Информационное
агентство России
23°C
22 августа, 21:46

Право собственности на Россию

Rinat
Право собственности на Россию
Государственный ресурс привлекает своими возможностями

Представители светской общественности заявляют о культурном прессинге со стороны ультаконсервативных религиозных и монархических кругов, потребовавших запретить одну из известных картин Ильи Репина, на которой изображен Иван Грозный в припадке ярости убивающий собственного сына.

Соответствующее письмо группа граждан, в которую вошли историки, православные и общественные деятели, написали главе Минкультуры Владимиру Мединскому и директору Третьяковки Ирине Лебедевой, сообщает портал «Культурология». После чего Государственная Третьяковская галерея выставила возле драгоценного полотна охрану – на всякий случай.

Со своей стороны представители либерального сообщества, принявшие участие в программе «Культурный шок» на радио «Эхо Москвы», охарактеризовали подобные культорологические тенденции как «наступление православного фашизма».

Между тем, почти одновременно с письмом, обличающим художника Репина, официальный представитель РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин заявил о праве православных защищать свою идеологию, в том числе и с использованием государственного ресурса.

Следует отметить, что многочисленные запреты классических произведений в России до сих пор касались в основном исламской литературы. Произведения русских классиков пока оставались неприкасаемыми, если не считать попыток творчески переработать сказку Пушкина «О попе и его работнике Балде», в которой нелицеприятно описывался служитель православного культа. Атака на «Ивана Грозного и его сына Ивана» может положить начало новому тренду.

В обращении православных говорится: «В уникальном собрании галереи есть картины, содержание которых является клеветой на русское государство, русский народ, на благочестивых русских царей и цариц. Этим картинам не место в уникальном собрании живописных шедевров Третьяковки. Речь идёт в первую очередь о клеветнической, мерзкой и ложной по сюжету картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Авторы обращения называют убийство царем Иваном IV своего сына клеветнической историей. По их мнению, это полотно – «неприкрытая клевета не только на Иоана Грозного, но на весь народ русский и православное самодержавие».

Судя по всему, авторы письма не являются почитателями творчества Репина. Они отмечают, что в «благословенные царские времена» художник приобщился к богоборческим идеям, стал поборником революции и начал пренебрежительно относиться к традициям православия. В качестве примера авторы обращения приводят её одно полотно Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии». По их мнению, это картина ни что иное, как отражение русофобского взгляда на русское духовенство и на православие.

В этой связи общественные активисты и историки просят Лебедевы и Мединского убрать картину, на которой царь Иван убивает своего сына, из выставочного зала Третьяковки в запасники пока не решат вопрос о судьбе полотна.

По мнению участницы программы на «Эхе Москвы» историка Ирины Карацубы, дело здесь – «в общем наступлении православного фашизма и в православно-государственнической идеологизации истории».

«С точки зрения истории это все полный бред от начала и до конца, – утверждает Карацуба. – Что Бойко (один из авторов обличающего Репина письма – IN) говорит, что его не убили, а отравили, потому что, когда исследовали костные останки, обнаружили повышенное содержание ртути, это просто анекдот. Потому что есть акт, подписанный многими профессорами, в том числе знаменитым Герасимовым, о том, что, действительно, в костных останках повышенное содержание ртути. Но ртуть в 16-м веке входила в состав многих лечебных препаратов, в том числе тех, которыми лечили от сифилиса. Как раз тот же самый акт костных останков выявил, что у царевича Ивана был сифилис 3-й степени».

По ее словам, «ни один серьезный историк ни 19 века, ни современный – ни Зимин, ни Флоря, ни Скрынников не сомневались в том, что царевич Иван пал от руки собственного отца».

То, что представители светской интеллигенции называют наступлением «православного фашизма», в самой церкви расценивают, как неотъемлемое право последователей данной конфессии защищать свою самобытность и противостоять идеологическим угрозам для православия, от кого бы они ни исходили. При этом в РПЦ не скрывают: для благого дела не грех использовать административный ресурс.

В своей статье с характерным названием «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими», протоиерей Всеволод Чаплин, озвучивающий официальную позицию Русской православной церкви по общественно-политическим вопросам, заявил о законном праве православных использовать государственный ресурс для защиты своих святынь.

«Что же делать в этих условиях тем, кто хочет оставаться верным Писанию и учению святых, то есть Православию? – вопрошает в своей статье Чаплин и отвечает. «Прежде всего – свидетельствовать «во время и не во время» (2 Тим. 4:2). Чтобы не дать заменить настоящего Христа фантомом, который принял бы и одобрил бы любой грех. Чтобы нас, православных людей, не лишили законного права и заповеданного Богом стремления защищать свои святыни и ценности, в том числе используя для этого наше государство. (Причем оппоненты сами от такого права отнюдь не отказываются, порой призывая на помощь чужие государства.)»

С учетом сегодняшних российских реалий развернувшаяся полемика – о правах одних групп, равно как и о том, в какой мере они затрагивают права остальных граждан, а также роли во всем этом государства – будут продолжаться и впредь. И каждый раз, когда суд вынесет очередной запрет на то или иное произведение, этот спор будет затрагивать новые, все более тонкие струны российского общества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: