Информационное
агентство России
2°C
18 ноября, 09:41

Армянский буфер для империи Романовых II

«Армянский фактор» в войнах России с Ираном и Османской империей в первой трети XIX века

Rinat
Армянский буфер для империи Романовых II
Франц Рубо. Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года

Инициированное Петербургом переселения иранских и османских армян на Кавказ преследовало целью укрепление в регионе христианского «пояса безопасности»

Сложности для азербайджанцев – временные?

Непосредственно А. Грибоедов «не мало разсуждал» с О. Аргутинским-Долгоруким о «внушеніяхъ», должных быть сделанным «мусульманамъ, чтобы помирить ихъ съ нынешнимъ ихъ отягощеніемъ (которое не будетъ долговременно), искоренив «изъ нихъ опасеніе на счетъ того, что армяне завладеютъ навсегда землями, куда ихъ на первый разъ пустили»(1).

Однако, насколько усматривается, акцент на недолговременность процесса нес всего лишь пропагандистский фон.

В сентябрьской записке А. Грибоедова и гражданского губернатора в Грузии Петра Завелейского (на имя главноначальствующего на Кавказе И. Паскевича) о проекте «Российской закавказской компании», предусматривавшим создание «в изобильных провинциях, по сю сторону Кавказа лежащих», виноделия, шелководства, хлопчатой бумаги, красильных, аптекарских «и других произведений», фигурировал специальный пункт о материальной поддержке армянских переселенцев. Констатируя приобретение предлагаемой структурой определенного количества «пустопорожних земель», авторы проекта почли долгом «коснуться состояния армян», перешедших «в российские пределы из-за Аракса». Сообщив о готовности принять «в свое ведение то число семейств», которое «собственными средствами содержать себя не может», А. Грибоедов и П. Завелейский актуализировали выдачу, сразу же «по утверждении устава», достаточной суммы «заимообразно на счет компании, для обеспечения существования означенных армян», и дозволение их немедленного принятия «в ведение компании»(2).

Говоря другими словами, озвученные в проекте идеи ни в кой мере не соответствовали ранее приведенному высказыванию А. Грибоедова о недолговременности процесса овладения армянскими мигрантами азербайджанских земель.

Потому тот же В. Григорьев подчеркивал, что «излишне говорить» о выгодах, полученных армянами от смены места жительства. Но при этом он констатировал, что, хотя, «русские извлекли» армян «из ничтожества», предоставив «им гражданское бытие», «кажется, они не умеют ценить всей великости этих благодеяний». «На словах беспрестанно твердя о вечной благодарности, которую обязаны они питать к русским», вдруг «переменяют душевное расположение и образ мыслей, если дело коснется до пожертвований. Это заметно было при сборе милиции во время Турецкой кампании»(3).

В то же время, весьма симптоматична фиксация А. Грибоедовым проявившихся параллельно переселению попыток армян России приобрести особые полномочия на Южном Кавказе. С его слов, полковник Лазарев «помышлялъ только о сочиненіи прокламацій» о «формированіи регулярнаго Армянскаго ополченія, полагая даже включить въ кругъ своихъ замысловъ» также «самый Карабахъ и прочія области»(1).

Наверное, комментарии к последнему эпизоду излишни. Если только не привести факт из недавней истории. Выдающийся советский востоковед Зия Буниятов отмечал, что «в 1978 г. в селе Марага или Марагашен (совр. Ленинаван) Мардакертского района НКАО (Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР – прим. авт.) был установлен обелиск в честь 150-летия переселения первых 200 армянских семей из гор. Мараги (Южный Азербайджан) на земли Карабаха»(4).

Село получило свое название в честь родины переселенцев — с. Марага в Иране. Так вот, к нынешнему этапу истории на памятнике слово «Марага» и дата «150» отсутствуют, хотя фотографии обелиска в первоначальном виде сохранены(5). Но это так, к слову.

Как бы то ни было, посредством армян-мигрантов, кавказский «христианский пояс» к концу первой трети XIX в. становился реальностью. Тем более что в дополнение к почти 40 тыс. персидским переселенцам, после заключения Адрианопольского договора, согласно армянскому исследователю Н. Саруханяну, из Османской империи на азербайджанскую территорию перебрались 14047 семей, «что по приблизительным подсчетам составляло около 100 тысяч человек»(6).

По словам русского публициста начала ХХ в. Михаила Меньшикова, «у турецких, и у персидских армян разгорелись глаза на казенные русские земли». К 1830 г. переселенцам были предоставлены «лучшие земли в Елисаветпольской и Эриванской губерниях, а также в трех уездах Тифлисской губернии». В целях «водворения армян было отведено 200 000 десятин казенных земель и куплено более чем на 2 000 000 рублей земли у мусульман»(7). Потому глава Тифлисского патриотического общества того же периода Николай Шавров фиксировал, что Петербург начал «колонизаторскую деятельность» не с размещения «в Закавказье русских людей, а с водворения иногородцев». С попаданием в регион в 1819 г. «500 семей вюртембергских немцев из числа элементов, забракованных на родине», были образованы «колонии в Тифлисской и Елизаветпольской губерниях». Вслед за чем наступил период иммиграции армян(8).

А уже после подошел черед русской колонизации Южного Кавказа. В аспекте малороссийских казаков И. Паскевич инициировал отправку «в предполагаемую» для этого зону — пространство «между Цалкою, Ахалкалаком и Манглисом, а также озером Гокчая и на возвышенной плоскости между Карабаба и Гюрсами» — двух экспедиций «топографов и землемеров». По результатам исследования в представленном Николаю I докладе он, проконстатировав необходимость выделения для переселенцев «25 десятин земли на каждую душу», заявил об отсутствии таковой территории на всем «пространстве границы нашей с Персией». В связи с чем И. Паскевич предложил сформировать грузинские линейные батальоны, должных стать «основою военных поселений» на южных «границах наших»(9).

В любом случае, в октябре 1830 г. Государственный Совет России утвердил первый законодательный акт о заселении Южного Кавказа русскими переселенцами. Их привлечение решено было осуществлять как путем создания военных поселений, когда несшие службу солдаты имели свое крестьянское хозяйство и семью, так и расселением гражданского населения из числа сектантов, в основном молокан и духоборцев(10). Регион, рассматривавшийся центром как «колония, населенная нецивилизованными азиатами», постановлением Госсовета от 1833 г. должен был «составить с Россией единое тело (притом местное население привести к тому, чтобы оно по-русски говорило, по-русски думало и чувствовало)»(11). Так в Азербайджане появились переселенцы из Тамбовской, Саратовской, Воронежской и других губерний(12).

Но «русские» переселенческие цифры значительно уступали «армянским». По словам преподавателя ЕрГУ Левона Казаряна, «без преувеличения можно сказать, что имела место армянская колонизация. Не столько русские колонизировали» Южный Кавказ, «сколько армяне — русское Закавказье». Вообще «за 150 лет» здесь, «практически на пустом месте, более, чем в 100 раз возросла численность армянского населения, ставшего преобладающим»(13). При этом, как фиксировалось в представленном в начале 1831 г. проекте ревизовавшего Закавказский Край сенатора Евграфа Мечникова, «армянские попы» думают «о восстановлении армянского царства, в котором бы патриарх был властителем, как папа в своих духовных владениях»(14).

Заключение

Таким образом, как отмечает профессор Дипломатической Академии МИД РФ Игорь Панарин, к 1830 г. между Российской и Османской империями «не осталось ни буферной зоны в виде Закавказья, ни естественных преград в виде Кавказского хребта». Приобретя «новую линию южной границы», Петербург заполучил «ключевой геостратегический плацдарм для создания непосредственной угрозы подступам к Персидскому заливу»(15).

В свою очередь, размещение на южных рубежах России армянского населения, преследуя цель укрепления христианской линии в приграничьи с мусульманскими странами, способствовало решению и других задач, включая осуществление разведывательных мероприятий. Аналогично тому, как еще в 1774 г. переехавший из Персии офицер-армянин Мирза бек Ваганов (получил в России звание майора), по линии астраханской губернской канцелярии был направлен с особой миссией к Нурали-хану — правителю Младшего казахского жуза (Меньшой киргис-кайсацкой орды). Среди данных ему оперативных поручений выделялось получение информации, в каком «состоянии находится» хан, «у кого в руках наши пленные» и т. д.(16).

Так что апробированный вариант явно привлекал внимание Петербурга. Кроме того, наличие у перебравшихся на Кавказ армян немалого числа родственников в Персии и армянонаселенных вилайетов Османской империи позволяло заинтересованным российским структурам получать информацию о событиях в этих странах изнутри. Мало этого, будучи уже российскими подданными, армянские переселенцы вполне могли задействоваться Петербургом для воздействия на армян, скажем, Османской Империи, в нужном центру политическом формате. В перспективе это предоставляло возможность России инициировать дестабилизационную ситуации в соседней стране, в т.ч. и посредством султаноподданных армян, что могло иметь место в преддверии или во время русско-османских войн.

Развитие ситуации в таком варианте предусматривало на перспективу инициирование в среде османских армян (в необходимый для Петербурга период) обращений к России о помощи, как к «стране-покровителю христианских народов». Что могло стать поводом к официальному вмешательству Петербурга во внутренние дела Османского государства вплоть до озвучивания идеи (с последующим предпринятием шагов) по присоединению к России «Турецкой Армении» (под предлогом защиты проживавшего там христианского населения).

Но все это могло бы остаться лишь теорией, не воспринимай центральные власти армян идентичными русским (как граждан России). По замечанию профессора кафедры русского и сербского языка Вермонтского университета (Канада) ХХ в., одновременно читавшего лекции по русской истории, литературе и культуре, Павла Пагануцци, «армянам жилось привольно» в России. Они могли свободно продвигаться по государственно-служебной лестнице, как и все остальные русские»(17). Не случайно, известный армянский писатель XIX в. Хачатур Абовян писал, что пока у армян наличествует «дыхание в устах», увидя лицо русского, «денно и нощно» они должны «всякий раз перекреститься и прославить бога» за приведение «нас под могущественную державную руку русского царя»(18). А чуть позже один из основателей первых армянских лоббистских организаций в Великобритании и США, писатель-публицист Мигран Свазлян актуализировал усвоение армянами мысли, что «если бы России не существовало, следовало бы ее создать, ибо этого требуют высшие интересы армян». По «своей сути» Россия «также необходима нам, как вода, которую мы пьем, и воздух, которым мы дышим»(19).

Таким образом, армянское население практически на всем Востоке стало проводником российской политики в регионе.

Что касается азербайджанцев, бывшие азербайджанские ханства были разделены на провинции, возглавляемые комендантами. Власть комендантов, «назначавшихся из русских офицеров, была почти столь же безгранична, как и власть прежних ханов». Они председательствовали в местном суде, наделенного правом выносить любые приговоры, кроме смертных; утверждали всех чиновников из местных феодалов и даже главу мусульманского духовенства. В связи с чем «судьба сотен тысяч азербайджанцев зависела от произвола царской военщины»(20).

Карабахская провинция, вместе с Ширванской, Шекинской и Талышской, входила в состав Мусульманского округа, с 1824 г. возглавляемого военно-окружным начальником (резиденция располагалась в Шуше).

По определению известного американского исследователя азербайджанской истории Тадеуша Свентоховского, первые десятилетия XIX в. оказались новым поворотным пунктом в истории Азербайджана, т.к. «власть здесь перешла к европейской державе». С периода разделения исторической азербайджанской территории по р. Аракс между Ираном и Россией Петербург «разными способами и в разной степени» начал оказывать воздействие «на ближневосточное, исламское и тюркоязычное традиционное общество Азербайджана»(21).

1.Александр Грибоедов. Записка о переселеніи армянъ изъ Персіи въ наши области
http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/piks3/3_4_v3.htm
2.Записка об учреждении Российской закавказской компании
http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/orlov/zap59_1.htm
3.»Статистическое описание Нахичеванской провинции», составленное Василием Григорьевым, Санкт — Петербург, 1833 г.,
с. 40-41
4.Зия Буниятов. Предисловие к книге: Есаи Хасан-Джалалян Краткая история страны албанской (1702-1722)
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Esai/pred1.phtml?id=482
5.Ризван Гусейнов. Разрушение памятника в честь 150-летия переселения армян в Карабах
http://armdeza.blogspot.com/2011/09/150.html
6.Саруханян Н. Б. Знаменательный этап в истории Армении
http://lraber.asj-oa.am/469/1/28_Saruxanian_N._%2B12.pdf
7.Михаил Меньшиков. Письма к Русской нации
http://az.lib.ru/m/menxshikow_m_o/text_0120.shtml
8.Шавров Н. И. Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам
http://karabakh-doc.azerall.info/ru/articls/artc007.htm
9.Виктор Шестаков. Как Паскевич полтовчан от переселения спас
http://www.poltava.pl.ua/project/362/
10.Иван Семенов. Из истории появления русских поселений в Армении
http://www.hayastan.ru/Vestnik/vestnik.phtml?var=Arkhiv/2000/1-2/statya19&number=?1-2+2000г.
11.Светлана Червонная. Абхазо-грузинские отношения в исторической ретроспективе (краткий обзор)
http://www.abkhazia.dot.ge/war/200506124638392556743.php
12.Шафига Дадашова. Хотят ли русские…?
http://www.caucasusjournalists.net/ItemPrint.asp?id=122
13.Из статьи Левона Казаряна на форуме сайта «kreml.org» в теме «Происходящее сегодня в Армении — «тихая революция»»
http://kreml.org/forum/74674554?user_session=dedce22d07a7cfe0f51ca45c626
14.О преобразовании системы управления в Закавказье и колонизации края. Из проекта ревизовавшего Закавказский Край сенатора Е.И. Мечникова
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Mecnikov/text.htm
15.Панарин И.Н. Международные сценарии эволюции геополитической ситуации на Кавказе.
http://vmg.pp.ua/books/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5/Polit_econom_history/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D1%8D%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B5.htm
16.Изложение отчета Майора Мирзабека Ваганова о его миссии к Нурали-хану
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Pugachev/Vaganov/text2.htm
17.П.Пагануцци. Император Николай II- спаситель сотен тысяч армян от турецкого геноцида.
http://www.xxl3.ru/kadeti/armenia.htm
18.Хачатур Абовян. Раны Армении.
http://www.armenianhouse.org/abovyan/wounds-of-armenia/2.html
19.Авакян К.Р. Западник Мигран Свазлян о России
http://lraber.asj-oa.am/470/1/248.pdf.
20.»История государства и права СССР», под ред. С.А.Покровского
http://www.biografia.ru/arhiv/istgos10.html
21.Тадеуш Свентоховский. Русское правление, модернизаторские элиты и становление национальной идентичности в Азербайджане.
http://old.sakharov-center.ru/publications/azrus/az_002.htm

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Хасан 16.03.2013 17:17

    Пользователи сочли комментарий некорректным

    • Agamirov Anar17.03.2013 0:22

      В принципе все так и есть…

  2. aarak17.03.2013 9:31

    Тщетные и привычно забавные потуги мифотворчества по конструированию истории государственности и культуры закавказских тюрских/татарских кочевников, по проектам турецкой и большевистско/сталинской схем. Азербайджанское государство было учреждено впервые в истории в 1918г., а этноним азербайджанец с 1936г. насильно внедрялся в сознание, инфопространство и паспорта сильно сопротивляющихся оседающих на армянско-иранские территории тюркоязычных кочевников. Весь цивилизованный мир и просвещенные сообщества с иронией и сарказмом воспринимают большие материальные вложения и смешное бумаготворчество прикаспийских тюрков по «надуванию азербайджанского пузыря». Все подобные действа есть бесполезная трата сил и ресурсов, отвлечение обывателей ложными и безполезными пустышками, нагнетание ксенофобии и напряжения в кавказском регионе. Для не предвзятых интересующихся граждан предлагаем два материала для ознакомления. «Русский Израиль на Кавказе ». Что общего между Грибоедовым и организацией Договора о коллективной безопасности? Программа К.Затулина Русский вопрос 27.02.2013
    http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=o7AJBX3SI2A

    Альбом: Сталин — межнациональные отношения/политика в Закавказье
    https://www.facebook.com/media/set/?set=a.478483252217707.1073741829.146940865371949&type=3

    Успехов в истинно просветительских усилиях коллективу славного ресурса IslamNews и уважаемым читателям, безотносительно от их происхождения и мировозренческих ориентиров. AARAK, Санкт-Петербург.

    • Хасан 18.03.2013 0:57

      Ширван же был… какая разница как его потом назвали?

      • aarak18.03.2013 7:52

        Были…. разноформатные персидские административные образования, ремесла, культурные традиции. Скажем персидские миниатюра, поэзия, ковроделие, великие Низами, Физули и др… Низами, миниатюра, Лезги мечеть, и тысячи произведений, школ и имен прихватизируют в азербайджанское — за взятки, «черную икру» удается кое-где памятники, псевдознаки понаставить… на время. Постепенно памятники АзерАтатюрку — курду Г.Алиеву (при котором были проиграны война и территории Арцаха) сносятся в Канаде, Мексике и далее. Памятники (в своем большинстве — коренным аборигенам, не азерам)героям ВОВ, вечный огонь, кладбища и могилы и др. материальное наследие и сезонный герой-брат президент Египта Мубарак уничтожаются, а трупы уголовников и погромщиков христиан, евреев в 1990г. вкупе с их жертвами становятся «национальной аллеей шехидов» — См. интервью Маршала Язова… Вот это самое «какая разница» — если выгодно, в дефиците взыскательного и бережного отношения к истории и культуре, к базовому фактору памяти и идентичности….

        • Хасан 18.03.2013 17:35

          Все в одну кучу смешал. Так весь кавказ и закавказье по сути разноформатные, турецкие, российские и персидские административные образования. Другое дело как сейчас дела обстоят. О делах алиевских я не в курсе.

  3. Ramazan5518.03.2013 12:11

    Наконец-то то кто то грамотно объяснил почему Россия всегда поддерживает армян Отличная серия статей

  4. jeeperjeeperjeeper04.04.2013 22:28

    Я был в шоке, узнав о том, что вся Армения это древние земли тюркутов (предков азербайджанцев). Дашнакцутюн при молчаливом согласии тогдашних царских властей, устроили геноцид мусульманам, и на их крови построили свое государство. Ну прямо как сейчас в Палестине

    • нагимович04.04.2013 23:06

      Тюркуты хапнули(построили)империю огромную,с др. родственными и не родственными племенами.Потом раздел и забвение,только имя их начали использовать для обобщения -тюрки.Да и язычниками они были(Тенгрианство),зачем вам их слава.(Гумилев в помощь если что).
      У азери разве не персоязычное происхождение(просто отюречились)?

      • jeeperjeeperjeeper05.04.2013 12:44

        По поводу азербайджанцев, что они отюреченные сарты (персы) это вполне вероятно. Однозначно сказать трудно. Самое главное, как они сами себя идентифицируют. Дело в том, что и узбеки тоже считаются отюреченными сартами. Также следует отметить, что болгары ославяненные тюрки. По большому счету это не имеет никакого значения. Мусульмане обычно не делятся на народы. Мусульмане не ищут славы пантюркизма, им скорее всего ближе идея панисламизма. Но я могу и ошибаться.

        ЗЫ: Русские на самом деле генетически ближе к финноугорским народам нежели к славянским (поляки например). Наукой давно это открыто.

        • Мехмон05.04.2013 16:06

          Кстати, и про болгар говорить, что они ославяненные тюрки некорректно. Точно так же можно говорить, что русские это ославяненные финно-угры, а турки это отюреченные греки. Была тюркская составляющая, была славянская, и на протяжении нескольких сотен лет они были в симбиозе, но не смешивались. Судя по-всему, ассимиляция славянами тюрок произошла где-то веке в 14-м, не раньше.

          • нагимович05.04.2013 17:29

            Булгары Дунайские прибыли к славяном ,будучи язычниками(7в.,хан Аспарух).И когда славяне приняли православие,как гос.религию,этот процесс как раз и стал консолидирующим моментом.Тем более военная элита была из болгар(т.е. как и в России,служивая знать просто не могла надеяться на лучшую долю оставаясь инославной/языческой)

          • jeeperjeeperjeeper06.04.2013 11:21

            Так и есть, русские это ославяненные финно-угры. Научная генетика это доказала. В совокупности русские по генам ближе к финнам нежели к полякам. Но среди русских есть и славянская составляющая, но она небольшая. Большая же часть все-таки финно-угорская.

            ЗЫ: Быть может Атилла Завоеватель был прямым предком русских. На латинице Венгрия читается как Хунгари, быть может от слова хунну, гунны. Но быть может я ошибаюсь.

          • Kiki7006.04.2013 11:38

            что за бредятина?)) научная генетика как раз однозначно их к славянам причисляет)

          • jeeperjeeperjeeper06.04.2013 12:28

          • Kiki7006.04.2013 12:35

            и где там хоть грамм науки?)) украинские националисты врут и не краснеют. Сто процентное враньё: http://haplogroup.narod.ru/russ.html

          • jeeperjeeperjeeper06.04.2013 12:51

            Вранье?? Может быть и вранье. Но факты в статье изложены грамотно. Трудно к чему-либо придраться. Пытался, у меня не получилось.

          • Kiki7006.04.2013 12:57

            Да просто с начала 90-х бандеровцы эту тему постоянно поднимают, стараясь посильнее отдалить русских от украинцев. Много глупых людей верит, что происхождение и национальность для чего-то важны, и в зависимости от происхождения, можно больше или меньше любить соседа))) дремучие люди)))
            а нацики тем и пользуются.

          • jeeperjeeperjeeper06.04.2013 13:06

            Быть может Вы и правы. Спорить не буду. Очень интересуюсь историей и параллельно этнологией.
            А что касается украинцев, то они вообще являются смешением тюрков и славян (не желаю обидеть братьев украинцев, всего лишь факт). Поэтому украинцы самый красивый народ в СНГ, из-за смешения разнородных генов.

          • Kiki7006.04.2013 13:08

            Я вот вообще не понимаю, чего люди так трясутся от наличия в крови каких-то генов от других народностей?))
            Самые красивые девушки — дагестанские )))))

          • jeeperjeeperjeeper06.04.2013 13:16

            Нет это не боязнь. Это всего лишь жажда знания. Знать себя и соседей.

          • Kiki7006.04.2013 13:19

            то-то я смотрю укераинских нациков интересует только происхождение русских, да и то, только те версии, что русским не нравятся)))

          • jeeperjeeperjeeper06.04.2013 13:28

            Я не украинец, и интересуюсь не только русскими, но и другими народами Евразии. Я уже писал, что изучаю историю и этнологию, происхождение народов и т.п. В своих исследованиях стараюсь быть справедливым и объективным. Изучаю все возможные источники, и те что русским не нравятся. Для полноты кругозора, мне кажется, что необходимо выслушивать точку зрения обеих сторон. Вы так не думаете??

          • Kiki7006.04.2013 13:33

            а я не вас имел в виду под нациками :)
            не совсем согласен.
            мнение публицистов, которые к науке отношения не имеют, кругозор не расширят. Они берут факты, переворачивают и притягивают за уши в выгодном для себя отношении.
            Со стороны бандеровцев я не видел ни разу ни одного учёного — одни журнализды и диванные историки)))

          • нагимович06.04.2013 13:36

            Для начала пути(как приманка),публицистика самое то.Просто потом нужен рост.Источниковедение-скушно само по себе.А вот ежели уже интерес подогрет,и нет предубеждений,то можно и копать глубже.

          • jeeperjeeperjeeper06.04.2013 13:44

            Такое встречается к сожалению сплошь и рядом. Поэтому необходимо перепроверять. Чтобы исследуемые данные повторялись несколько раз и в разных источниках.

          • нагимович06.04.2013 13:19

            А немцы говорят,что они постарались(1 и 2 Мир.войны,оккупация)+готы в древности там обитали(маркеры свои всяко размазали).Вот и красивы мол украинки
            Генетику И.В.Сталин в одно время прессовал(в СССР),чтобы людей от созидания не отвлекать,сейчас «как раз пришло время» углубиться в нее.Остальные дела сделаны,можно и развлекаться.Народ(низы)пусть заняты будут генетикой,а верхи(космоплиты интернациональные),будут продолжать спокойно всех прогибать(еще и арбитрами будут,если мордобой начнется).

          • jeeperjeeperjeeper06.04.2013 13:23

            Я верю, что идеалистическая духовность победит материалистическую животность. И люди перестанут делится на племена.

          • нагимович06.04.2013 13:29

            Вы тут сейчас многих обижаете,не все ведь еще от родо-племенных отношений отошли(Ислам,как гос-в на их территориях не доминировал).Им ваша духовность,просто как прикрытие,своего фетиша-рода.

          • jeeperjeeperjeeper06.04.2013 13:37

            К сожалению Вы правы. Есть люди земли и люди неба. Это я конечно утрирую. Но все же, люди неба стремятся к созиданию и объединению, а люди земли разделяются и являются потребителями. Обычно земные люди выбирают радости этой жизни, тогда как небесные люди далеки от материализма и мечтают попасть в Царство Небесное после этой жизни.
            Звучит глупо, но факт.

          • Kiki7006.04.2013 13:24

            Сталин не генетику прессовал, а генетиков, которые тратили государственные деньги, выделенные на исследования, как прокормить народ во время голода, — на свои никому не нужные проекты. Как Вавилов например)))

          • нагимович06.04.2013 13:25

            Верное уточнение

          • нагимович06.04.2013 12:58

            Хунну.Л.Н.Гумилёв.
            Там все описано,лет 40 (если не ошибаюсь назад).Хунну -восточные тюрки(основательно перемешанные с монгольской расой).Просто тогда термина «тюрки» не было.
            У мадьяр(угорский народ),которые убежали от хазар на запад,элита
            была хуннской.Поэтому на «ИкарусахФ»,мы и видим «Хунгария»,хотя по-сути Мадьярия.Кстати единственный этнос,который добился равноправия в рамках Австрийской империи(Австро-Венгрия).
            На красных автобусах Казани,тоже «Татавторанс» написано(элита в свое время пришлая монголськая была),а по-сути «Булгаравтотранс»должно быть(касается только поволжских,казанских «татар»).У мнргих такая байда. Главное от русских отстаньте,их много-им пофиг.Они же пока всех ассимилируют,а не наооборот.
            Надо с другой стороны заходить,ч/з сердце,завоевавать его(Единобожием).Только боюсь,многие т.н. «мусульмане»,в любом случае будут недовольны,если в кремле будет сидеть русский мус. царь,и в областях его русск.наместники-мусульмане.Вот в чем беда,хадис о подчинение хоть «голове похожей по цв. на изюм» можно,а подчиниться единоверцу,но не соплеменнику западло.У нас таких целый регион.

          • jeeperjeeperjeeper06.04.2013 13:17

            Да в истории все так запутано, что уже трудно сказать кто есть кто

          • нагимович06.04.2013 13:24

            До 18в. никто особо(массово,как в 20 в) и не парился.Все по религии определялись,и по принадлежности к какому-нибудь царствующему дому.
            Были лишь очень редкие исключения.

      • jeeperjeeperjeeper05.04.2013 12:51

        Очень интересное замечание: в Тенгрианстве и в Христианстве много общего. Есть предположение, что именно от Тенгрианства произошли Буддизм, Иудаизм, Христианство и Ислам. Это всего лишь предположение, ввиду общности традиций, ритуалов и обрядов.

        • Мехмон05.04.2013 15:58

          Сарты — жто сарты, персы — это персы, не мешайте в одну кучу. Есть обузбеченные таджики, есть сарты, и есть узбеки, это уж если совсем строго. Обузбеченные таджики — явление скорее 20-го века, до совковых национальных экспериментов узбекизацией таджиков Бухары, Самарканда и Ташкента никто особо не занимался, и таджикам писаться в узбеков или тем более сартов резона не было. Сарты — это одно из тюркских племен, наиболее рано принявших оседлый образ жизни и культуру таджиков при сохранении своего языка. Узбеками (наряду с киргизами) преимущественно называли кочевников, проживавших в т.ч. на территории современного Узбекистана. И лишь в начале 20-го века сартов и узбеков стали объединять по лингвистическому принципу в один народ.

        • Мехмон05.04.2013 16:08

          Это просто фантазии Мурада Аджи и К. А вообще про тенгрианство мы знаем немногим больше, чем про славянское язычество. Т.е. немного больше, чем ничего.

        • нагимович05.04.2013 17:19

          Перебор сударь…есть сведения,что ни один этнос не остался без пророка.А это значит,что культ «вечного неба/божества верховного»-это просто остатки от учений пророков к тюркам,китайцам и др.Ну а в более запущ.формах уже идут св.журавли,каменные бабы и прочие истуканы.
          Монотеистич.взгляд(субъективно),как раз об этом и говорит.Не было постепенного развития(по Энгельсу)от варварства-язычества-к след.ступеням.А как раз все наооборот.
          P.S. Есть мнение,что и Сократа не поняли,с его мыслямио Едином Боге,и отсутсвии остальных божков в принципе.
          М.Аджи кстаи пишет интересно,но все подводит под свою идеологию-древние тюрки/христиане=тенгриане.Лучше Гумилева читать(если интересует ист.тюрков,Миллера-они хотя бы не беллетристы)

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: