Катар: маленькая нация, ставшая «большой»

Катар. Традиции и ультрасовременность

Катар. Традиции и ультрасовременность

Теги:




0
24 Сентября 2013г. (19 Зу-ль-када)
Насколько богаты Катар и катарцы?



250 тыс. урожденных катарцев являются самой богатой нацией в мире. Ежегодный доход на душу населения здесь составляет 400 тыс. долларов. Это происходит потому ,что крошечный полуостров, выдающийся с Аравийского полуострова в Персидский залив содержит в своих недрах третьи по величине газовые резервы мира. Эти ресурсы позволяют Катару ( по арабски самоназвание государства произносится как «Кухтр») задействовать 92% своих граждан на «бюджетной» работе, часто с элементами банальной синекуры. Начиная с 2011г, Катар потратил по меньшей мере 17 млрд долларов на поддержку ряда общественных движений в странах «арабской весны». Правящая семья ат-Тани покупает в Европе небоскребы, футбольные клубы и банки. В США им принадлежит авторитетная консалтинговая и аналитическая компания Brookings Institution, в который в 2012 году было вложено 2,5 млрн долларов. В прошлом месяце начал работу телеканал «аль-Джазира Америка», дочернее предприятие известного катарского медиахолдинга.

«Катар очевидно хочет быть супердержавой арабского мира», – считает Фаваз Джерджес эксперт по Ближнему Востоку из Лондонской школы экономики.



Всегда ли Катар был такой «супердержавой»?



Большую часть своей истории Катар был пустынным полуостровом, населенным ловцами жемчуга и бедуинскими племенами. Открытие здесь в 40-хгг. Нефти и газа сделало местное население несравненно богаче, однако вплоть до 1995 года, когда путем бескровного переворота шейх Хамад бин Халифа ат-Тани сверг своего отца, шейха Халифу, государство Катар. Уроки вторжения в 1991 г Ирака в богатый нефтью и столь же маленький Кувейт научили катарцев тому, что для того, чтобы не быть завоеванными, маленьким государствам необходимо «поставить себя» на региональной и международной арене в политическом и экономическом смысле.



Первым шагом эмира Хамада в этом направлении стало разрешение на создание главной штаб-квартиры региональной группы войск США в Дохе. Кроме того, параллельно и активно строились крупнейшие в мире предприятия по сжижению природного газа, ведущим экспортером которого Катар ныне является.. И третий шаг – создание в 1996 году телеканала «аль-Джазира», прекрасно технологически оснащенного, реализующего активную и подчас даже агрессивную информационную политику.



Какого рода пропаганду ведет «Аль-Джазира»?



Начало работы американского филиала «Аль-Джазиры» вызвало среди медиа-аналитиков США, чувство, близкое к беспокойству. Известно, что катарская «Аль-Джазира» регулярно дает слово известному улему Юсуфу аль-Кардави, а он призывал к борьбе с американскими войсками в Ираке. Тут же вспоминается, что Катар поддерживает крайне консервативные исламские политические группы. 8 миллиардов было выделено прежним властям Египта, Дохой поддерживается сирийская оппозиция, и еще 400 млн долларов было перечислено ХАМАС в сектор Газу. Продюсеры телеканала «Аль-Джазира-Америка», однако, утверждают, что в смысле редакционной политики они полностью независимы от штаб-квартиры в Дохе. Правда, все те же консервативные американские медиа- аналитики подмечают, что штатовская «Аль-Джазира» предпочитает сюжеты с «перчиком» типа голодовки в тюрьмах Калифорнии или же последствия закрытия школ в Чикаго. Злые консервативные языки в США уже успели окрестить американскую «Аль-Джазиру» «террористическим ТВ».



Почему Катар поддерживает радикальные группы?



Катар, в целом, представляет собой умеренное исламское общество. В отличие от соседней Саудовской Аравии, женщинам здесь разрешается водить автомобили, немусульмане могут приобрести алкоголь, а молодые люди часто ходят, взявшись за руки. Многие западные эксперты по Ближнему Востоку полагают, что правители Катара – не «идеологи», а «прагматики». Сегодня им приходится балансировать между укреплением своих позиций на Западе и сохранением их в исламском мире. Известный американский эксперт, профессор Грегори Гоуз из университета Вермонта (США) считает, что когда началась «арабская весна» правители Катара приняли такое решение: «если мы хотим остаться в игре, то нам следует поддерживать тех, кто сейчас на пике». И поддержали исламские политические силы.



Что это дало Катару?



Пока что, результаты, мягко говоря, противоречивы. Военный режим Египта обвинил «аль-Джазиру» в поддержке терроризма за… интервью, данное каналу «Братьями-мусульманами», закрыл каирский офис телеканала и отключил трансляцию сигнала. Предполагаемая поддержка Дохой вооруженных формирований вызвало и недовольство временного правительства Ливии. Когда летом нынешнего года, шейх Тамим уступил власть своему сыну Хамаду, новый эмир первым делом призвал положить конец «политике высокомерия». Это было воспринято как сигнал к отказу от политики бывшего эмира по увеличению международного влияния. «Все эти годы Катар наращивал вес, – говорит Сэм Хендерсон из Института Вашингтона. – Теперь пришла пора его сбрасывать».



Так что же с лишним весом?



Это проблема Катара и катарцев в самом прямом смысле. Самое богатое в мире население, еще и самое толстое. Половина взрослых и треть детей в стране страдает лишним весом, 17% граждан Катара – диабетики. Для сравнения, в США с их гамбургерами-бигмаками всего лишь треть имеет лишний вес и 8% страдает от диабета.



Проблема в том, что катарцы настолько богаты, что им не нужно работать. Кроме того, им привили и вкус к жирному американскому фаст-фуду. «В Катаре, мы просто сидим, курим и плотно едим нездоровую пищу, – говорит один местный житель. – Все делается как бы за нас и для нас».



Власти делают, пока малоудачные попытки. заставить население меньше есть и больше двигаться. Однако в стране, с такой традиционной культурой как Катар это невозможно. «Если Вы не едите много, это считается дурным тоном – говорит местный житель. – Равно, как если вы уходите из чьего-либо дома , не угостившись».



The Week



Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика