О российских мусульманках узнали в Иране

Нурия Гибадуллина: «Иран нас всех очаровал»

Нурия Гибадуллина: «Иран нас всех очаровал»

Теги:




0
07 Марта 2013г. (24 Раби ас-сани)

В феврале, в Исламской республике Иран прошла II международная конференция «Хиджаб и целомудрие», где приняли участие делегации из России, Боснии, Аргентины, США, Судана, Ирака, Турции и других стран. Журналист Нурия Гибадуллина, участница российской делегации, поделилась в интервью с ИА «IslamNews» впечатлениями от поездки, а также рассказала о том, как живется женщинам Ирана на родине исламской революции.

- Доклад вашей делегации признали лучшим. О чем было это выступление?

- Наш доклад назывался «Российские женские мусульманские организации: Консолидация и развитие». Победа была для нас сюрпризом. Я думаю, это было связано с тем, что другие выступления касались в основном философской стороны хиджаба, со ссылками на Коран и сунну, а наш оказался более актуальным. Мы рассказали о Союзе мусульманок России, который недавно как раз получил весь пакет необходимых документов, о женском форуме «Голубушка», ставший настоящим феноменом современности, а также про клуб «Голубушка» и организацию «Аиша», о саратовской женской организации «Родник», презентовали новый номер журнала «Мусульманка». То есть, это был обзор того, каким образом социально активны наши российские мусульманки, как они защищают свои права, каким образом пытаются представить положение женщины в Исламе в правдивом свете.


- Программа поездки была очень насыщенна, вам даже удалось встретиться с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Расскажи об этой встрече.

- Эта встреча также оказалась для нас сюрпризом. В качестве экскурсии нас привезли в парламент Ирана, об этом мы догадались лишь тогда, когда распахнулись двери, и мы увидели заседание меджлиса в реальном режиме. В этот момент обсуждался вопрос избрания нового министра труда и социальных вопросов. Помимо нас там присутствовали иранские школьницы. Стоит отметить, что работа иранского парламента очень прозрачна, приглашение лучших учеников является постоянной практикой. В холе мы встретили президента. Ахмадинежад был без сопровождения охраны, запросто подошел к нашей делегации, поприветствовал, подписал подаренную одной из азербайджанских делегатов книгу, а также пожелал успехов в работе конференции и благословления Всевышнего. Как я и ожидала, это человек с большой харизмой.

- В иранском парламенте есть женщины?

- Да, безусловно, 9 % иранского парламента составляют женщины. Нашу делегацию как раз, сопровождала госпожа Эфтехари, которая является руководителем Женской фракции. Эта фракция разрабатывает законодательные акты, касающиеся вопросов защиты прав женщин, начиная от правил общественного поведения, заканчивая декретными выплатами, и затем вносит их на обсуждение в общий парламент.

- Тема об иранских женщинах всегда очень животрепещуща. Известно, что не все иранки стремятся соблюдать хиджаб. Насколько активно там действует феминистское лобби?

- Женщины в Иране занимают очень высокое положение. Вообще, иранские мужчины очень прислушиваются к своим женам, активно помогают в хозяйстве. В иранских вузах более половины – 60% – составляют девушки. Причем сам процесс получения женщиной образования продуман до мелочей, при многих вузах например организованы ясли, то есть им созданы все условия для самореализации. К тому же, они защищены. Так, по закону женщине нельзя работать в ночную смену (за исключением врачей), на тяжелой физической работе, или там, где унижается ее женское достоинство, например, в Иране нигде не встретишь женщин официанток.

Что касается обязанности хиджаба, то процент не желающих его носить растет. Тем не менее, как нам объяснили, большая часть тех, кто не желает соблюдать хиджаб, очень патриотичны, они любят ислам, любят имама Хусейна. В этом мы убедились, будучи в Куме, где множество иранских модниц, накинув просторные чадоры, направлялись сделать зиярат. Значит, все-таки исламские чувства в них сильны. Туда их явно никто не заставлял приезжать, это добровольное желание.

- Какая экскурсия по Ирану оказала наиболее глубокое впечатление?

- Музей узников организации САВАК. Это бывшее министерство государственной безопасности Ирана, времен правления шаха Пехлеви, куда попадали несогласные с режимом и подозреваемые в связях с революционерами. Внутреннее устройство тюрьмы было из специального материала «мортор», – это материал-убийца, в любую жару он остается очень холодным, а узники спали на тонких грязных одеялах – фактически на голом полу. Экскурсоводы музея, сами бывшие узники, рассказали об ужасных пытках, которые там применялись к мужчинам и женщинам. В некоторых камерах находились восковые фигуры заключенных – бывшего президента Ирана Расфанджани, рахбара Хаменеи. Особенно поразил один экспонат – очень тонкая работа – вазочка из хлеба, сделанная одной заключенной, в условиях голода и постоянных пыток.

Не секрет, что надзиратели САВАК были обучены американскми спецслужбами, об этом говорили как иранские экскурсоводы, так и американцы уже этого не скрывают – например, в фильме «Операция Арго» произносится фраза – «Мы помогали шаху мучить его народ». Возможно, имелась ввиду именно эта тюрьма, которую также называют предшественницей «Гуантанамо» и «Абугрейб».

- Насколько сильна идеология исламской революции, по первым впечатлениям?

- Дух исламской революции ощущается и по сей день, тем более мы попали на время праздничной недели фаджра – неделя перед празднованием…. Когда мы приехали, все было украшено в патриотическом духе – флаги, плакаты, посвященные 34-ой годовщине. Впрочем, большая часть этой атрибутики всегда присутствует на иранских улицах и в госучреждениях от библиотек до аэропортов.

- Говорят, что отдаленно это напоминает Советский Союз?

- Это можно воспринять, как в негативном, так и в позитивном ключе. С одной стороны, тем, кто наблюдал развал СССР, иранские лозунги о построении идеального исламского общества кажутся утопичными. Но с другой, Иран сегодня является абсолютно социальным государством, в лучшем его проявлении: заботится о своих гражданах со всех сторон, начиная от размера пособий и пенсий, заканчивая исключительно натуральными и полезными продуктами на прилавках магазинов.

- Несмотря на закрытый режим, в Иране процветает сфера киноиндустрии. «Развод Надера и Симин» в прошлом году получил Оскар за «лучший фильм на иностранном языке».

- Насколько мне известно, в самом иранском обществе фильм был воспринят негативно. Но есть множество других иранских фильмов, достойных внимания, которые не рассчитаны на массового зрителя. Иранское кино – это признанная школа кинематографии, также как японская или французская. Это индустрия, которая обладает своими самобытными качествами и ценится именно за профессиональный вклад в киноискусство.

- Какие итоги ты могла бы подвести от этой поездки?

- Иран нас всех очаровал: сама страна, природа, ее народ, президент. Особенно значимо, что здесь удалось познакомиться с сестрами из разных стран, узнать ситуацию в их государствах из первых уст. Например, в Азербайджане очень трудная ситуация с ношением платка. Была также, писательница из Турции, которая презентовала свою книгу о проблеме хиджаба в Турции, как она и две ее дочери сидели в тюрьме за участие в митингах в поддержку хиджаба. Интересно было узнать, что, ситуация в России и США очень схожи, когда декларируется свобода всех конфессий, но по факту женщинам в платке очень тяжело продвинуться в карьере и других социальных сферах.

Автор: Ксения Сафиуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика