Средний класс мусульманского мира заявляет о себе

Шахид Джавед Бурки
Нынешние, часто драматичные события, происходящие в исламском мире одной из своих ключевых предпосылок имеют вовсе не религиозный фактор, или же разделение между суннитами и шиитами. В Египте, Сирии, Тунисе и Турции стремительно растущий средний класс все более заявляет о желании использовать предоставляемые ситуацией экономические и политические возможности. И, благодаря современным медиа-технологиям, социальным сетям в том числе, средний класс не только имеет возможность заявить о себе, но и быть услышанным, высказывает свое мнение в статье, опубликованной в Project Syndicate экс-министр финансов Пакистана и заместитель главы Всемирного банка Шахид Джавед Бурки.



В своем самоутверждении мусульманский «средний класс» не руководствуется какой-либо политической философией или же религиозными предпочтениями. Уличные протесты в Каире за последние 30 месяцев наглядно продемонстрировали предпочтения молодых выходцев из среднего класса. Протесты смели многолетнего лидера страны Хосни Мубарака, потому что он так и не смог удовлетворить конкретные нужды общества. Именно поэтому, во-многом, ушел и президент Мурси, не справившись с проблемами социально-экономического характера.



Новый средний класс «мусульманской улицы» сегодня требует адекватной и всеобъемлющей политической системы, и это видно не только по событиям в Египте, но и по результатам июньских выборов в Иране, где победил Хассан Роухани.



Точно также турецкий премьер Эрдоган, политик, придерживающийся исламских идейных ориентиров, столкнулся минувшим летом с серьезным сопротивлением, поскольку попытался выстроить свою политику на основе узкой, сугубо религиозной линии ( конечно сложно называть события на площади Таксим и введение ограничения на продажи алкоголя шагом к «исламизации» общества, но необходимо понимать, что рядовые граждане страны, живущие уже почти столетия в условиях законодательно закрепленной секулярности на уровне психологических рефлексий именно так все это и воспринимают- IN). Cтоль сильное сопротивление возникло также и потому, что г-н Эрдоган уж слишком сильно «гнул» эту самую линию.



Конфликт, подобный египетскому может быть разрешен только через создание политической системы, в которой будет зафиксировано уважение к плюрализму и определены права меньшинств. Нужно также понять еще один аспект, двигающих протестными настроениями, в мусульманском мире. «Средний класс» приветствует и поддерживает экономический прогресс, но не ценой политических прав и свобод. Экономическое развитие должно сопровождаться уважением прав простых граждан. А решение задачи по установлению долговременной стабильности требует, как масштабных изменений политической системы, так и обеспечения равного доступа в обществе к экономическим возможностям.



Однако есть одна большая мусульманская страна, которая определенно движется в направлении удовлетворения требований молодого среднего класса, при одновременном сохранении своей мусульманской идентичности. Это – Пакистан. Конечно, может быть это и не та страна, на которую смотрят в мусульманском мире как на образец, но нужно сказать, что движение в этом направлении началось здесь еще задолго до «арабской весны».



Конечно, за свою историю Пакистан не раз переживал времена политических, экономических и социальных нестроений. Но, и это особенно стало ясно после выборов в мае 2013 г, что страна берет курс на достижение политической стабильности в целях обеспечения дальнейшего экономического роста.



В последние несколько лет, именно Пакистан и Турция предприняли шаги, для того, чтобы подвинуть армию с политической авансцены. В истории мусульманского мира постколониального периода, именно армия, как наиболее организованный государственный институт, занимала ту общественную нишу, в которой в других странах существуют политические партии, правительственные учреждения и общественные организации.



Создание таких институтов в мусульманских странах – это длительный политический процесс. Постоянные вмешательства военных в политику в таких странах, как Египет, Индонезия, Пакистан и Турция, серьезно затормозили их политическую эволюцию. Но сегодня в этих странах именно средний класс требует политических изменений, что говорит о его возросших силе и влиянии.



Тому есть несколько причин, главная из которых – демографическая. Средний возраст населения крупных мусульманских стран не превышает 25-30 лет, его половина – те, кому до 30-ти. Вот почему политическую эволюцию будут определять именно они, несмотря на все сопротивление старых и не желающих делиться властью элит. Процесс трансформации политической системы мусульманских стран можно, конечно, задержать (свидетельство чему – египетский переворот), но не отменить целиком.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика