Информационное
агентство России
1°C
23 октября, 14:29

Становление и развитие системы исламского образования в России

muh
Становление и развитие системы исламского образования в России
Дербент арабы назвали «Бабу аль-абваб» (ворота ворот)

Последнее десятилетие ушедшего столетия ознаменовалось в нашей стране небывалым ростом интереса к религии. Интерес этот сопровождался бурным возрождением традиционно исповедуемых в России религий, в том числе и ислама, второй по численности последователей конфессии в стране. Ислам в России имеет достаточно длительную и самобытную историю.

Прежде всего, необходимо отметить, что на территории нынешней России Ислам получил первое свое распространение на Кавказе в Дагестане и имеет там более чем 13 вековую историю. За это время он стал выдающимся явлением в сферах жизни общества, социальной, экономическо-культурной и идеологической. Уже позднее Ислам стал распространяться среди чеченцев, а позже среди карачаевцев, балкарцев, кабардинцев и многих других народов, населяющих нашу страну. Ислам основательно врос в Дагестан и Чечню, где он сделался не только основной религией, но и культурой и образом жизни.

История становления и развития системы исламского образования в России берет свое начало с Дагестана со времен строительства там первых мечетей. В 733 г. по приказу арабского полководца Масламы в Дагестане в городе Дербенте, который арабы назвали «Бабу аль-абваб» строится грандиозная соборная мечеть и семь квартальных мечетей. Мечети служили местом не только для совершения молитв; они еще являлись средоточием всей культурной жизни общины, в том числе и образовательной. Именно они являются основой начального исламского образования. При этих мечетях стали организовываться начальные школы, которые назывались мактабы. Целью мактабов была проведение кратковременных курсов по изучению основ ислама и арабского языка.

Чуть позже в Дагестане появляются и мусульманские образовательные заведения второй ступени после начальной, которые получили названия «мадраса». Значение Дербента, как крупного духовно-образовательного центра на Северном Кавказе неуклонно росло. Там активно изучаются фикх, хадисоведение, суфийская и историческая литература”. О том, что складывающаяся система исламского образования в то время прекрасно работала и достигла весомых результатов, мы можем судить по сообщению средневекового арабского путешественника Ибн Баттуты. О больших успехах системы исламского образования свидетельствует то, что в Дагестане не только переписывают созданные арабами труды, но и создают свою собственную разнообразную литературу на арабском языке. Крупнейший отечественный востоковед академик И.Ю. Крачковский писал: “… ни в одной из неарабских стран местная литература, возникшая на арабском языке, не сохраняла в такой мере полной жизненности до второй четверти XX в.”.

С течением времени сфера применения арабского языка в Дагестане растет, а в XVII-XIX вв. он получает здесь весьма широкое распространение. Арабский язык, становится языком не только образования, но и вообще образованности. На нем пишут научные труды, литературные произведения, по-арабски ведут делопроизводство, он является языком официальной и частной переписки. Арабский язык, по словам академика И.Ю. Крачковского глубоко проникал через арабские сентенции и стихотворные отрывки в “толщу жизни”. “Они с большой яркостью показывают, что эта литература для Кавказа не была экзотикой или завозным украшением внешней учености: ею действительно жили”. Например, в многонациональном Дагестане в качестве языка межнационального общения использовался, как правило, тюркский язык. Однако, несмотря на это, он так и не занял место языка науки, литературы, делопроизводства, официальной и частной переписки. Эту роль взял на себя арабский язык, авторитет которого подкреплялся тем, что он был языком Корана.

Вследствие расширения сферы применения арабского языка и дальнейшего укоренения ислама, потребность в исламских образовательных учреждениях растет, поэтому к XIX в. сеть мактабов и медресе в Дагестане становится довольно густой.

На Кавказе медресе располагалось обычно либо в специально для него выстроенном здании, либо же в одной из подсобных комнат мечети. Обучение в медресе было бесплатным.

Методы обучения в дагестанских медресе были те же, что и по всему исламскому миру. С X в., как только появились первые медресе, в них утвердилось не лекционное преподавание, а своего рода семинарское, когда изучаемое произведение читали вслух, а преподаватель совместно со слушателями разбирал и толковал (тадрис) его.

По словам Абдурахмана Газикумухского, в Дагестане были распространены двенадцать наук: “морфология, синтаксис, метрика, логика, теория диспута, законоведение, толкование Корана, сира — жизнеописание пророка, суфизм, маан, байан, бади…». Кроме этих наук, в медресе преподавали также географию, астрономию, физику и философию, а также тюркский и персидский языки.

Ко второй четверти XIX в. методы обучения и круг преподаваемых в медресе предметов вызывали все более растущее чувство неудовлетворенности у передовых мусульманских деятелей, которые осознавали растущую необходимость реформирования устаревающей на глазах системы исламского образования. Первыми по этому пути пошли тюркские народы Российской империи, во многом благодаря деятельности ученого Исмаила Гаспринского. Сущность введенного им нового метода преподавания исламских наук, состояла во введении в программу медресе ряда светских предметов.

Активную деятельность по пропаганде идей новых методов преподавания исламских наук в Дагестане развернул крупный ученый Абусуфьян Акаев. Абсуфьян Акаев понимал, что для реформирования системы образования потребуется приложить немало усилий. В первую очередь он решил издавать книги и учебники на родных языках народов Северного Кавказа. Встречая неимоверное сопротивление со стороны ортодоксальных мусульманских ученых Дагестана, считавших издание книг и сочинение стихов на неарабском языке “вещью запретной и недопустимой”, он издает написанные на языках народов Северного Кавказа книги самой разной тематики.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации только в республике Дагестан действует около 14 исламских вузов, 105 мадраса и 135 мактаба. Там создана одна из самых развитых систем исламского образования.

В целом в России есть и другие исламские университеты: как Российский исламский университет имени Кунта-Хаджи Кишиева в Чеченской Республике, Исламский университет в Республике Ингушетия, Исламский университет имени имама Абу Ханифы в Кабардино-Балкарской Республике, медресе в г. Пятигорск, Российский исламский университет в Москве. А в Татарстане российский исламский университет и 11 исламских учебных заведений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: