Абдуррауф Забиров: Не надо держать татар за быдло

Проблемы татар на местах не решаются, уверен муфтий Пензенской области

Проблемы татар на местах не решаются, уверен муфтий Пензенской области

Теги:





11
01 Марта 2014г. (28 Раби ас-сани)
Татарская общественность горячо восприняла яркое выступление главы ЕДУМ Пензенской области Абдуррауфа Забирова на отчетном собрании региональной ТНКА. Несколько раз его речь прерывалась громкими аплодисментами, а завершилась под бурные овации зала. Проблемы пензенских татар и пути их решения духовный мусульманский деятель более подробно осветил в интервью ИА IslamNews.



– Абдуррауф Абдулкадырович! Какие темы были затронуты в вашем докладе?



– Я раскрыл перед татарской общественностью тему национальной идентичности – сохранение татарского языка, традиций, культуры; татарского этноса, как такового. Учитывая собравшуюся в зале аудиторию я не стал затрагивать религиозную тематику, но проблемы духовного наследия дореволюционной татарской богословской школы, поскольку наш язык, традиции и культура неразрывно связаны с исламом, логически вытекали из моего выступления. Оно привлекло внимание казанской телерадиокомпании "Новый век", которой я дал интервью на старотатарском языке.



– В своей "Валдайской" речи в прошлом году президент России В.В. Путин говорил о поисках новой стратегии и сохранении идентичности с чем сталкиваются практически все страны и народы мира. Какое место в диалоге наций, по вашему мнению, занимает вопрос о татарской идентичности?



– Начнем с того, что равенство прав и свобод человека и гражданина закреплено в статье 19 Конституции Российской Федерации, которая запрещает любые формы ограничения прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Согласно основному Закону государственным языком в нашей стране является русский, но в то же время в ряде Республик, помимо русского, изучаются национальные языки. В Татарстане, к примеру, школьники изучают татарский язык с первого по одиннадцатый класс. Чего лишены их сверстники в Пензенской области.



Почти на всех встречах с веруюшими, а мы проводим не только намазы и праздничные меджлисы, но и обряды имянаречения, венчания, похоронные ритуалы а также новоселья и проводы в армию, имамам задают вопросы: Почему нет татарских школ, детских садов, передач на областном радио или телевидении? Почему такие мероприятия не финансируются из федерального, регионального и городского бюджетов? "Почему сложилось такое отношение к нашему языку и культуре?"



Что мы можем людям ответить? Об этих проблемах говорят не первый год, но на местах они не решается. По сей день в регионе нет татарских школ (кроме воскресных) и детских садов, в которых наши дети могли бы изучать родной язык, историю, культуру, национальные и духовные традиции своего народа. Разве татары не являются государствообразующим, вторым по численности автохтонным народом? Неужели они не заслужили перед росссийским государством и обществом более уважительного отношения?



С горечью приходится констатировать, что многие религиозные обряды и духовные беседы в татарских семьях горожан приходится проводить на русском языке, потому что татары свой язык не понимают. Чему удивляться, что татарские дети должным образом не владеют родным языком! Есть школы, где детям запрещают разговаривать на татарском языке даже на переменках.



В некоторых населенных пунктах, не буду уж называть директоров школ и председателей сельсоветов, я спросил детей: "Как звучит на татарском слово "Родина". И они мне ответили, что такого слова не знают. А ведь наш пророк, мир ему, об этом говорил: Любовь к отчизне – это частичка веры.



– Сохранение национальной идентичности невозможно без уважительного отношения к прошлому. Богатейшая тюрская история сурского края пензенским татарам в самооределении как-то помогает?



– В выступлении В.В.Путина на валдайской встрече было отмечено: "Для россиян, для России вопросы "кто мы?", "кем мы хотим быть?" звучат в нашем обществе всё громче и громче". Он также отметил: "Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции".



Для пензенских татар, которые сталкиваются с постоянными вызовами национального самоопределения, поставленные главой государства проблемы являются очень болезненными. Мы, например, так и не нашли с областной властью точек соприкосновения по вопросам тюркского исторического наследия.В прошлом году мы пытались пробить вопрос о праздновании 700 летия принятия ислама в качестве государственной религии Золотой Орды, но столкнулись с заговором молчания.



Событие всемирного значения имело место на территории Пензенской области и связано с именем хана Узбека. Мы знаем, что история Российской Федерации, как преемницы Российской империи, тесно связана с политическим и экономическим расцветом Золотой Орды – прообразом государства федеративного типа. Его огромные территории: от Бухары до Бухареста, от Сибири до Крыма, от Казани до Дербента, осваивались и заселялись конгломератом разных народов, включая 1300 тысяч урбанизированных татар. Все модели городов, речные пороги и почтовые ямы были созданы нашими далекими предками.



Кроме ЕДУМ и нашего информационного партнера IslamNews эту тему последовательно и целенаправлено никто не раскрывал, а правительство Пензенской области от нее вообще устранилось. В этом году у нас появились новые союзники. Саратовские братья намерены провести серьезные мероприятия по золотоордынскому наследию, в том числе в Пензенской области.



Хотя привлечение туризма и раскрутка брендов является прерогативой регионального управления культуры, оно преумножением потенциала сурского края не занимается. Не лучшим образом культурное ведомство проявило себя по отношению к усадьбе Тенешевых – единственного памятника татарской культуры областного значения, который где-то лежит в разобранном виде, но не восстанивливается. Этот факт тоже не красит управление культуры. Я уж не говорю о татарских классиках богословия и литературы, наследие которых в экспозициях пензенских музеев и фондах библиотек практически не представлено.



– Татарский язык и культура, насколько я понимаю, сегодня сохраняются, в основном, в селах. Или не совсем так?



– С высоких трибун у нас много говорят о том, что в многонациональной пензенской губернии проживает более 100 народов. Почему же их не видно на областных концертных площадках? Выходит культура у нас безликая и безнациональная! Почему татарские народные коллективы, которые есть во всех крупных селах, представлены только на национальных форумах и меджлисах?



Татарская общественность с возмущением восприняла известие о ликвидации областной филармонии, которую закрыли в год культуры, объявленный российским правительством. При этом работа учреждения была признана не эффективной, ввиду низких доходов от концертной деятельности. К сожалению, возведенные в областном центре новые культурные объекты собираются сдавать в аренду гастролерам. Зачем тогда их строили, если там не предусмотрены места для национальных творческих коллективов, которые вынуждены содержать сами татары?



У домов культуры, особенно в городах, положение еще более плачевное. В них устраивают кошачьи и собачьи шоу, торгуют шубами и нижним бельем, проводят выставки меда. А в это время некоторые "деятели" пензенской культуры стремятся поставить свою работу на коммерческую основу под лозунгом: "Все, что не приносит деньги, – подлежит ликвидации". Ломается и реформируется вся система нравственно- этических ценностей. Одни только торговые центры и терминалы скоро останутся.



Татар Пензенской области больше всего беспокоит судьба районных и сельских домов культуры. Если их закроют, то мусульманам негде будет проводить религиозные и национальные праздники, а татарская молодежь не получит духовно- культурного развития. И почему жители татарских сел должны сидеть на концертах в шубах? Почему их дети простывают на репетициях и заболевают? Не надо держать нас за быдло! Где деньги на содержание районных и сельских домов культуры? Где государственная поддержка национальной культуры?



В культуру, к сожалению, перенесли торгашескую психологию, но я думаю, что такой пагубный путь аукнется в следующих поколениях россиян. Ведь жизнь состоит не только из материальных, но и духовных ценностей. Победителем в гонке цивилизаций окажется тот народ, который сможет сохранить свою идентичность. Поэтому нам, мусульманам, надо бережно относится к своей религии, языку и культуре.



– Как же вы доносите правдивую информацию до сознания пензенских татар?



– Слава Всевышнему, что у татар сурского края есть много организаций и форм работы, которые помогают служить своему народу и дойти до каждого татарина через религиозные и национальные праздники, меджлисы, коранические курсы, детские оздоровительные лагеря. Знакомство с известными и забытыми татарскими селами, встречи и живое общение с единоверцами дают нам почувствовать единство исламской религии и культуры.



Одной из форм такой работы является духовная поддержка призывников и военнослужащих, осужденных мусульман из стран СНГ и регионов России, содержащихся в пензенских колониях. Пользуясь случаем, от имени осужденных, я хотел бы обратиться к мусульманам с призывом об оказании помощи по оборудованию молельных комнат и приобретении религиозной литературы для учреждений ФСИН Пензенской области. Тогда они не будут чувствовать себя забытыми, их сердца не будут ожесточенными, они встанут на путь исправления и вернуться в свои семьи.



Хотелось бы также напомнить о выплате закята в пользу нуждающихся, поскольку к нам обращаются.люди, которые находятся в очень тяжелой ситуации: потеря здоровья или кормильца. Хочу поблагодарить всех неравнодушных мусульман, которые проводят большую социальную работу, стремятся привнести в ислам новый дух и что-то оставить после себя в этой жизни.

Автор: Искандер Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

impuls 01 Марта 2014г.
Ответить

Хорошая статья!

miskin-00 01 Марта 2014г.
Ответить

амбициозная статья. но,к сожалению,это «глас вопиющего в пустыне».остальным нет никакого дела к этой проблеме. бэл таусируна хайатат дунья.

vl 01 Марта 2014г.
Ответить

«Любовь к отчизне – это частичка веры» - это ложный, выдуманный хадис. У него даже нет иснада. Да защитит Всевышний Аллах нашего пророка (صلى الله عليه وسلم) от лжи, которую ему приписывают!

Diamond 01 Марта 2014г.
Ответить

«Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (59:19) Какое наказание Аллах Всевышний приготовил для тех, кто Его забывает? Это наказание заключается в том, что люди, забывающие Аллаха, забывают самих себя. Именно это и происходит с татарами, к сожалению.

Сибиряк 01 Марта 2014г.
Ответить

Правильно, нельзя держать татар за быдло! И вообще хватит топить татарам друг-друга...

impuls 01 Марта 2014г.
Ответить

Хорошая статья!

miskin-00 01 Марта 2014г.
Ответить

амбициозная статья. но,к сожалению,это «глас вопиющего в пустыне».остальным нет никакого дела к этой проблеме. бэл таусируна хайатат дунья.

vl 01 Марта 2014г.
Ответить

«Любовь к отчизне – это частичка веры» - это ложный, выдуманный хадис. У него даже нет иснада. Да защитит Всевышний Аллах нашего пророка (صلى الله عليه وسلم) от лжи, которую ему приписывают!

Diamond 01 Марта 2014г.
Ответить

«Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (59:19) Какое наказание Аллах Всевышний приготовил для тех, кто Его забывает? Это наказание заключается в том, что люди, забывающие Аллаха, забывают самих себя. Именно это и происходит с татарами, к сожалению.

Яндекс.Метрика