Наурыз «Весенний сад» Джами

Джами охватывает почти весь XV век. Творчество великого таджикско-персидского поэта является ярчайшим отражением жизни, литературы, философии и культуры эпохи

Джами охватывает почти весь XV век. Творчество великого таджикско-персидского поэта является ярчайшим отражением жизни, литературы, философии и культуры эпохи

Теги:




4
07 Марта 2013г. (24 Раби ас-сани)
Перед тобой – весенний сад вселенной,

Где в каждый миг удивителен цветник,

Где несказанной прелестью блистают

Роза, тюльпан и цветущий базелик.



Джами



В 1487 году прославленный поэт, автор собрания семи поэм «Семь престолов», ученый, философ и музыковед Абдуррахман ДЖАМИ уже на склоне лет, в конце жизненного пути, обратился к сочинению художественной прозы и создал дидактическое произведение «Бахаристан» («Весенний сад»).



В предисловии поэт говорит, что имел намерение дать «свету очей» – десятилетнему сыну Юсуфу – нескучную книжицу, так же как и многие вставные поучения, включенные в поэмы для чтения. «Весенний сад» представляет собой своего рода свод идей великого гуманиста. Изложив их в доходчивой и увлекательной форме, Джами дал «Бахаристану» и самый широкий адрес. Прежде всего он имел в виду воспитание юношества, которое было олицетворено для поэта в образе его сына.



«Весенний сад» написан как ответ «Розовому саду» – «Гулистану» Саади. Подобно последнему, «Весенний сад» тоже состоит из восьми глав – «садов», как их назвал Джами. Он отмечал, что написал «Бахаристан» в подражание «Гулистану», и примером для него служил стиль Саади, чье произведение уже тогда считалось образцом художественной прозы на языке фарси. Дело в том, что в персидской классической поэзии с XI века утверждалась традиция написания «назира», то есть «ответа» на произведение предшественника. К середине XII века эта традиция проникла и в художественную прозу.

Джами родился 17 ноября 1414 года в небольшом городке Джам близ Нишапура. Выходец из знатной семьи, он получил прекрасное образование, среди его учителей были выдающиеся ученые. Кроме богословия и философии Джами усвоил точные науки, а также гуманитарные. Еще в молодые годы будущий поэт увлекался учением суфийского ордена Накшбандия, а в сорокалетнем возрасте избрал путь суфизма и стал главой этого ордена в Хорасане. Основные положения учения Накшбандия сводились к исполнению заветов Пророка, его сподвижников, практическому претворению их в жизнь, добыванию средств на существование своим трудом, отказу от аскетизма и отшельничества, служению ближним, к какой бы вере они ни принадлежали. Алишер Навои назвал основы Накшбандия «Путём довольствия малым».



В 1472 году Джами отправился в паломничество (хадж в Мекку), в котором его сопровождали ученики и последователи. К его советам прислушивался правитель Хорасана султан Байкара. А везир Мир Алишер Навои из Герата – основоположник узбекской классической и современной литературы называл себя учеником Джами. Дружба с Навои определила общую идейно-художественную направленность их творчества. Но, как и Саади, придворным поэтом Джами не стал. Жил он подчеркнуто скромно, одевался в самые простые одежды, питался простой пищей, на получаемые богатые дары строил медресе. Единственным украшением его дома были книги.



В предисловии к «Бахаристану» Джами обращается к читателям с такими словами: «Просьба к тем, кто будет ходить по этим садам, в которых нет ни шипов испрашивания даров, ни сухой травы истребования наград: внимательно пройдя по ним, усердно всмотревшись в них, помяните добром и порадуйте хвалой садовника, который обливался кровью, чтобы вырастить эти сады и разлучался с жизнью, чтобы выходить их».



Подобно «Розовому саду», «Весенний сад» Джами состоит из введения и восьми глав – «садов», построенных примерно по тому же плану, что и у Саади. «Бахаристан» написан в художественной манере «Гулистана», то есть изложен орнаментированной прозой – саджем – с вкраплением стихов. Но есть и отличия.



Так, первая глава «Весеннего сада» повествует о поучительной жизни знаменитых шейхов и мудрецов; во второй главе собраны изречения великих людей; третья глава посвящена рассказу о справедливых деяниях носителей власти, то есть падишахам. Щедрости, великодушию и благородству учит четвертая глава, тема пятой – любовь и верная дружба.



Шестая глава представляет собой собрание анекдотов из жизни известных людей и забавных притч. В этой главе, увлекшись любимым предметом, автор как бы забывает, что пишет книгу для десятилетнего мальчика. Впрочем, современного читателя могут удивить и некоторые рассказы «Бахаристана», имеющие эротический характер, которые не могут быть рекомендованы для чтения подросткам. Но по этическим представлениям того времени такие сюжеты рассматривались как комические и сатирические, дозволенные для всех возрастов. Ведь в «Декамероне» Боккаччо привольные, раскованные новеллы рассказывают юноши и девушки.



В седьмой главе рассказывается о поэзии. «Сад седьмой», в котором повествуется о птицах, знатоках рифмы в большом саду слова и соловьях, слагающих газели в сладостном цветнике поэзии, посвященные поэтам и поэзии, носит литературоведческий характер. Глава состоит из краткого очерка эстетической природы стиха и небольшой антологии поэтов-классиков Х–ХV веков, насчитывающей тридцать девять имен: Рудаки, Фирдоуси, Саади, Хафиза, Низами, Дакики, Хусрава, Муиззи, Анвари, Дехлави, Худжанди, Навои и других. Завершает «Весенний сад» восьмая глава, содержащая басни, персонажами которых выступают животные.



«Бахаристан» – вершина творчества Джами в литературе. В этом произведении подытожены этические, эстетические и гуманистические воззрения великого поэта-мыслителя. С Саади его сближает сочувственное отношение к труженикам – представителям низших и средних городских слоев и крестьянства. В эпоху непрерывных кровопролитий, борьбы Тимуридов за престол, положение простого народа, страдавшего и от междоусобиц, и от непомерных налогов, было особенно тяжелым.



Идеал Джами – образ справедливого государя, окруженного добродетельными и честными приближенными. Только справедливость и правосудие могут обеспечить правителю вечную память. Подобно Саади, он восхваляет царя Древнего Ирана Нуширвана Справедливого и Александра Македонского, по традиции видя в них идеалы справедливости.



Тот шах, кто светел и кто мудр, по нем – его эпоха.

При нем хорошим – хорошо, дурным живется плохо.




Оказала на творчество поэта огромное влияние связь с суфизмом, но Джами-художник предельно гармонично сочетал в себе Джами-суфия и проповедника.



Джами принадлежит к блестящей плеяде великих по¬этов и мыслителей средневекового Востока. Его творения достойно увенчали классический период персидской литературы, которая, возникнув в IX веке, блистательно развивалась на протяжении шести веков. Он один из семи великих поэтов Персии – Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Руми, Саади, Хафиз и Джами.



В хронологическом порядке Джами – «завершитель» славной эпохи средневековой персидской литературы и крупнейший представитель ее «золотой осени». Ему удалось воскресить, развить и синтетически связать воедино все многообразие жанров того периода.



Классическая поэзия на фарси (X–XV вв.), – это не что иное, как поэзия иранского Ренессанса от Рудаки до Джами.



Выдающийся деятель культуры и литературы XV века, ученый-энциклопедист и духовный наставник многочисленных учеников, Джами при жизни был признанным авторитетом для миллионов современников. Влияние его на последующие поколения художников и литераторов Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии было огромно. С XVIII века произведения Джами становятся достоянием мировой культуры.



Как и произведение Саади, «Весенний сад» отличается предельной простотой и ясностью языка, мерные строки саджа и иллюстрирующих стихов сближены с народными пословицами так же, как и сюжеты этих назидательных и юмористических новелл-притч соприкасаются с народной изустной литературой. Произведения Саади и Джами сближает также позиция активного гуманизма, которая и продиктовала поэтам самый их замысел.



Джами развил и продолжил многие темы «Гулистана»: о справедливости, о нравах дервишей, о любви и молодости. Вместе с тем Джами ввел много новых сюжетов. Новеллы его более разнообразны по построению. Назидательное начало книги несколько усилено: каждой главе «Весеннего сада» поэт предпосылает небольшое введение, называемое «Фаиде», – «Польза», где кратко изложен общий смысл главы. Завершается это введение соответствующим стихотворным резюме. Так, например, «Польза» четвертого «сада», называемого «О деревьях щедрости и благородства, которые дают плоды своих цветов даром», звучит следующим образом: «Щедрость – это дарение без помыслов корысти и надежды на воздаяние, даже если под воздаянием понимается искреннее восхваление или благодарность».



Кто щедр? Не тот, кто хочет воздаяний

За проявленье щедрости своей:

Здесь корень дела – купля и продажа.

Нет ни добра, ни благородства в ней!




Джами утверждает идеалы социальной справедливости – равенства людей, искоренения тирании и очерчивает круг нравственных требований к каждому человеку – благородство помыслов и действий, верность и доброжелательство в отношениях людей между собой. Примечательны рассуждения Джами о ценности человеческой личности, которая заключается не в знатном происхождении, не в положении и богатстве, а в красоте духовного мира, силе ума и знания.



«Весенний сад» Джами и по истечении более пяти веков со времени создания остается любимым чтением народа, и не только в Иране, Таджикистане и Узбекистане, но и в Индии, Афганистане и других странах Востока. Данное произведение вошло в сокровищницу мировой культуры и переведено на латинский, французский, английский, немецкий, русский, чешский, турецкий, узбекский, азербайджанский и другие языки мира.



Творчество Джами необычайно полно и ярко воплотило целую литературную эпоху во всем своеобразии ее классических канонов, многовековых эстетических традиций, господствующих социальных и нравственных идеалов. Художник с необычайно широким диапазоном творческой деятельности, Джами как никто другой отразил и всю сумму острейших противоречий своего времени.



Если сравнить содержание «Гулистана» и «Бахаристана», то можно заключить, что Джами в своем произведении не подражает слепо «Гулистану». Общее, что объединяет их, – это ярко выраженные идеи человеколюбия. Саади и Джами предстают перед читателем не только как гениальные поэты, которые виртуозно владеют художественной формой, но и как выразители передовых, прогрессивных взглядов, как великие гуманисты, симпатии которых на стороне обездоленных людей.



Когда ты замыслил достигнуть вершины,

С добром благородным свой связывай век.

Не в сане высоком величье мужчины,

Причина величия – лишь сам человек.




Одним из бессмертных творений Джами является его «Бахаристан» – «Весенний сад». Это широко известное дидактическое произведение можно считать венцом литературной деятельности Джами. В целом «Весенний сад» – это своеобразная энциклопедия жизни и нравов XV века, охватывающая все слои населения, от мусорщика до падишаха.

Время – прошедшее более пяти столетий, отделяющее нас от Джами (1414-1492), –произвело свой строгий отбор. Из огромного литературного наследия, оставленного Джами, не потеряла своего живого и пленительного звучания именно его поэзия – лирика, поэмы и поэзия в прозе «Весенний сад».





Ахмет ДЮСЕНБАЕВ, научный сотрудник-хранитель

Музея науки РГП «Ғылым ордасы» МОН РК




03.08.2013. Алматы



Автор: Ахмет ДЮСЕНБАЕВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

nursafar 07 Марта 2013г.
Ответить

какие заслуги «... философа и музыковеда Абдуррахман ДЖАМИ» перед Исламом???

nursafar 07 Марта 2013г.
Ответить

какие заслуги «... философа и музыковеда Абдуррахман ДЖАМИ» перед Исламом???

Яндекс.Метрика