Фетва: Раздача денег, полученных в качестве процентов

news-RxIr21SahN
На сайте IslamOnline.net доктору экономических наук, муфтию Монзеру Кахфу был задан вопрос читателем по имени Зани о дозволенности раздачи денег, полученных в качестве процентов.



Мой вопрос касается ростовщического процента. Аллах сказал в Коране, что ростовщичество полностью запрещено (харам), и каждый, кто отрицает это, нарушает установление Всевышнего.



Я много раз читал и слышал, что богословы советуют людям отдавать деньги, полученные в качестве процентов в традиционных банках, на благотворительные цели, без намерения получить за это вознаграждение. Но разве само это действие уже не запрещено Аллахом?



Кроме того, если нельзя пользоваться процентами, как может человек давать этот яд кому-то другому?



Я также читал статью, в которой ученый утверждает, что если оставлять процентные деньги банку, то это только будет укреплять этот банк.



Нуждается ли Всевышний Аллах в помощи, чтобы направить эти деньги в другое место? Не является ли это нарушением установлений Всевышнего? Не следует ли просто предоставить Аллаху решать дальнейшую судьбу этих денег и этого финансового института?



Да воздаст Аллах вам добром.Отвечая на вопрос, доктор экономических наук Монзер Кахф пишет:



Дорогой брат, ваш интерес говорит о вашем глубоком желании повиноваться Аллаху и следовать учению Его Посланника (Пророка Мухаммада), а также о стремлении найти правильный путь к достижению этого. Однако вы обошли вниманием ряд серьезных моментов.



Следует уяснить, что проценты (риба) попадают под запрет в соответствии с текстом Корана. Всевышний Аллах однозначно говорит, что торговля является разрешенной, а ростовщичество запрещенным (Аль Баккара 2:275). Всевышний также предостерегает о суровом наказании тех, кто имеет дело с процентами. (Аль Баккара 2:278-279).



1. Ключевая мысль заключена в словах: "нуждается ли Всевышний Аллах в помощи?" Аллах (да возвеличится слава Его) повелевает нам делать праведные дела и избегать дурных. Во многих случаях Он указывает, что является такими действиями, однако есть также много случаев, когда Он предоставляет нам это решать самим на основе руководства, которое Он ниспослал в Коране и сунне. Это значит, что Он желает от нас, чтобы мы предпринимали какие-то действия, творя добро. Действия эти должны вести к тому, чтобы добро преобладало, а плохое уменьшилось бы настолько, насколько это в наших силах.



То, что мы предпринимаем действия, не значит, что Аллах нуждается в нашей помощи. Это значит, что мы слушаемся Его, делая что-то во имя Господа.



2. Мусульманину нельзя заключать контракт, в соответствии с которым ему будут начисляться проценты. В то же время любой подобный контракт не значит, что у процентного капитала изменился собственник.



В помощь мусульманам открываются исламские банки, которые предоставляют исламскую альтернативу процентным операциям, однако до сих пор ощущается нехватка исламских финансовых инструментов.



3. В жизни иногда складываются обстоятельства, когда человек получает проценты непреднамеренно. (Рассмотрим случай, когда женщина легкого поведения желает раскаяться за то, что зарабатывала деньги недозволенным путем. Неужели здравомыслящий человек будет советовать ей вернуть деньги их владельцем? Это было бы неумно, а мусульманину не следует ставить себя в глупое положение).



Так что же делать с деньгами, которые вы получаете непреднамеренно или от сделок, которые вы заключили еще до того, как решили покаяться? Рационально ли с вашей стороны позволить банку получить с вас прибыль, и отдать ему и ту сумму, которую он готов предоставить нам? Подобные обстоятельства не делают процентные деньги частью вашей собственности. Неправильно также и отдавать их плательщику. Что же тогда делать?



4. Деньги, полученные в качестве процентов, не являются ядом; подобная аналогия неверна. На самом деле процентные деньги, как и любые другие деньги, сами по себе чисты. Неправильным является только путь их получения. Если отдавать деньги обратно плательщику неправильно, а взять их себе нельзя, что же тогда делать?



У верующего нет другого выбора, кроме как раздать их бедным и нуждающимся. Разумеется, для бедных эти деньги не являются харамными. Мы относимся к этим деньгам так, как если бы у них не было владельца. Неправильно также тратить их попусту, так как это будет равнозначно потери вещи, которая имеет некоторую пользу, что также запрещено.



5. Разумеется, когда человек раздает полученных в качестве процентов деньги бедным и нуждающимся, он также получает награду. Награду за то, что его деньги остаются чистыми от запрещенных доходов, и он пользуется разрешенной собственностью. Такое действие, конечно, награждается Всевышним Аллахом. Но помните, что это не награда за то, что вы раздаете подаяние (садаку) или закят, так как они оба должны даваться из ваших собственных средств, а деньги, полученные в качестве процентов, не являются вашей собственностью.



Вдобавок к сказанному, ограничение возможностей того, кто творит неправильное, конечно, тоже благое дело. Не возвращая проценты тем, кто их выплачивает, тем, кто строит бизнес на операциях с процентами, само по себе благое дело. В этой связи, оно также вознаграждаемо, не так ли?



IslamOnline.net

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика