Информационное
агентство России
1°C
20 ноября, 05:04

Фахми Хувейди: «президент Мурси – плохой, а другие еще хуже»

Бюрократическая машина жрет ихванов заживо

ulka_cat
Фахми Хувейди: «президент Мурси – плохой, а другие еще хуже»
Фахми Хувейди

Известный египетский мыслитель и публицист Фахми Хувейди в интервью кувейтской газете «Аль-Кабас» отметил две ключевые проблемы, стоящие перед президентом Египта Мухаммедом Мурси. В качестве первой он назвал оппозицию, не желающую вести реальный диалог с властью и при этом «сливающую» негатив в СМИ.

Вторая проблема заключается в народе, по-прежнему ожидающем быстрых плодов революции – резкого улучшения социально-экономической ситуации в стране. Эта проблема пока концептуально не решена.

Комментируя недавние беспорядки на египетских улицах, философ отметил, что у данных «проявлений экстремизма» несколько причин.

Во-первых, месседж власти народу, по мнению Хувейди, был изначально сформулирован неправильно. Мурси в своем диалоге с египтянами не учел накопленный в массах негативный потенциал, вызванный нищетой и бедственным положением большой части населения страны.

Кроме того, Хувейди отметил роль внешнего фактора. «Несмотря на то, что я не могу привести никаких доводов в пользу этой версии, разум и логика подсказывают мне, что всеми этими беспорядками руководила серьезная рука извне», – сказал он. В частности, Израиль и Америка, на протяжении 30 лет контролировавшие ситуацию в Египте и вдруг лишившиеся этой привилегии, вряд ли сдали бы свои позиции без боя.

Наконец, масла в огонь подливали и местные СМИ, разжигая экстремизм и внося свою лепту в защиту старого режима. В качестве примера мыслитель напомнил о том, как в один день были подожжены 26 представительств «Братьев-мусульман». Причем, анализируя египетские СМИ, он пришел к выводу: все они сегодня, в основном, занимают «промубараковскую» линию и более чем на 90% настроены против нынешнего президента. Поддержка Мурси в государственных СМИ колеблется от 15 до 20%, что фактически означает: 80% – против него. «А где же СМИ Мурси?»

Кстати, тезис о настрое египетских СМИ наглядно иллюстрирует изложение данного интервью в популярном египетском издании «Аль-Ахрам». При том, что в оригинале Хувейди дает понять, что египетское общество, привыкшее к авторитаризму, еще не созрело для демократии, не научилось жить на демократических рельсах, «Аль-Ахрам» преподнес фразу философа «Египет платит цену за отсутствие демократии» иначе. Из которой напрашивается вывод о том, что Египет расплачивается за недемократичного президента-исламиста.

Говоря о поляризации египетского общества и социальных слоях недовольных новым режимом, философ выделил несколько групп противников Мурси. Часть из них выходит на улицы потому, что им в буквальном смысле не на что жить. Другие выходят бороться за власть. Есть те, кто боится демократических преобразований (в основном, речь идет об «осколках» старого режима, наворовавших при Мубараке и опасающихся законного возмездия), но есть и те, кто боится ихванов («Братьев мусульман»), считая, что при них Египет скатится в религиозное средневековье.

Все эти причины и провоцируют социальное напряжение, выходов из которого два: либо переворот (но Хувейди выступает против такого сценария, поскольку он приведет к непредсказуемым последствиям, анархии или военному положению в стране), либо прямой контакт нового режима в лице Мурси с народом, артикуляция властью четкой и ясной программы дальнейшего развития страны.

При этом Хувейди отрицает религиозную подоплеку противостояния, отмечая, что религия весьма далека от происходящего и не играет в нем особо заметной роли. Он напомнил об опыте Турции, где правящие происламские силы сконцентрировались на экономических и социальных аспектах, не выставляя своих исламских убеждений.

Сценарий будущего страны видится философу как «сложнопредсказуемый»: страна требует восстановления, при этом на нее происходит сильнейшее давление извне, во внутренних процессах задействовано много различных сторон со своими интересами, среди которых есть и те, кто не заинтересован в дальнейшем развитии Египта. «Мы должны приложить усилия, будущее страны – в наших руках», – заявляет мыслитель.

Еще один весьма любопытный тезис, озвученный в интервью, касается «ихванизации» государства, о котором упоминают многие. Но на самом деле процесс, по мнению философа, наблюдается обратный: не ихванизация страны, а огосударствление ихванов. «Египетская бюрократия стала частью ихванов. Ихваны оказались во власти политики бюрократического государства, а не собственной политики, как утверждают некоторые», – отметил Хувейди.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. impuls13.02.2013 22:57

    «Зачем придумывать велосипед, когда есть паровоз.» При сложившихся обстоятельствах, нужно взять президенту Египта Мухаммеду Мурси на время опыт Турции, где правящие происламские силы сконцентрировались на экономических и социальных аспектах, не выставляя свои исламские убеждения и цели на показ. Мусульманам нужно вспомнить Худайбиское соглашение с язычниками.

  2. SamirAga13.02.2013 23:08

    Мурси плохой, потому что он плохой для кафиров.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: