Мустафа Церич: Суннитско-шиитское единство - исторические основы

Профессор Мустафа Церич
Сегодня уже никто не может отрицать того факта, что регион Ближнего Востока переживает рост конфликтов, в том числе и с применением насилия, между суннитами и шиитами, пишет в обширной статье, опубликованной в интернет-издании Common Word, бывший муфтий Боснии-Герцеговины, профессор Мустафа Церич. Особенно сильный рост суннитско-шиитских конфликтов наблюдается в Сирии, Ливане и Ираке. 20 августа, в обращении к участникам конференции в Аммане, организованной Королевским институтом исламской мысли «Аль аль-Байт», король Иордании Абдалла II заявил об опасности манипулирования религией в политических целях и сеянии семян острого межэтнического и внутриисламского противостояния».



Кстати, исторически ближневосточный регион никогда столь болезненно не страдал от внутриисламского противостояния, подобно тому, как это было с внутрихристианским противостоянием в Европе между католиками и протестантами на рубеже XVI-XVII вв. Тридцатилетняя война между ними закончилась серией мирных соглашений, кульминацией которых стал Вестфальский мир 1648 г, прозванный современниками «истощающим миром» (война велась в 1618-1648 г между католическими странами Францией и Австрией, с одной стороны, и протестантскими государствами – Швецией и германскими княжествами. На долгих три столетия итоги войны закрепили раздробленность Германии- IN).



Возможно, Ближнему Востоку не понадобится истощать себя длительной и кровопролитной войной, чтобы в результате понять – добрые отношения между суннитами и шиитами являются основой региональной и глобальной стабильности и безопасности. Однако в чем-то уроки Вестфальского мира применимы и для нынешнего Ближнего Востока. Да, Европе потребовалась война на несколько десятилетий, чтобы понять: единственный путь вперед, к прогрессу – это политическая и религиозная толерантность, основывающаяся на принципе взаимоуважения и невмешательства между разными странами и народами, признания их равноправными. Может быть во многом скрепя сердца но процесс формирования единства в разнообразии, политического и религиозного плюрализма «пошел» в Европе именно со времен Вестфальского мира. Так что у современного Ближнего Востока имеется хороший исторический прецедент для решения своих сегодняшних проблем. Хотя у региона есть и собственное историческое основание для утверждения единства между суннитами, шиитами , равно как и представителями других направлений исламской мысли.



Всем известно, что нынешний центр суннитской мысли – аль-Азхар в Каире был основан в 970 г. шиитской (более того, даже крайне шиитской, исмаилитской- IN) династией Фатимидов. Поэтому неудивительно, что именно известный суннитский улем из аль-Азхара, шейх Махмуд Шалтут в 1958 г. выпустил фетву, утверждающую, что шиитский «джафаритский» мазхаб легетимен с точки зрения ислама. Эта фетва стала тогда одним из оснований для создания Совета по сближению исламских мазхабов. Средоточием всемирной деятельности по сближению между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами стала совместная деятельность в 60-х гг. прошлого века шейха Шалтута и иранского аятоллы Таги Гоми, до сих пор являющейся образцом сотрудничества суннитов и шиитов.



Однажды, на торжественном обеде по поводу начала одного из проектов внутриисламского сотрудничества шейх Шалтут сказал: « Мы, здесь собравшиеся египтяне, иранцы, ливанцы, иракцы или пакистанцы, и мы же – ханафиты, шафииты, маликиты, ханбалиты, а также шииты-имамиты и зейдиты (Зейдиты – группа умеренных шиитов, возникшая в VIII в . Доныне существуют в Ираке,Йемене , в южной части Саудовской Аравии и на севере Ирана. В отличие, от «шиитов 12 имамов» и «исмаилитов» не приписывают сверхъестественных свойств т.н. « сокрытому имаму» и признают первых трех халифов – Абу Бакра, Умара и Усмана –IN)… cобрались за одним столом обсуждаем толковательные, юридические и духовные тонкости в духе братства». В том же духе тогда выступил и аятолла Гоми: «Суннитские и шиитские улемы сидят здесь за одним столом в поисках способов лечения недуга внутриисламского разделения, руководствуясь исключительно принципами ислама. Это поставит наше время в один ряд с наиболее выдающимися периодами в истории ислама».



Есть известный хадис, в котором Благословенный Пророк говорит: «В начале каждого нового века Аллах посылает умме человека, обновляющего религию». Читая эти слова, нельзя не задуматься о том, что именно сегодня для всего мусульманского мира, и для Ближнего Востока особенно, пришло время по-новому взглянуть на религиозную, этическую и политическую мысль ислама.



Сегодня нам нужна деятельность подобная той, которую вели шейх Шалтут и аятолла Гоми для того, чтобы улучшить суннитско-шиитские взаимоотношения. Нам нужно быть превыше грязных игр с целью борьбы за власть, которые, как раз, и разжигают ныне суннитско-шиитское противостояние.



Мы совершим непростительную ошибку, если нынешние события на Ближнем Востоке приведут регион к тому, что обозначается арабским понятием «мулюк ат-таваиф» (распад на отдельные государства по религиозному признаку), как это произошло в раннее средневековье с халифатом Омейядов в Андалусии, что повлекло трагические последствия для исламского мира и его дальнейшей истории. Поэтому остается надеяться на возрождение духа времен шейха Шалтута и аятоллы Гоми на Ближнем Востоке и во всем исламском мире и на то, что мы станем свидетелями установления мира между мусульманами, мира, которому суждено продлиться многие столетия.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Prometheus 14 Сентября 2013г.
Ответить

А как можно подтвердить достоверность данного хадиса? «...Есть известный хадис, в котором Благословенный Пророк говорит: «В начале каждого нового века Аллах посылает умме человека, обновляющего религию». Было бы очень важно, при разговорах с друзьями-мусульманами.

Rashad 09 Сентября 2013г.
Ответить

Хорошая позитивная статья но зная мнения знакомых мне последователей Мухаммеда из Неджда они всех и суннитов и шиитов кроме себя любимых называют кафирами которых надо убивать. Они даже не заходят когда видят как всместе в одной мечети молятся шииты и сунниты.

Prometheus 14 Сентября 2013г.
Ответить

А как можно подтвердить достоверность данного хадиса? «...Есть известный хадис, в котором Благословенный Пророк говорит: «В начале каждого нового века Аллах посылает умме человека, обновляющего религию». Было бы очень важно, при разговорах с друзьями-мусульманами.

Rashad 09 Сентября 2013г.
Ответить

Хорошая позитивная статья но зная мнения знакомых мне последователей Мухаммеда из Неджда они всех и суннитов и шиитов кроме себя любимых называют кафирами которых надо убивать. Они даже не заходят когда видят как всместе в одной мечети молятся шииты и сунниты.

Яндекс.Метрика