Информационное
агентство России
-4°C
23 ноября, 19:55

Почем празднество для народа?

Rinat
Почем празднество для народа?
Постмодернизм - мир иллюзий

И опять праздники…

Россия научилась отдыхать и выключаться на одну недели… на две… В советское время такое выключение привело бы страну к катастрофе, но сейчас другие времена… времена нефтегазовой лафы, при которой практически нет отечественного производства.

И всё-таки, необходимо признать, что праздникомания – очень серьезное явление. Это тоже культура катастрофы, которая была обозначена еще философом Жаном Бодрийяром. То есть, мы погружаемся в катастрофу. Но культурно. Эпоха постмодерна – это, по сути, эпоха праздника.

Но говорить о том, что только Россия увлечена праздниками, – неправильно. Эпоха праздника глобальна по всему миру. Мы обжираемся постмодернизмом! Общество сейчас с удовольствием потребляет, радуется. Мы обжираемся достижениями информационных технологий, достижениями науки. Наш великий ученый Жорес Алферов, лауреат Нобелевской премии, как-то в интервью сказал, что творчества в науке теперь мало, она остановилась в развитии, мы потребляем накопленное и балдеем от информационных технологий… И, говорит, правильно. Иначе для чего же мы все это делали, для чего старались?

Праздник выгоден, на празднике можно заработать. Как говорят постмодернисты, чего бы в этом мире не было – все сводится к деньгам. Без сомнения, праздники – настоящий двигатель экономики. Повышается спрос на товары и услуги, растут продажи.

Возникает вопрос: Может это всё манипуляция, насаждением праздности, с целью увеличения продаж и товарооборота? И если это так, то почему люди с такой легкостью попадаются на эту удочку? Конечно, это манипуляция. Нам ее цели преподносятся как традиция. Но реально это бизнес-планы, бизнес-проекты! В силу того что наша страна превратилась в страну магазинов, в страну потребления, политика направлена на то, чтобы был оборот. Чтобы было много покупателей. И праздники нужны для этого. И мы с удовольствием празднуем, отдавая свою зарплату. Есть такое понятие – шопомания. Человек покупает, а потом понимает, что вещь ему не нужна. А денег уже нет. И развития тоже нет. Человек ходит по кругу.

Если говорить о развитии, оно заключается разве что в том, что у нас появились гигантские магазины, в которые ходит народ и тратит свои деньги.

Возьмите те же самые праздники в советское время. Люди редко отдыхали. Потому что нужно было поднимать экономику. Страна работала на себя – выживала без Запада. Сейчас Россия не занимается производством. Во многих странах платят зарплату за то, что люди развиваются, что-то производят. Мы вторичны по отношению к Западу. Мы только потребляем то, что там разрабатывается. Мы продаем нефть, а деньги раздаем людям, лишь бы они чем-то были заняты. Зарплаты, которые существуют в России, выплачиваются не за производство, а за то, что человек просто занят.
Страна бездельников, но с деньгами! А куда эти деньги тратить?! На товары, произведенные не у нас.

Но, если население не занято, оно начинает бунтовать, ходить на забастовки. Поэтому большое количество праздников – это, конечно, политический прагматизм.

Как говорил Лев Толстой, праздность наскучивает. Установки праздности – к радости без преодоления – приводят к падению эмоционально-волевой сферы россиян. Настоящий праздник должен быть наградой за преодоление. Тогда человек с удовольствием отдыхает. А преодоления-то нет! Эмоционально-волевая сфера у нас не развита. Откуда взяться праздничному настроению, если нет труда, если воля не работает? Возникает бессмысленная аддикция.

Аддикция – это зависимость. Это страсть к чему-то. Если мы это не получаем, возникает депрессия. Аддиктивность планеты растет. Мы погружаемся в мир зависимостей. Этот мир разнообразен. На первом месте, конечно, алкоголизм, наркомания, потом игромания, интернет-зависимость, и так далее. Сейчас любая наркомания, в широком смысле этого слова, стала модной!

Самое страшное для всего мира – это финансовая аддикция. Посмотрите на высокопоставленных чиновников. Во что бы то ни стало получить прибыль, деньги! Отсюда войны, отсюда мировые проблемы.

Еще одна из страшных аддикций – интернет-зависимость. Мы отчуждаемся друг от друга, не общаемся друг с другом, мы общаемся с фантомами в интернете. Общество нам уже не нужно. Возникает аутизм, весь мир сидит в социальных сетях! Живой мир и живое общение перестали быть настоящей потребностью. Человек отрабатывает свои потребности на виртуальном уровне.

Мир аддикций огромен, но одно страшно: погружаясь в них, мы становимся глухими друг к другу. Погружаясь в мир своих ценностей, не понимаем, что творится в реальном мире. Эмоциональная глухота людей друг к другу усиливается, мы не понимаем друг друга, не чувствуем чужой боли. Отсюда проблема культуры катастрофы.

Возникает вопрос: Насколько праздникомания, одна из аддикций, опасна по сравнению с прочими зависимостями?

Есть первичные аддикции, задаваемые постмодерном. По отношению к ним праздникомания вторична. Вообще, это следствие финансовой аддикции. Общество разделилось на две части. Первая – авантюрная, аддиктивная, больная – тратит. А другая – консервативная, она по старой традиции до сих пор копит. Есть вкладчики, которые отдают деньги в банки. И копят, не тратят. А другие приходят и забирают эти деньги под кредит. Поэтому, по сути своей, та аддиктивная часть, которая тратит, – кидает и лохует ту часть, которая копит.

И на этих бедняжках, которые имеют честь не тратить, у которых просто есть совесть, на них сейчас все держится! Вот если они начнут бунтовать и перестанут давать, копить, вкладывать, – тогда все развалится. Копец, экономический взрыв. Таково одно из проявлений финансового кризиса. Так же и с праздникоманией. Одна часть планеты будет пребывать в этой аддикции. Организовывать себе праздники. А другая будет каким-то образом страдать.

Конечно же, есть традиции. Есть основание, которое держит нас, которое сохраняет нас как человеков, как людей! Есть традиции, есть духовность. Есть вещи, в которых заложены такие понятия как добро и зло. В нас заложено человеческое основание. Но общество, которое погружается в постмодернизм, съедает это основание.

Хотя переживать не надо. Маятник качается, и, дабы сохранить всю систему, он может качнуться и в другую сторону. Иначе мы погрузимся в мир туфты. В поддельный виртуальный мир. Забудем о сути, о настоящем.

А традиции всегда будут. Но в то же время манипуляторы будут ими пользоваться, отрабатывать на них свои бизнес-планы. Традиции сами по себе могут быть условием для манипуляции. Постмодернизм готов все извратить. В эпоху постмодерна все извращается. Жан Бодрийяр в связи с этим добавляет частицу «транс». Появляются трансявления: трансрелигия, трансполитика, трансэкономика.

В моей монографии «Иллюзионизм личности» я показал, что в человека заложено желание обманываться с собственного согласия. Строить себе иллюзии. Именно поэтому он человек. Животные не могут обманываться, у них нет иллюзий, поэтому они животные. Наша способность создавать иллюзии и обманы духовна. Взять хоть великую иллюзию кино, театра…

Мы же в театре отдаемся искусству актера. А в конце спектакля аплодируем – боже мой, мы же поверили! В этом взрослые люди мало отличаются от детей. Дети так же с удовольствием верят в Деда Мороза, точно так же, как мы в театре. Дед Мороз – это тоже великая иллюзия. Это часть культуры, это искусство. На подсознательном уровне ребенок это понимает. Понимает, что Дед Мороз – персонаж, который пришел из иллюзий, из искусства. Что это спектакль, театр!

Поэтому врать надо. Обязательно. Актеры, артисты, люди искусства всегда должны врать – создавать возвышающий обман! Врать детям нужно, чтобы сберечь их от худшего, – в воспитательных целях.

А вот другого вида обманы, это отдельная тема. Некоторые из них могут сказаться действительно негативно. Самый страшный обман со стороны родителей – учить тому, чему сам не являешься примером. Очень часто родители своим поведением показывают одну правду, а на словах совершенно другую! Вот это самое худшее.

Считаю, что это все искусство, культура, и ко всему этому стоит относиться как к представлению. Это все прекрасно как некая иллюзия. Но не более. Нельзя делать из этого самоцели! А как же жить тогда и что делать? Молиться… читатели… и ещё раз молиться!
_________________________________________
Рамиль Гарифуллин,
доцент, кандидат психологических наук,
заслуженный работник культуры Республики Татарстан

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: