В Подмосковье вернулись к теме хиджаба

Хиджаб – это религиозное предписание, а не демонстрация символики

Хиджаб – это религиозное предписание, а не демонстрация символики

Теги:





51
18 Сентября 2013г. (13 Зу-ль-када)
С началом нового учебного года в подмосковные школы вернулась проблема хиджаба. Несмотря на принятый стандарт школьной формы, не предполагающий ношения головных уборов, ряд учениц одной из областных школ настаивает на праве посещать занятия в мусульманском платке, который в исламе является обязательным религиозным предписанием.



Как рассказал ИА IslamNews сотрудник одного из органов местного самоуправления Николай Жуков, возникает коллизия. "С одной стороны, дети и, в частности, девочки обязаны ходить в школьной форме, которая законодательно у нас утверждена, и не имеют права носить никакие платки. Более того, во внутреннем приказе Минобразования написано, что запрещается ношение предметов религиозного культа, одежды с соответствующей символикой и так далее, в том числе, головных уборов. С другой стороны, с сентября мы столкнулись с нежеланием некоторых учениц снимать хиджаб", – рассказал он.



По словам собеседника агентства, "в Москве аналогичный вопрос поднимался, есть некое понимание на эту тему, некоторым девочкам разрешено обучаться в платках, но в Подмосковье пока такого нет". Хиджабы, конечно, не разрешают и в Москве, но компромиссным решением является ношение "светского платка", считает Жуков.



"Один из отцов девочек-мусульманок согласен на платок, но накинутый на плечи и прикрывающий часть волос. Директор тоже на такой вариант согласна. При этом в школе обучается примерно 20% детей-мусульман (азербайджанцев и таджиков), но вопросы насчет хиджаба возникли только у двух девочек. Нет межличностного конфликта и противостояния с директором на ножах. Все пытаются найти некий компромисс. В том числе, и директор школы, которая очень переживает за этих девочек, считает их талантливыми, перспективными. Главное, как говорится, "не дать цветку завянуть", но одна из девочек в школу не ходит сейчас вообще, вторая ходит нерегулярно, в хиджабе, который учителя снимают, делают замечания. Мама одной из девочек в качестве альтернативы хиджабу на полном серьезе даже предлагала парик, который не является головным убором, но, с другой стороны, полностью закрывает волосы. Мы руками развели", – сообщил собеседник IN.



Вопрос, по его словам, не в том, что тенденция может распространиться и на остальных учащихся-мусульман. "Но раз уж проблема проявилась, ее надо обсуждать и решать на самом высоком уровне, с привлечением нашего исламского духовенства, которое должно выражать свою позицию, давать свои толкования этой проблематики, широко освещать ее в СМИ, доводя до исламского населения. То есть должна быть широкая дискуссия".



Проблема упирается еще и в то, что чиновники не до конца понимают природу хиджаба. Для верующего человека хиджаб – это не демонстрация религиозного символа, а обязанность, установленная Всевышним, невыполнение которой считается наказуемым грехом. Поэтому его нельзя сравнивать с ношением крестика или кипы. Отсюда встает вопрос: может ли человек поступиться своими религиозными убеждениями ради торжества принципа "светскости". "Во-первых, – говорит Жуков, – здесь должна быть четкая законодательная регламентация, если мы живем в правовом поле, в правовом государстве, в котором есть понимание того, что Россия – государство светское, и образование в общеобразовательной школе у нас также носит светский характер. Поэтому, наверное, необходимо все же следовать инструкциям Минобразования. Либо, если по каким-то причинам это невозможно, необходимо какое-то разъяснение Минобразования Московской области, или выше, которое должно вынести рекомендации по данному вопросу. Должна быть высказана позиция исламской общественности, муфтия Московской области. Я считаю, что это его задача – проведение консультаций с Минобразования с выходом на единое понимание проблематики. Думаю, таковое достичь удастся – ведь ислам предполагает поиск компромиссов. У нас тут нет исламского культурного центра со специалистом по исламской этике, который мог бы просветить людей по интересующим их – в частности, обсуждаемому – вопросам, объяснить, что правильно, а что абсурдно, где истина, а где догматы и сплошное мракобесие. В любой религии есть свои предрассудки. Бабушка, приходящая в церковь, считает, что чем она сильнее лбом приложится к полу, тем она Господу ближе, но это же нонсенс!".



Оперативным решением, считает Жуков, может являться либо обучение девочек в Москве, в исламском центре, в исламской школе, либо надомное образование. "То есть они не ходят в школу, к ним приходят учителя и дают им уроки на дому. Но для решения такого вопроса требуются отдельные ставки в школе и соответствующие лимиты по линии Минобразования, которых нет. Более того, отцы этих девочек настаивают на том, что они должны учиться вместе со всеми, но при этом занимают жесткую позицию относительно хиджаба, что, естественно, неприемлемо", подчеркнул собеседник агентства.



Кроме того, чисто надомное образование, без посещения специализированных репетиторских центров, имеет ряд изъянов, считает эксперт. "Уровень такого образования, на мой взгляд, несколько ниже обычного, потому что школа предполагает некую социализацию личности. По закону, ребенок может обеспечиваться надомным образованием, но в этом случае он лишается общения с одноклассниками. Опять же, надомное образование уместно рассматривать, если ребенок – инвалид и не может ходить. Да и то, в отношении инвалидов проводится сейчас серьезная работа, чтобы эти дети ходили на занятия вместе со всеми, но в присутствии помощников – няни или родителей. Но в данном-то случае – совершенно иная тематика! Эти люди – не инвалиды, они могут передвигаться. Религиозные догматы, по сути, выводят ребенка за грань социализации и создают отдельную проблему", подчеркнул Жуков.



Еще проблема: "в пятницу, когда джума, девочки перестали ходить в школу – не только эти две, но и другие тоже. Учителя связывают это с тем, что девочки ездят на молитву в мечеть. Хотелось бы услышать от религиозных лидеров пояснения, что делать: в школу в пятницу ходить, или на молитву? Как сочетать религиозное воспитание и светское образование? Потом еще что-нибудь всплывет, например, совместное обучение девочек и мальчиков. Но светская школа не может соблюдать каноны религиозного образования", – полагает собеседник IN.



Кроме того, по словам собеседника агентства, наблюдается еще одна странная тенденция: в старших классах детей-мусульман стараются определить в один класс. "Например, в одном классе нет азербайджанцев, а в соседнем классе их 50%. Возникает вопрос, что происходит в нашем образовании, и как это воспринимать? Это очень дискуссионная тема, но это та реальность, с которой мы сталкиваемся, и в отношении которой нет однозначного понимания, а что с данными процессами будет дальше", – подчеркнул он.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ксения 20 Сентября 2013г.
Ответить

те, кому так нравится ходить замотанными в хиджаб, надо хватать свой баул и к себе в аул... Наши 3 % в Таджикистане не ходят в школу в шортиках. И вам нечего здесь выделываться. До свидания, дуйте домой

Талгат 18 Сентября 2013г.
Ответить

Мне кажется нельзя больше молчать и искать компромиссы. Если мы сейчас это «проглотим», то нас тихо и методично «замнут». Необходимо инициировать референдум по данному вопросу. В стране около 10% мусульман. Даже если подпись поставит каждый второй, то это уже 7 млн.человек.

Hamitov 18 Сентября 2013г.
Ответить

Ходите девочки в платках! И не кого не слушайте,Аллах самый лучший защитник . Сегодня они такой закон придумают,завтра другой ,У нас есть свой закон для всего человечества на протяжении 14 веков который не разу не менялся.

Diamond 18 Сентября 2013г.
Ответить

@в пятницу, когда джума, девочки перестали ходить в школу@ Это девочки странные или Жуков не знает уже что придумать, чтобы очернить «догматы» Ислама?

Халид 18 Сентября 2013г.
Ответить

А как же конституционные права на свободу вероисповедания? Разве конституция страны не самый главный закон?

Ксения 20 Сентября 2013г.
Ответить

те, кому так нравится ходить замотанными в хиджаб, надо хватать свой баул и к себе в аул... Наши 3 % в Таджикистане не ходят в школу в шортиках. И вам нечего здесь выделываться. До свидания, дуйте домой

Талгат 18 Сентября 2013г.
Ответить

Мне кажется нельзя больше молчать и искать компромиссы. Если мы сейчас это «проглотим», то нас тихо и методично «замнут». Необходимо инициировать референдум по данному вопросу. В стране около 10% мусульман. Даже если подпись поставит каждый второй, то это уже 7 млн.человек.

Hamitov 18 Сентября 2013г.
Ответить

Ходите девочки в платках! И не кого не слушайте,Аллах самый лучший защитник . Сегодня они такой закон придумают,завтра другой ,У нас есть свой закон для всего человечества на протяжении 14 веков который не разу не менялся.

Diamond 18 Сентября 2013г.
Ответить

@в пятницу, когда джума, девочки перестали ходить в школу@ Это девочки странные или Жуков не знает уже что придумать, чтобы очернить «догматы» Ислама?

Халид 18 Сентября 2013г.
Ответить

А как же конституционные права на свободу вероисповедания? Разве конституция страны не самый главный закон?

Яндекс.Метрика