Ваденские татары, как ичезающий вид тюркского этноса

Бакир Акжигитов: В капельке древнего Керенска есть частица мусульманской истории

Бакир Акжигитов: В капельке древнего Керенска есть частица мусульманской истории

Теги:




6
22 Февраля 2013г. (11 Раби ас-сани)

В Пензенской области сформировалась инициативная группа людей одержимых восстановлением истории пензенских мусульман по крупицам. – Мы должны дойти до всех мусульман, ранее оставивших свой след в мусульманской умме или ныне проживающих на территории региона, – провозгласил основное кредо инициативной группы председатель национально- культурной автономии Пензенской области Бакир Акжигитов.

В прошлом году члены автономии посетили практически все места компактного проживания пензенских татар, а на вадинской земле, за всю ее постсоветскую историю, представительный татарский «десант» высадился впервые.

Кроме Бакира Акжигитова в состав делегации вошли: главный специалист-эксперт отдела по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями правительства Пензенской области Оксана Мельникова, глава ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров, председатель регионального фонда татарского духовного наследия «Сияние» Жиганша Туктаров, члены исполкома РТНКА: чемпион России, мастер спорта СССР, председатель пензенской областной общественной организации «Общество спорта «Марафон» Фярит Акжигитов, пензенский правовед и краевед Идрис Дубин.

Делегация РТНКА провела в районной администрации встречи с активистами местной татарской общественности и главой Вадинского района Михаилом Буслаевым. Он и подтвердил, что на вверенной ему территории проживает 9600 жителей, из которых пять тысяч осело в Вадинске. Ну, а то, что на всей территории района проживает около 50 татар, выяснилось уже из общения с самими мусульманами.

Судя по хронологическим летописям XVII- XIX веков этнических мусульман должно здесь быть намного больше. Великий русский писатель Н.С.Лесков не зря говорил: – Поскреби русского – найдешь татарина! Реалии таковы, что в процессе различных преобразований чисто татарские села становились смешанными, заключались межнациональные браки, стирались этнические грани. Только сейчас дело доходит до того, что в отдельных населенных пунктах люди не помнят, когда они видели живого татарина.

Но в то время, когда некоторые мусульманские организации собирают с проводимых ими мероприятий сливки, члены РТНКА Пензенской области, подобно археологам и следопытам, исследуют каждую пядь сурской земли на предмет обнаружения следов тюркской цивилизации. Трудности их не пугают и чем выше поставленная цель, тем значительнее результаты находок. Чтобы раскрутить бренд правившего в здешних местах хана Узбека, тот же Бакир Акжигитов готов перелопатить пласты средневековой истории сурского края.

К слову, ближайший от бывшего Керенска мусульманский центр, о котором в свое время писал IslamNews, находится в селе Татарский Шелдаис Спасского района, на границе Пензенской области с Республикой Мордовия. Этот центр объединяет исламскими узами пять татарских сел трех районов сурского края, а также смежные села Мордовии, где нет имамов. Курирует его член совета ЕДУМ ПО, имам – мухтасиб единственной на всю округу соборной мечети – Шамиль Неверов. Отрадно, что вадинские татары о нем много наслышаны. Именно в его вотчине правление РТНКА планирует в этом году провести совместный Сабантуй мусульман Вадинского, Спасского и Нижнеломовского районов. Чтобы напрямую добраться от Вадинска до Татарского Шелдаиса летом нужно преодолеть расстояние в 14 км, а зимой, по объездной дороге, все сто.

Кстати, помимо организации Сабантуев и Маулидов, сбора средств на строительство нового комплекса соборной мечети в областном центре, исполком РТНКА проводит во многих селах татарские вечера знакомств, викторины, дискотеки и спортивные состязания для детей и молодежи, принимает активное участие в региональных конкурсах, фестивалях, выставках и концертах под эгидой правительства Пензенской области.

Там, где появляются энтузиасты преданные любимому делу, оживает интерес к истории татарского народа, возникают творческие коллективы и общественные организации, открываются новые таланты во всех сферах жизни, укрепляются межнациональные и межконфессиональные отношения, расширяется экономическая и культурная интеграция с другими регионами.

Очень тесные связи: по линии Государственного Совета Республики Татарстан; Всемирного конгресса татар; Федеральной национально-культурной автономии татар РТ; министерств: культуры;образования и науки; комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Республики Татарстан, установились у пензенской автономии с коллегами из Татарстана.

В этом году, к примеру, ВКТ выделило для пензенских мусульман комплекты художественной литературы. Гуманитарный груз, весом пять тонн, составлен из произведений татарских классиков. Часть этой периодики была презентована вадинским татарам. Сформированы комплекты для передачи литературы в школы и библиотеки Вадинского района.

Пензенская автономия также подключилась к проведению международного конкурса творческих работ «Обаятельный Шурале», организатором которого выступили многочисленные фонды, центры, музеи, театральные коллективы и учебные заведения Республики Татарстан. Конкурс будет проводится в рамках мероприятий, посвященных Всемирной Универсиаде в Казани и 105-летию выхода в свет сказки-поэмы «Шурале».

Цель организации международных мероприятий – популяризация творческого наследия татарского народа, воспитание у подрастающего поколения гордости за свою нацию. В этой цепи преемственности народных традиций и культуры РТНКА Пензенской области является звеном, которое несет на себе важную функцию – выявление творческих возможностей детей и подростков по сохранению татарского этноса.

Проведение таких мероприятий дает уникальную возможность общения друг с другом, прикосновения к неиссякаемой кладези родной культуры. Все открытые на пензенской земле таланты можно будет приравнять к золотому запасу татарского народа.

В середине XVII века в освоении земель по реке Вад, наравне с русскими, принимали активное участие татары. В летописях за 1686 год упоминается Татарская Лака (Покровское, Выглядовка) – деревня татар и конных казаков, служивших на керенской черте. Село возникло в верховьях речки Бикзан, рядом с речкой Лакой, в середине XVII века, но в начале XVIII века часть татар приняла крещение и обрусела. В 1926 году татары представляли четвертую часть от всех жителей села.

В той же середине XVII века, татарами, выходцами из родов князей Енгалычевых и Кудашевых, была основана русско-татарская деревня Щербаковка. Названа, видимо, по фамилии однодворца из Керенска, имевшего в тамошних местах пашню. В середине 19 века в селе имелась мечеть. В 1930 году оно показано как русское поселение.

В XVIII веке татары керенской оборонительной линии расселились в верховьях речки Бикзан вблизи истока речки Лаки, где образовали Вторую Лаку (Горюновка). Между 1864 и 1897 годами также была образована деревня Татарская Шуриновка ( выселок из Шуриновки). Лака – правый приток Вада, бассейн Мокши, финно-угорский термин означающий «навес, вышку, чердак».В этих местах пролегала засечная черта по реке Вад. Для наблюдения за степью и дорогами на господствующих высотах ус танавливались вышки.

Не позднее 1722 года, однодворцами и новокрещенами из татар образована русско-татарская деревня Мочалейка. В конце 19 века из 615 жителей татар насчитывалось 364 человека. Имелась мечеть, базар по праздничным и выходным дням.Татарско-русская деревня Чудовка также была основана служилыми татарами Керенского уезда.

 Численность населения в татарских и смешанных селах пензенской губернии в XVII – XXI веках.

Вадинский район

Татарская Лака: 1864 – 489, 1877 – 606, 1897 – 648, 1926 – 966, 1939 – 626, 1959 – 458, 1979 – 297, 1989 – 326, 1996 – 348, 2004 – 333 жителя.

Мочалейка,: 1864 – 510, 1877 – 634, 1897 – 615, 1926 – 663, 1930 – 831, 1939 – 351, 1959 – 241, 1979 – 66, 1989 – 44, 1996 – 39 жителей, 2004 – 26 жителей.

Щербаковка: 1864 – 375, 1897 – 527, 1926 – 686, 1930 – 735, 1939 – 420, 1959 – 314, 1979 – 205, 1989 – 99, 1996 – 82, 2004 – 29 жителей.

Чудовка: 1864 – 151, 1926 – 348, 1930 – 287, 1939 – 164, 1959 – 92, 1979 – 54, 1989 – 32, 1996 – 24, 2004 – 12 жителей.

Вторая Лака: в 1926 – 126, 1959 – 71, 1979 – 38, 1989 – 22, 1996 – 21, 2004 – 19 жителей

Татарская Шуриновка: 1926 – 160, 1930 – 179, 1939 – 100, 1959 – 80, 1979 – 40, 1989 – 22, 1996 – 17, 2004 – 16 жителей

Спасский район

Татарский Шелдаис: Основан в 1638, 1864 – 763, 1897 – 1091, 1926 – 1312, 1930 – 1407, 1939 – 674, 1959 – 471, 1979 – 304, 1989 – 204, 1996 – 173, 2004 – 117 жителей.

Пчелка: 1930 – 107, 1939 – 117, 1959 – 90 жителей, в 1975 исключена из учетных данных.

Белозерка: Основана в 1677, 1864 – 465, 1926 – 787, 1930 – 904, 1939 – 436, 1979 – 207, 1989 – 144, 1996 – 122, 2004 – 77 жителей. Название получила в 1952 году после объединения Русской и Татарской Таракановок

Татарская Таракановка: Основана в 1677, 1877 – 413, 1897 – 557, 1959 – 111 жителей. В 1960-е годы стала частью села Белозеровка.

Нижнеломовский район

Танкаевка: Основана в 1636 году, 1795 – 233, 1864 – 389, 1926 – 398, 1959 – 170, 1979 – 181, 1989 – 110, 1996 – 126, 2004 – 106 жителей.

Автор: Искандер Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

SamirAga 05 Марта 2013г.
Ответить

А кто в этом виноват, как не сами татары Ваденские. Просите у Аллаhа и Он приумножит численность вашу. ИншаАллаh.

умма 23 Февраля 2013г.
Ответить

Мне кажется ,что в слове «вадЕнские» лучше бы переправить на «вадИнские»

impuls 22 Февраля 2013г.
Ответить

Вообще интересно, и грустно из-за сокращения численности татар в этих селах.

SamirAga 05 Марта 2013г.
Ответить

А кто в этом виноват, как не сами татары Ваденские. Просите у Аллаhа и Он приумножит численность вашу. ИншаАллаh.

умма 23 Февраля 2013г.
Ответить

Мне кажется ,что в слове «вадЕнские» лучше бы переправить на «вадИнские»

impuls 22 Февраля 2013г.
Ответить

Вообще интересно, и грустно из-за сокращения численности татар в этих селах.

Яндекс.Метрика