Информационное
агентство России
2°C
16 декабря, 08:33

Мустафа Церич: Суннитско-шиитское единство — исторические основы

ismail
Мустафа  Церич: Суннитско-шиитское единство — исторические основы
Профессор Мустафа Церич

Сегодня уже никто не может отрицать того факта, что регион Ближнего Востока переживает рост конфликтов, в том числе и с применением насилия, между суннитами и шиитами, пишет в обширной статье, опубликованной в интернет-издании Common Word, бывший муфтий Боснии-Герцеговины, профессор Мустафа Церич. Особенно сильный рост суннитско-шиитских конфликтов наблюдается в Сирии, Ливане и Ираке. 20 августа, в обращении к участникам конференции в Аммане, организованной Королевским институтом исламской мысли «Аль аль-Байт», король Иордании Абдалла II заявил об опасности манипулирования религией в политических целях и сеянии семян острого межэтнического и внутриисламского противостояния».

Кстати, исторически ближневосточный регион никогда столь болезненно не страдал от внутриисламского противостояния, подобно тому, как это было с внутрихристианским противостоянием в Европе между католиками и протестантами на рубеже XVI-XVII вв. Тридцатилетняя война между ними закончилась серией мирных соглашений, кульминацией которых стал Вестфальский мир 1648 г, прозванный современниками «истощающим миром» (война велась в 1618-1648 г между католическими странами Францией и Австрией, с одной стороны, и протестантскими государствами – Швецией и германскими княжествами. На долгих три столетия итоги войны закрепили раздробленность Германии- IN).

Возможно, Ближнему Востоку не понадобится истощать себя длительной и кровопролитной войной, чтобы в результате понять – добрые отношения между суннитами и шиитами являются основой региональной и глобальной стабильности и безопасности. Однако в чем-то уроки Вестфальского мира применимы и для нынешнего Ближнего Востока. Да, Европе потребовалась война на несколько десятилетий, чтобы понять: единственный путь вперед, к прогрессу – это политическая и религиозная толерантность, основывающаяся на принципе взаимоуважения и невмешательства между разными странами и народами, признания их равноправными. Может быть во многом скрепя сердца но процесс формирования единства в разнообразии, политического и религиозного плюрализма «пошел» в Европе именно со времен Вестфальского мира. Так что у современного Ближнего Востока имеется хороший исторический прецедент для решения своих сегодняшних проблем. Хотя у региона есть и собственное историческое основание для утверждения единства между суннитами, шиитами , равно как и представителями других направлений исламской мысли.

Всем известно, что нынешний центр суннитской мысли – аль-Азхар в Каире был основан в 970 г. шиитской (более того, даже крайне шиитской, исмаилитской- IN) династией Фатимидов. Поэтому неудивительно, что именно известный суннитский улем из аль-Азхара, шейх Махмуд Шалтут в 1958 г. выпустил фетву, утверждающую, что шиитский «джафаритский» мазхаб легетимен с точки зрения ислама. Эта фетва стала тогда одним из оснований для создания Совета по сближению исламских мазхабов. Средоточием всемирной деятельности по сближению между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами стала совместная деятельность в 60-х гг. прошлого века шейха Шалтута и иранского аятоллы Таги Гоми, до сих пор являющейся образцом сотрудничества суннитов и шиитов.

Однажды, на торжественном обеде по поводу начала одного из проектов внутриисламского сотрудничества шейх Шалтут сказал: « Мы, здесь собравшиеся египтяне, иранцы, ливанцы, иракцы или пакистанцы, и мы же – ханафиты, шафииты, маликиты, ханбалиты, а также шииты-имамиты и зейдиты (Зейдиты – группа умеренных шиитов, возникшая в VIII в . Доныне существуют в Ираке,Йемене , в южной части Саудовской Аравии и на севере Ирана. В отличие, от «шиитов 12 имамов» и «исмаилитов» не приписывают сверхъестественных свойств т.н. « сокрытому имаму» и признают первых трех халифов – Абу Бакра, Умара и Усмана –IN)… cобрались за одним столом обсуждаем толковательные, юридические и духовные тонкости в духе братства». В том же духе тогда выступил и аятолла Гоми: «Суннитские и шиитские улемы сидят здесь за одним столом в поисках способов лечения недуга внутриисламского разделения, руководствуясь исключительно принципами ислама. Это поставит наше время в один ряд с наиболее выдающимися периодами в истории ислама».

Есть известный хадис, в котором Благословенный Пророк говорит: «В начале каждого нового века Аллах посылает умме человека, обновляющего религию». Читая эти слова, нельзя не задуматься о том, что именно сегодня для всего мусульманского мира, и для Ближнего Востока особенно, пришло время по-новому взглянуть на религиозную, этическую и политическую мысль ислама.

Сегодня нам нужна деятельность подобная той, которую вели шейх Шалтут и аятолла Гоми для того, чтобы улучшить суннитско-шиитские взаимоотношения. Нам нужно быть превыше грязных игр с целью борьбы за власть, которые, как раз, и разжигают ныне суннитско-шиитское противостояние.

Мы совершим непростительную ошибку, если нынешние события на Ближнем Востоке приведут регион к тому, что обозначается арабским понятием «мулюк ат-таваиф» (распад на отдельные государства по религиозному признаку), как это произошло в раннее средневековье с халифатом Омейядов в Андалусии, что повлекло трагические последствия для исламского мира и его дальнейшей истории. Поэтому остается надеяться на возрождение духа времен шейха Шалтута и аятоллы Гоми на Ближнем Востоке и во всем исламском мире и на то, что мы станем свидетелями установления мира между мусульманами, мира, которому суждено продлиться многие столетия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Rashad09.09.2013 16:05

    Хорошая позитивная статья но зная мнения знакомых мне последователей Мухаммеда из Неджда они всех и суннитов и шиитов кроме себя любимых называют кафирами которых надо убивать. Они даже не заходят когда видят как всместе в одной мечети молятся шииты и сунниты.

  2. Prometheus14.09.2013 20:29

    А как можно подтвердить достоверность данного хадиса?
    «…Есть известный хадис, в котором Благословенный Пророк говорит: «В начале каждого нового века Аллах посылает умме человека, обновляющего религию».

    Было бы очень важно, при разговорах с друзьями-мусульманами.

    • гураба08.11.2013 5:15

      От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
      «Поистине, Аллах будет посылать для этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать для них их религию!»
      Приводят этот хадис Абу Дауд 4291, аль-Хаким 4/522, ат-Табарани 6527.
      Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Байхакъи, аль-Иракъи, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, ас-Суюты, аль-Мунауи, аль-Альбани и многие другие.
      Имам ас-Суюты относительно этого хадиса сказал: “Сошлись имамы на том, что данный хадис является достоверным”.(«Аунуль-мабуд» 11/267).

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: