекс.Метрика