Личность в контексте истории: имам аш-Шафии

Кадр из фильма «Имам аш-Шафии»
У читателя может возникнуть вопрос, почему обращаясь к наследию первых веков истории ислама, мы пишем о столь разных личностях, как Ибн Теймийя, имамы Джаафар Садик и Ахмад ибн Ханбал и другие. Ответ будет простым – мы стремимся рассказать о личностях, чья жизнь и труды мало, или совсем неизвестны российскому читателю. А чтобы сделать это понятным широкой читательской аудитории, мы стараемся подавать изложение исторических сюжетов в медиа-формате, предусматривающем сжатое и, одновременно, фактологически насыщенное изложение с оценками, как можно более основывающиеся на фактах и не определяемые никоим образом религиозной, политической или академической позицией автора текста. Как это получается – судить читателям.



Сегодня же хотелось бы вспомнить в историческом контексте имя имама аш-Шафии, потому что к шафиитскому мазхабу принадлежит большинство мусульман российского Северного Кавказа. Но не только поэтому.



Абу Абдалла Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии родился в 767 г. (150 г. хиджры) в регионе Газы, близ палестинского города Аскалана (изр. – Ашкелон). Его отец принадлежал к племени курайшитов, к клану Бану Муталлиб, находившемуся в родстве с кланом Бану Хашим, из которого вышли пророк Мухаммад и представители династии Аббасидов. Когда будущему имаму исполнилось два года, умер его отец, и мать решила уехать в Мекку, где жили многие ее родственники и где, как она полагала, ей будет легче ухаживать за сыном и воспитывать его.



Повзрослев, Абу Абдалла начал свое обучение в Мекке под руководством тогдашнего муфтия города Халида аз-Занджи, а продолжил в Медине у крупнейшего знатока хадисов имама Малика ибн Анаса, с именем которого связан маликитский мазхаб. Традиция повествует, что в семь лет он наизусть выучил Коран, к десяти годам выучил наизусть книгу своего учителя «аль-Муатта» («Проторенный путь»), которую тот составлял в течение 40 лет. А ведь этот труд содержал практически все известные на тот момент достоверные хадисы Пророка (С.А.С) до еще и «атары» (высказывания и фетвы сподвижников Пророка и их учеников, имеющие правовой характер). Завершил свое обучение аш-Шафии в Багдаде у имама Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани.



Приблизительно в 801 г . аш-Шафии отправляется в Йемен, где становится кади (шариатским судьей). Биографы имама подчеркивают его принципиальную приверженность принципу справедливости, имам никогда не склонял голову перед власть имущими. В 805 г., во времена халифа Харуна ар-Рашида имам аш- Шафии был несправедливо обвинен в потворстве зарождающегося внутри ислама еретическому течению, оформившемуся позднее в радикальный шиизм-«алевизм», однако ему удалось четко и убедительно доказать свою правоту перед самим халифом. После этого имам переехал в Египет, где занимался правовой и преподавательской деятельностью и где скончался в 820 г. (204 г. хиджры) в возрасте 54 лет.



Наследие аш-Шафии включает книгу «аль-Худжа» (Свидетельство), которую он надиктовал своим ученикам в 810 г, живя в Ираке. Книга содержит хадисы, известные в те времена в Ираке и комментарии к ним. Будучи в Египте, он создал новый свод хадисов, бытовавших в этой стране, но неизвестных в Ираке. Также, имаму аш-Шафии принадлежит первое систематическое изложение исламского права (фикха) под названием «ар-Рисаля» (Послание).



Итак, недолгая жизнь (54 года), три оставленных труда, хотя есть сведения, что имам написал около 100 книг. Почему же именно об имаме аш-Шафии говорят как о «наср ас-Сунна» (отстаивающий Сунну или защитник Сунны), и как о «муджаддиде» (обновителе) религии в соответствии с хадисом Пророка (С.А.С), гласящим: «Воистину, Аллах будет посылать этой умме в начале каждого столетия обновителя дела ее религии!» В чем же уникальное значение личности и трудов имама аш-Шафии для ислама?



Во-первых, упрощенно говоря, именно аш-Шафии из всех четырех великих имамов сформулировал мазхаб, как… мазхаб. Это понятие исламоведы часто определяют как «богословско-правовая школа в исламе», хотя объективно это является никакой не богословской, а исключительно правовой школой. Ведь неполным аналогом пришедшего из христианства понятие «богословие» является «калам» (несовершенные человеческие попытки описания Всевышнего), который имам категорически отвергал, говоря, что «калам не проистекает из знания, и лучше для человека «харам», чем калам».



В отличие от своих предшественников, аш-Шафии был не только «теоретиком», занимающимся сбором хадисов и их преподаванием, но также и юристом практиком, выработавшим из них дееспособную правовую систему. Именно она нужна была религии ислама, стремящейся с первых дней своего исторического существования интегрировать все стороны человеческого бытия на основе Божественных законов. Кстати, в отличие от других великих имамов, чье учение стало стройной системой, именуемой мазхабом только после их кончины усилиями учеников, аш-Шафии систематизировал свои принципы при жизни и обозначил их именно как мазхаб. Уже упомянутые нами книги «аль-Худжа» и «аль-Умм», носят также название «аль-Мазхаб аль-Кадим» (Старое течение мысли) и аль-Мазхаб аль-Джадид (Новое течение мысли). То есть, вполне обоснованно утверждать, что термин «мазхаб» в его современном понимании восходит именно к аш-Шафии.



Но, самое главное, видится то, что у аш-Шафии, как у мусульманина и правоведа проявилось четкое понимание того, что ислам – это, прежде всего, единство, в том числе и правовое. Побывав практически во всех уголках тогдашней исламской ойкумены, имам наверное еще более ощутил такую необходимость. Ведь шафиитский мазхаб есть ни что иное, как попытка синтеза двух существовавших в те времена школ фикха – школы Ирака (Абу-Ханифа) и школы Хиджаза (Малик ибн-Анас), между которыми уже в те времена наметилась определенная разнонаправленность, и превращения фикха в практически применимую систему. Именно в этом видится непреходящее значение личности аш-Шафии для всей уммы.



Как и его предшественники, имам аш-Шафии безусловное отдавал первенство Священному Корану. Сунна, также как и у других великих имамов, считается вторым по значению источником фикха, однако к хадисам у аш-Шафии предъявляется лишь одно условие – их высокая степень достоверности. Насчет третьего по значению источника – иджмы (согласия факихов) у аш-Шафии были серьезные сомнения, тем не менее, он допускал их применение там, где прямой ответ на задачу не исходил из Корана и Сунны. Касательно суждений сахабов, аш-Шафии использовал их для выведения юридических заключений только, если они явно не противоречили друг другу. Кыясу (суждению по аналогии) имам отдавал самое последнее место. Все это позволяет говорить о мазхабе аш-Шафии как о достаточно консервативном.



Еще одним тому подтверждением является то, что имам аш-Шафии выступил как приверженец нормативного права. Дееспособное право – это в первую очередь действенная методика, инструмент его применения. В качестве такого «инструмента» имам Абу-Ханифа использовал принцип «истихсана», а имам Малик ибн Анас – принцип «истисла». Первый принцип означает предпочтение одного аргумента другому, потому что он представляется более подходящим для данной ситуации. Второй в качестве главного критерия подбора обоснований для вынесения фетвы заключения предлагает «стремление к тому, что более подходит для блага человека». Это придавало праву изрядную долю динамизма, присущую постоянно изменяющимся общественным отношениям. Аш-Шафии, отвергая оба этих подхода предшественников как «бидаа» (нежелательное нововведение), предложил свой, называемый «истихсаб» (поиск связки, увязывание). Он предусматривает то, что более раннее заключение не теряет свою силу и позднее, если обстоятельства и совокупность юридических фактов, лежащих в ее основе, существенно не изменились. Например, если фетва вынесена в отношении человека без вести пропавшего, то она продолжает действовать в отношении него, как если бы он был жив и полностью право и дееспособен. Однако, если четко установлено, что этот человек умер или утратил часть способностей по нездоровью необходимо уже совершенно новое решение, хотя и во многом на основе прежнего. Все таки, это более «юридический» подход, основанный на анализе юридических фактов и обстоятельств, в отличие от философско-интеллектуальной методологии Абу Ханифы и Малика.



Конечно, осветить все стороны жизни и судьбы личности, написавшей 100 книг в заметки менее чем из трех страниц недостаточно. Но может быть, приведенных фактов хватит для того, чтобы, помимо прочих определений, к имени имама аш-Шафии прибавить еще одно – «основатель мусульманской юриспруденции».

Автор: Исмаил Валерий Емельянов, историк

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Indeec 22 Августа 2013г.
Ответить

такие личности как Ибн Теймийя, имамы Джаафар Садик не говоря про основателя основных 4 мазхабав ,выше того, что бы мелкотня вроде той которая присутствует на сайте их осуждала)

Пользователь 22 Августа 2013г.
Ответить

для людей размышляюших, суда не входит Hamitov, damiroff,казах; http://vk.com/arsh313 там видео Салафит принял шиизм и разобрачает ложь суннитов по их книгам!!! 46:21

Hamitov 21 Августа 2013г.
Ответить

Обратите внимание!Ибн Таймия -этот человек в этом предложении ,рядом с основателями 4 мазхабов лишний ,

damiroff 21 Августа 2013г.
Ответить

Да будет доволен тобой Аллах!

Indeec 22 Августа 2013г.
Ответить

такие личности как Ибн Теймийя, имамы Джаафар Садик не говоря про основателя основных 4 мазхабав ,выше того, что бы мелкотня вроде той которая присутствует на сайте их осуждала)

Пользователь 22 Августа 2013г.
Ответить

для людей размышляюших, суда не входит Hamitov, damiroff,казах; http://vk.com/arsh313 там видео Салафит принял шиизм и разобрачает ложь суннитов по их книгам!!! 46:21

Hamitov 21 Августа 2013г.
Ответить

Обратите внимание!Ибн Таймия -этот человек в этом предложении ,рядом с основателями 4 мазхабов лишний ,

damiroff 21 Августа 2013г.
Ответить

Да будет доволен тобой Аллах!

Яндекс.Метрика