Ростовщичество стало дозволено мусульманам?

Большинство исламских ученых не согласны с фетвой своих западных коллег, признавших ростовщичество дозволенным

Большинство исламских ученых не согласны с фетвой своих западных коллег, признавших ростовщичество дозволенным

Теги:




6
07 Апреля 2014г. (06 Джумада ас-сани)
Исламские ученые из стран Запада признали дозволенными запрещаемые шариатом ростовщические кредиты для приобретения жилья. Российский эксперт по исламским финансам Искандер Исхаков рассуждает о том, имеет ли подобная фетва право на существование и ее вреде для мусульман. Специалист приходит к выводу, что верующим следует создать дозволенную альтернативу ростовщичеству, а не удовлетвориться существующим положением.



В современном мире финансовые услуги стали неотъемлемой частью экономических отношений, без которых сложно обойтись как бизнесу, так и простым людям. Даже такая базовая потребность человека как жильё, на сегодняшний день, как правило, удовлетворяется при помощи ипотечных кредитов, так как дома и квартиры стоят достаточно дорого и у людей не хватает денег, чтобы купить их на собственные средства. И, к сожалению, современные финансовые услуги основаны на ростовщичестве, которое является одним из самых великих грехов в Исламе.



Таким образом, мусульмане зачастую встают перед дилеммой: быть обделённым в финансовых услугах, а значит ограниченным в своих экономических возможностях, или же воспользоваться ими, но тем самым совершить грех, за который объявлена война от Всевышнего Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение.



Вынужденность делает запретное дозволенным



В фикхе есть известное правило: «вынужденность (крайняя нужда, без удовлетворения которой существует угроза для жизни или здоровья человека) делает запретное дозволенным». Если человек умирает от голода – то ему дозволено съесть свинину, если человек умирает от жажды – дозволено выпить алкогольный напиток – но только для того, чтобы не умереть от голода и жажды, и никак не сверх этого. Ссылаясь на это правило, некоторые западные организации по фикху, в частности Лига шариатских учёных Северной Америки и Европейский совет по фетвам, вынесли постановление о дозволенности ростовщических кредитов для приобретения жилья, так как жильё относится к числу первостепенных потребностей человека. Узнав о существовании подобных фетв, многие российские мусульмане, испытывающие потребность в приобретении жилья, начали задаваться вопросом об использовании для этих целей ростовщических кредитов.



Реакция исламских учёных на фетву



Необходимо отметить, что само по себе существование фетвы по какому-либо вопросу не является доводом на дозволенность. Известно, что и среди учёных бывали ошибочные мнения по разным вопросам, таким как дозволенность временного брака и употребления опьяняющего, произведённого не из винограда и т.п. (см. “Тальхис аль-хабир” 3/187). Поэтому прежде чем следовать какой-либо фетве, имеет смысл ознакомиться с вопросом более широко, изучив позицию по нему учёных в целом, а так же доводы на которые опираются стороны, а не просто выбирать решение, которое «удобнее».



После появления фетв о дозволенности ростовщических займов для приобретения жилья, реакция учёных не заставила себя долго ждать. В первую очередь, публично отреагировали специалисты по шариату, входящие в данные организации по фикху, которые не согласились с данной фетвой (здесь необходимо обратить внимание, что эти фетвы были приняты не единогласно в данных организациях). Кроме этого, публичное несогласие с фетвой было выражено большим количеством учёных исламского мира, среди которых:



- Вахба Зухейли, исламский университет Дамаска;

- Махмуд Тахан, исламский университет Кувейта;

- Али Ахмад Салюс, исламский университет Катара;

– Мухаммад Рафат Усман, аль-Азхар;

- Абдуллах Мабрук Наджар, аль-Азхар;

- Али Сауа, исламский университет Иордании,

- и многие другие учёные и специалисты в области шариата (в том числе из Северной Америки и Европы), на перечисление которых уйдёт не одна страница.



Так же необходимо отметить, что ни одна из крупных международных исламских организаций по фикху не поддержала данную фетву. Причина заключается в том, что не любая нужда делает запретное дозволенным, и, по мнению учёных, собственность на жильё не относится к данной категории нужд. Более подробно с разъяснением данной позиции можно ознакомиться в материале «Анализ фетвы дозволяющей ссудный процент для приобретения жилья в западных обществах» доктора Салаха ас-Сави.



Содержание фетвы



Помимо несогласия широкого круга учёных с данным постановлением, хотелось бы отметить, что некоторые мусульмане вышли далеко за рамки того, о чём в нём говорится, в связи с чем мы видим необходимым привести сам текст.



Заключительная часть фетвы Европейского совета по фетвам по использованию ростовщической ипотеки:



1) Совет подтверждает то, что Умма сошлась на запрещённости ростовщичества, которое является одним из семи смертных грехов, и за которое объявлена война от Аллаха и Его Посланника и подтверждает решения современных исламских советов по фикху о том, что банковские процентные кредиты являются формой ростовщичества.



2) Совет призывает мусульман, живущих в западных странах прилагать усилия для создания соответствующих шариату альтернатив настолько, насколько это возможно, подобно операциям мурабаха в исламских банках или посредством создания исламских компаний, которые будут предоставлять жильё на приемлемых условиях, доступных большинству мусульман.



3) Совет призывает исламские организации Европы осуществлять переговоры с традиционными европейскими банками на предмет предоставления ими услуг соответствующих Шариату, к примеру «бай таксит» (продажа в рассрочку) в соответствии с которой цена продажи увеличивается исходя из срока рассрочки. Это привлекло бы к банкам большое количество клиентов-мусульман, которые нуждаются в подобных услугах, что уже широко практикуется в некоторых странах Европы. Так же можно наблюдать большое количество крупных западных банков открывающих свои филиалы в арабских странах и работающих по исламским законам, как например в Бахрейне или многих других странах. Совет может оказать содействие в этом вопросе посредством рассылки обращений к этим банкам, с тем чтобы они изменили свои услуги в соответствии с нуждами мусульман.



