У истоков российского корабельного флота стояли татары

Численность российских лашманов в конце XVIII века сопоставима с населением сурского края.

Численность российских лашманов в конце XVIII века сопоставима с населением сурского края.

Теги:




0
17 Августа 2013г. (10 Шавваль)
17 августа, в рамках 85-летия образования Неверкинского района Пензенской области (16 июля 1928 г), пройдет "День села" в одном из старейших татарских национальных образований губернии – Демино.



В программу праздничных торжеств включены различные спортивные мероприятия, конкурсы, гала-концерт с участием артистов Республики Татарстан и национальных творческих коллективов Неверкинского района. Для детей будет работать выездной аттракцион "Волжанка", кроме дискотеки для гостей и участников праздничного мероприятия подготовили салют.



В истории и становлении сурского края огромное значение сыграли местные абригены: мордва, чуваши и татары. Его территория издавна славилась прекрасными лесами, которые на протяжении многих столетий исправно служили человеку. На рубеже XVI-XVII веков они оберегали местных жителей от набегов кочевников и выполняли роль "засек", входивших в состав Алатырско-Тетюшинской линии и получивших широкое развитие на южных и юго-восточных русского государства.



В 1636-1648 гг. в сурском крае были построены Керенская, Верхнеломовская, Нижнеломовская, Инсаро-Потижская и Саранско-Артеманская, в 1676-1680 гг. Пензенская засечные черты. На них были поставлены города Керенск (1636 г.), Верхний Ломов (1636 г.), Нижний Ломов (1636 г.), Инсар (1647 г.), Саранск (1641 г.), Атемар (1639 г.), Пенза (1663 г.), Мокшан (1679 г.), Рамзаевский остров (1679 г.). в 1681 г. пензенская черта была продолжена далее на восток.



Ко второй половине XVII века сурский край получил возможность максимального использования выгодного географического фактора (граница лесостепи, наличие старинных дорог, соединявших столицы Волжской Булгарии и Киевской Руси, золотоордынские города Сарай, Увек, Мохши, русские города Муром, Владимир, Москва, Рязань; прикаспийские степи и Астрахань , Крымское и Казанское ханства, для укрепления своего геолополитического положения как одного из ведущих форпостов на юго-восточных рубежах русского государства.



Строительство засечных черт и крепостей совпало с началом колонизации сурского края, процессами его освоения и заселения. В ходе правительственной колонизации рядовые однодворцы (казаки, стрельцы, засечные сторожа, пушкари), местные дворяне: татары, чуваши и мордва, получили поместья в порядке земельного жалования за несение сторожевой службы.



Одновременно с правительственной и вольной колонизацией осуществлялась церковная. В XVII в. возникли Нижнеломовский Казанский, Наровчатский Сканов, Керенский Тихвинский, Пензенский Троицкий, Пензенский Спасо-Преображенский монастыри, Чудов в Иванырсе и Богородицкий в Ломовке (Лунинский район) и др. В сурском крае ряд сел и деревень принадлежал Кирилло-Белозерскому, Новодевичьему, Чудову, Саввино-Сторожевскому монастырям. Во всех селах строились церкви.



Второй этап колонизации Пензенского края был связан с политикой Петра I в Причерноморье и строительством флота в Воронеже, для которого пензенские лашманы отправляли корабельный лес. С основанием г. Петровска под защитой оказалась и южная часть сурского края, куда переводились служилые люди из Пензы, Мокшана, Верхнего Ломова, Нижнего Ломова, Инсара, Саранска, Керенска, а их поместья передавались крупным феодалам "московского чину" и приближенным царя – Нарышкиным, Головкиным, Головиным, Трубецким, Долгоруким, Салтыковым, Шереметевым, Голицыным, Лопухиным, Шафировым, Трубецким, Апраксиным и др. Постепенно сурский край начал приобретать признаки одного из дворянских гнезд России.





Но наряду с такими категориями служилых татар, как князья и мурзы, татарские царевичи, существовало огромное сословие государственных крестьян-лашманов (нем. laschen- обрубать, отесывать, обделывать, Маnn – человек), которые участвовали в заготовке корабельного леса для постройки российского флота. Без феномена лашманства, – как считает исследователь И.Р.Валиуллин, невозможно представить историю татар Среднего Поволжья и Приуралья XVIII – первой половины XIX веков, тем более вклад лашман в историю российского судостроения, по его мнению, еще не освещен.



 

С начала XVIII века, согласно указам Петра I, в России появился целый ряд государственных трудовых повинностей, особое место среди которых занимала лашманская. Сурские леса оказались в заповедной зоне, где заготавливали корабельные дубы и матчевые сосны. Заготовкой и вывозом древесины занимались местные жители: мордва, татары, чуваши.



Инсарский, Керенский, Краснослободский, Н. Ломовский, Пензенский и Саранский уезды, разделенные на станы .во второй половине XVII в, по указу от 27 июня 1701 г. были подчинены Азовскому адмиралтейскому ведомству. В 1708 г. территория Пензенского края была поделена между Азовской и Казанской губерниями, в 1719 г. Пенза получила статус центра провинции Казанской губернии. 15 сентября 1780 г. было образовано Пензенское наместничество в составе В. Ломовского, Городищенского, Инсарского, Керенского, Краснослободского, Мокшанского, Наровчатского, Н. Ломовского, Пензенского, Саранского, Троицкого, Чембарского и Шишкеевского уездов.

 

Лашманская повинность, включавшая в себя комплекс работ по вырубке, обтесыванию деревьев и доставке к водным путям сообщения, считалась одной из самых тяжелых и опасных. В начале XVIII века, после истощения лесных ресурсов Воронежского края, основной базой государственных лесозаготовок стало Среднее Поволжье.



Петровский указ от 31 января 1718 г. повелевал: "К рубке, к теске и к вывозке корабельных лесов и для других к тому принадлежащих работ, брать на работу Казанской, Нижегородской и Воронежской губерний, также и с Симбирского уезда служилых мурз, татар, мордву и чуваш, которые явятся в тех трех губерниях и в Симбирском уезде по новым переписным книгам".



Однако лашманская повинность, прежде всего, легла тяжким бременем на татар. Татарский элемент в сословии лашман особенно усилился в 40-50-е годы XVIII века (период самой жестокой в истории народов Среднего Поволжья кампании христианизации). Чему способствовал сенатский указ 1748 года, повелевший освобождать от лашманской повинности иноверцев, принявших православную веру.



Оторванность от своих семей и хозяйств, тяжелые лесозаготовительные работы, особенно в суровых зимних условиях, скудное питание, проблемы с фуражом и нужда в теплой одежде, огромные расстояния растянувшиеся между местами заготовок и складирования леса на 300-400 верст, опасные передвижения во время ледоставов и весенних половодий, способствовали гибели и увечью людей и животных.



- Много калечились татары во время лашманских работ. Среди десяти человек восемь всегда становились инвалидами. Они тратили в три раза больше денег на заготовку леса, чем получали от казны за работу, – красноречиво описывает их адский труд писатель И. Калинин в своей книге "Прошлое крестьян нашего края".

 

Поскольку мордва и чуваши предпочли принять христианство, в этническом отношении с середины XVIII века лашманы состояли практически из одних татар, сохранивших верность исламу.



Но главной отличительной особенностью было то, что в лашманское сословие переводились не все, а лишь служилые татары, поскольку военные реформы Петра I были направлены на формирование регулярной армии и государство больше не нуждалось в услугах служилых людей нерусского происхождения.



Взяв курс на ликвидацию их привилегий правительство стремилось пополнить за их счет податное население, обслуживающее возрастающие потребности государства. Указ 1718 года, превративший служилых людей из числа инородцев в "особое" сословие лесорубов, несмотря на ряд новых послаблений и сохранение некоторых прежних привилегий, стал отправной точкой на пути их превращения в государственных крестьян. Их труд являлся своего рода феодальной барщиной, а в роли главного помещика выступало государство.



Если в 1747 году из прикрепленных к адмиралтейству 44739 крестьян более 37 тысяч составляли татары, то в 1767 году из 66151 лашмана были татарами 45146 человек, – приводит исторические данные исследователь X. Хасанов. К слову, к концу XVIII века в сурском крае насчитывался 1261 населенный пункт, где проживали 681050 человек обоего пола.



Справка



История Неверкинского района, в который входят 15 сельских поселений, объединяющих 29 населённых пунктов: 26 сел, две деревни, один хутор, имеет богатое прошлое. Первыми колонизаторами его территории, не имевшей оседлого населения с конца 14 века, стали служилые татары и чуваши, совместно несшие с 1680-х годов станичную службу по защите Московского государства на пензенско-сызранской оборонительной линии. За службу станичники получали обширные земельные угодья на пустовавших землях по рекам Елань-Кадада, Каслей-Кадада и Илим-Кадада.



Направление колонизации района вначале проходило с востока на запад-северо-запад. Вероятно, с 1680-х годов в пределах района появились татары-мишари Темниковского и Касимовского уездов (Бик-Моисеевка, Нижний Чирчим-Джалилово). Селились по родам во главе со старейшинами, беками и мурзами. Поэтому многие селения названы по именам мурз и именам их сыновей. Не исключено, что местное население активно использовалось правительством при строительстве города Петровска и ремонте оборонительных сооружений в 1696-1717 годах, а затем участвовало в строительстве Царицынской оборонительной линии.



С переходом армии на регулярную основу служилые татары были переведены на лашманную повинность. Заготовляя корабельный лес, они связывали его в плоты и сплавляли по рекам Кадада, Сура и Волга до Саратова, Царицына и Астрахани. Суда, сделанные из этого леса, обеспечивали Каспийский поход Петра I в 1722 году. По переписным книгам 1747 года многие татарские деревни по берегам Кадады были приписаны к Адмиралтейству для корабельных работ. Позднее татары сплавляли строительный лес. К середине 19 века они славились как отличные плотогоны.



В середине 1740-х годов чуваши и мордва, поклонявшиеся предкам и силам природы, подверглись насильственному крещению. Какая-то часть чувашей исповедовала христианскую веру, вероятно, уже в 17 веке (Илим-гора, Илюшкино). В то же время случаи насильственного крещения татар на территории Неверкинского района отмечены не были.



По численности населения( 16 329 чел.) Неверкинский район сегодня занимает 19-е место в губернии, а по компактному расселению татар – первое: татары 50,4, чуваши – 24,9, русские 20,1, мордва – 4,5 процента. Татары проживают в райцентре (примерно 50 пр.), в селах: Алееево, Бигеево, Бик-Моисеевка, Демино, Джалилово, Карновар, Мансуровка, Окьябрьское, Сулеймановка, а также в смешанных татарско-чувашских селах Исикеево и Каменный овраг.



Татарско-мишарское село Демино основано татарскими мурзами в составе Узинского стана Пензенского уезда. Около 1709 года здесь жили 15 ясачных крестьян. До 1715 года при деревне имелось поместье землевладельца Еналеева. Однако название села происходит от личного имени первопоселенца – Дëмы мурзы Бибаева. В это же время была показана небольшая вотчина генерал-майора Нефеда Никитича Кудрявцева, за коим числилось 18 ревизских душ, отобранных у Бикбая мурзы Мамлеева, поскольку мусульманам запрещалось иметь православных крепостных. По переписным книгам 1747 года в селе имелось 187 ревизских душ, приписанных к Адмиралтейству для корабельных работ.



С 1780 года в составе Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1795 небольшая часть села принадлежала помещице – кригсмейстерше, княгине Марии Алексеевне Голицыной (17 ревизских душ), а также казенным крестьянам – 462 ревизских души. В 1911 году имелось – 500 дворов, 2 мельницы, 4 мечети, при них татарские школы, земская школа.



Численность населения: в 1747 – около 374 (татар), плюс 12 ясачных крестьян, 1762 – 427, 1795 – около 958, 1859 – 1575, 1877 – 1953, 1897 – 2700, 1911 – 2893, 1926 – 3279, 1930 – 3560, 1939 – 1555, 1959 – 1535, 1979 – 2158, 1989 – 1555, 1996 – 1485, 2004 – 993 жителя. На данный момент проживает 1083 человека.



Автор: Искандер Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика