Личность в контексте истории: Шейх Зайед Бин Султан ан-Нахьян

Шейх Зайед бин Султан ан-Нахьян. Его называли «самым богатым бедняком» за социально-благотворительную деятельность.

Шейх Зайед бин Султан ан-Нахьян. Его называли «самым богатым бедняком» за социально-благотворительную деятельность.

Теги:




2
12 Августа 2013г. (05 Шавваль)
Прошедший месяц Рамадан в ОАЭ и странах, с которыми эта страна имеет культурные и исламские связи прошел под знаком личности шейха Зайеда бин Султана ан-Нахьяна. Это понятно: десять лет назад, если считать по хиджре, шейх ушел из жизни в возрасте 86 лет. Думается, эту, несомненно, выдающуюся, хотя и противоречивую личность в арабском мире сегодня следует вспомнить и проанализировать ее значение, прежде всего, для истории исламского мира.



Шейх Зайед бин Султан ан-Нахьян (далее для краткости мы будем именовать его шейхом Зайедом) родился 1 декабря 1918 года (другие источники называют дату 1916 г). Его отец был тогдашним правителем Абу-Даби, где он и был убит в результате покушения в 1926 году.



Первую половину свой жизни шейх Зайед провел в городе аль-Айн. В те времена сегодняшние ОАЭ представляли собой семь отдельных государств, по сути- деревень, находившихся под протекторатом Британской империи. Поскольку шейх был младшим сыном своего отца, то до вершины политической карьеры он добрался не сразу. В те времена, когда он подрастал, учебных заведений современного типа в Абу-Даби не было, и шейх получил лишь базовые знания ислама в школе-медресе, а школой жизненной практики для него стал быт и обычаи аравийских бедуинов.



Первым в его политической карьере стал пост губернатора восточной провинции Абу-Даби, в те времена бедного и отсталого района. Но уже тогда британская компания вела здесь разведку нефти, и Зайед ей в этом содействовал.



По настоящему как политик общенационального масштаба Зайед выступил в 1952 году, во время так называемого «конфликта Бурайми». Суть его в том, что небольшой отряд саудовской армии оккупировал оазис Бурайми, бывший спорным между Абу-Даби и Саудовской Аравии. В ответ на это Зайед отказался от предложенного ему вознаграждения в 30 млн фунтов стерлингов от компании ARAMCO в спорном оазисе. Более того, шейх Зайед выступил свидетелем в женевском трибунале 1955 года, разбиравшем конфликт вокруг Бурайми. Трибунал вскоре распустили из-а подозрений в коррумпированности саудовской стороной, а Британия сама оккупировала спорный оазис с помощью сил всех тогдашних эмиратов Залива. Позднее Зайед много сделал для строительства системы каналов и ирригационных сооружений в этом регионе, превратившего его в по настоящему цветущий оазис.



После открытия нефти в 1958 году и начале ее добычи в 1962 г., все более и более в правящей элите стало высказываться раздражение ультраконсервативным правлением старшего брата Зайеда эмира Шахбута ан-Нахьяна. После кровавого переворота 1966 года, организованного с помощью Британии, шейх Шахбут был вынужден уехать из страны. А в 1971 году конфедерация эмиратов Персидского залива, именовавшаяся «Договорный Оман» была преобразована в Объединенные Арабские Эмираты, и шейх Зайед стал его первым президентом. Он избирался также в 1976, 1981, 1986, и 1991 гг.



Оценивая личность шейха Зайеда, многие считают его проводником британского, и в целом, западного влияния, в арабо-исламском мире, что имеет негативную коннотацию. Но, если смотреть на вещи сквозь призму истории, можно увидеть, что установка на сохранение ультраконсервативного уклада в экономической и некоторых других сферах себя не оправдала. И здесь, на наш взгляд, не было иного выхода, кроме как определенным образом использовать опыт и влияния Запада, не допуская проникновения западного секуляризма в традиционный исламский жизненный уклад. И думается с этой двойственной и сложной по своей сути задачей, шейх Зайед бин Нахьян справился.



В области внутренней политики, наиболее удачным для него определением является «относительно либеральный правитель», относительно, в смысле, соседей по региону. Зайед допустил приток иностранной рабочей силы и квалифицированных специалистов в страну, тем самым позволив и исповедание христианства в ОАЭ. Это вызвало в свое время бурно негативную реакцию соседей по региону, но сегодня мы видим, что все они фактически допустили, хотя и ограниченно. Присутствия на своих землях представителей и последователей других исповеданий, без права миссионерской деятельности среди местного населения (пожалуй, единственная возможная форма в условиях характерной для Аравии ханбалитской традиции). Он также способствовал превращению Эмиратов из аморфной конфедерации в федерацию, ставшую весомым игроком в регионе Залива, особенно с учетом разновекторной направленности геополитических и геоэкономических интересов арабских стран.



Из его внешнеполитических шагов наиболее значимыми можно назвать подписание в 1974 г договора в Джидде, установившим границы между Саудовской Аравией и ОАЭ, по которому она могла качать нефть с месторождения Шайбах, и получала доступ к горлу Персидского залива, в обмен на признание Эмиратов.



Шейх Зайед ан-Нахьян был одним из самых богатых людей в мире, чье состояние оценивалось в 20 млрд долларов. Это и понятно – на эмират Абу-Даби приходится около 95% всей нефти ОАЭ, ее объем составляет десятую часть от мировых запасов. Однако он был первым из аравийских «нефтяных монархов», не складывающим деньги в семейную кубышку, а реализующего экономические и благотворительные проекты, не только в своей стране, но и других государствах. Для этого в 1971 году был создан «Фонд Абу-Даби по арабскому экономическому развитию». Его звали «человеком, сделавшим пустыню зеленой», что уже говорит само за себя. Разнообразные благотворительные и религиозно-благотворительные проекты имени шейха также проходят в разных странах. Например, 19 рамадана нынешнего года было объявлено о предстоящем строительстве мечети имени шейха в Китае. В области прав человека он допустил образование и работу для женщин, а также свободные медиа, поставив при этом для редакторов условие самоцензуры.



О политическом и личном кредо шейха Зайеда хорошо свидетельствует ответ на вопрос газеты New York Times о том, почему он так и не ввел в стране свободно избираемый парламент.



«Почему мы должны отказываться от системы, удовлетворяющей наших людям, ради системы, порождающей несогласие и конфронтацию? Наша система правления, основана на нашей религии, и это то, что желает наш народ. Граждане должны искать и предлагать альтернативы , мы готовы их выслушать. Мы всегда говорили, что наш народ должен озвучивать свои требования открыто, ведь мы все в одной лодке – и капитан, и экипаж. Наши двери открыты для любых мнений , и это хорошо известно всем нашим согражданам. Наше глубокое убеждение в том, что Аллах создал людей свободными, и предписал, что каждый человек имеет свободу выбора. Руководитель должен общаться со своими подопечными с сочувствием и пониманием, потому что это долг заповедал им Аллах, который обязывает нас относиться ко всем живым существам, с признанием их достоинства. Как может быть, что-либо меньшее, для человека, созданный как наместник Аллаха на Земле, что по арабски означает «халиф», но не как глава государства, а тот, кому в доброе правление отдано Аллахом все его творение. Наша система правления не получает свои полномочия от человека, но на основе Писания Аллаха, Священного Корана. Зачем нам рукотворные учения? Ибо Его учение вечно, в то время, как системы созданные человеческой мыслью, являются временными и неполными».





Автор: Исмаил-Валерий Емельянов, историк.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

vl 12 Августа 2013г.
Ответить

«Присутствия на своих землях представителей и последователей других исповеданий, без права миссионерской деятельности среди местного населения (пожалуй, единственная возможная форма в условиях характерной для Аравии ханбалитской традиции)». Некорректный комментарий. Можно подумать, что ханафитский, маликитский или шафиитский мазхабы разрешают христианскую миссионерскую деятельность. Все мазхабы единодушны в том, что в исламском государстве призыв к другим религиям запрещён.

vl 12 Августа 2013г.
Ответить

«Присутствия на своих землях представителей и последователей других исповеданий, без права миссионерской деятельности среди местного населения (пожалуй, единственная возможная форма в условиях характерной для Аравии ханбалитской традиции)». Некорректный комментарий. Можно подумать, что ханафитский, маликитский или шафиитский мазхабы разрешают христианскую миссионерскую деятельность. Все мазхабы единодушны в том, что в исламском государстве призыв к другим религиям запрещён.

Яндекс.Метрика