4) Если же ни одна из этих двух возможностей не представлена в настоящем, Комитет склонен считать, что нет вреда в том, чтобы воспользоваться ссудно-процентным займом для приобретения дома, необходимого для жилья мусульманина и его семьи, при условии, что у него нет другого дома для жилья и что покупаемый дом будет его единственным жильём, и что у него в действительности нет средств, для того чтобы купить дом самостоятельно.



Из приведённого выше текста нельзя не согласиться с тем, что мусульмане должны работать над созданием дозволенной альтернативы ростовщичеству, вместо того, чтобы удовлетвориться существующим положением. И на наш взгляд, если бы мусульманская община России, полноценно использовала свои интеллектуальные, профессиональные и деловые ресурсы для решения этой проблемы, то мы находились бы в гораздо лучшем положении, нежели сейчас и задаваться вопросами о дозволенности ростовщичества не было бы необходимости. Однако на деле мало кто даже задумывался, что можно сделать, для того чтобы изменить ситуацию.



Так же хотелось бы отметить, что согласно фетве, к ростовщическим займам можно прибегать только для удовлетворения потребности в жилье, но никак не для каких-либо иных целей, будь то бизнес или бытовые нужды, а так же при условии отсутствия соответствующей Исламу альтернативы. По милости Аллаха, сейчас в некоторых регионах России начинают появляться компании, предоставляющие финансовые услуги в соответствии с Шариатом. И хотя зачастую их услуги могут казаться более дорогими, нежели услуги ростовщических банков – ни один совет в мире ещё не давал фетвы о том, что ростовщичество становится дозволенным по причине более низкой цены в сравнении с исламскими финансовыми услугами.



Разница между торговлей и ростовщичеством



Самым удивительным, и к сожалению имеющим место, доводом, является то, что якобы нет никакой разницы между исламским финансированием и ростовщическими займами. И на самом деле подобный аргумент не является новым, о чём сказал Аллах в Коране:



_QUOTE
«Те, которые пожирают ростовщичество, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна ростовщичеству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (Коран, 2 – 275).




Исламское финансирование осуществляется посредством торговли, когда финансовая компания покупает необходимый клиенту товар, становясь его собственником и принимая на себя связанную с этим ответственность и риски. Только после этого осуществляется продажа товара клиенту в рассрочку по фиксированной цене, которая не может изменяться даже в случае задержки платежей клиентом.



Ростовщический же банк выдаёт денежный займ, не покупая и не продавая товар, и не неся никаких связанных с этим рисков. Клиент сам покупает товар на выданный банком кредит, и если существуют какие-либо проблемы с товаром – банк не несёт за это никакой ответственности. Небольшая разница? Лучше спросите об этом у тысяч людей, которые купили квартиры в кредит в домах, которые так и не были сданы.



Можно добавить, что по ростовщическим кредитам ежемесячно происходит начисление сложного процента, и если клиенту случится задержать выплату – происходит рост задолженности и в результате конечная сумма долга может сильно отличаться от той, которая была определена заранее. В исламском финансировании, как было упомянуто ранее – цена фиксирована и не может изменяться.



Если же перечисленные отличия между торговлей и ростовщичеством не кажутся кому-то существенными, имеет смысл вспомнить следующий хадис:



_QUOTE
«Биляль пришел к Пророку, мир ему и благословение, и принес некое количество фиников высокого качества, и Пророк, мир ему и благословение, спросил откуда они. Биляль объяснил, что он обменял две части фиников низкого качества на одну часть фиников высокого качества. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Это и есть ростовщичество! Не делай так. Вместо этого продай финики одного качества, и на вырученные деньги купи другие» (Сборник хадисов имама Муслима).




Пророк, мир ему и благословение, указал, что человек может получить хорошие финики вместо плохих, но в меньшем количестве – если сделает это посредством продажи последних и покупки первых на вырученные деньги – и это будет дозволенным. При этом, результат может быть абсолютно тем же, что если бы человек просто обменял плохие финики на хорошие – однако последнее является ростовщичеством (риба аль-фадль). Таким образом, поверхностная схожесть результатов – никак не довод на то, что запретное становится дозволенным.



***



В заключении хотелось бы напомнить предписание Европейского совета по фетвам о необходимости развития исламской финансовой альтернативы ростовщичеству. Если Шариат устанавливает для нас чёткие границы, выходить за которые мы не можем, то вместо того, чтобы придумывать лазейки и находить себе оправдание, мусульмане должны прилагать усилия для развития соответствующей Исламу финансовой системы. И это именно то направление, где мусульманин может и должен проявлять широту мысли, находя для этого пути и возможности. Воистину, Аллах не меняет положения людей до тех пор, пока они не изменят самих себя (Коран, 13-11).



Автор: Искандер Исхаков

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Амир Хакимуллин 07 Апреля 2014г.
Ответить

Учёные не должны идти на поводу у людских страстей, выдавая фетвы явно противоречащие Исламу. Вместо того, чтобы подстраиваться под проблемы, алимам нужно искренне показывать пути выхода из сложившихся обстоятельств.

Амир Хакимуллин 07 Апреля 2014г.
Ответить

Учёные не должны идти на поводу у людских страстей, выдавая фетвы явно противоречащие Исламу. Вместо того, чтобы подстраиваться под проблемы, алимам нужно искренне показывать пути выхода из сложившихся обстоятельств.

Яндекс.Метрика