Информационное
агентство России
1°C
23 октября, 12:55

Рамадан по-российски: можно ли поститься не весь световой день

Эксперты про пост: «поблажки не могут быть массовыми!»

ulka_cat
Рамадан по-российски: можно ли поститься не весь световой день

В священный для мусульман месяц рамадан некоторые верующие задаются вопросом: можно ли держать пост не до захода солнца, а чуть меньше. Причиной тому является излишне длинный световой день, характерный для данного времени года в России.

Например, египетская диаспора, проживающая в Москве, отправила в Центр по фетвам аль-Азхара письмо с вопросом о том, нельзя ли членам диаспоры сократить продолжительность ежедневного поста и совершать разговение по времени Саудовской Аравии или ближайших мусульманских стран. Им ответили: такая возможность из-за длительности московского дня (свыше 18 часов) допускается, египтянам можно поститься по мекканскому времени.

Некоторые люди не выдерживают длительности поста в тех регионах, где солнце почти вообще не заходит, и ищут варианты. Им рекомендовано ориентироваться на ближайший регион, где день короче. Мекканское время поста – второй вариант, ранее озвученный имам-хатыбом московской Мемориальной мечети Шамилем Аляутдиновым.

«С уважением отношусь к вышеприведенным мнениям, но при этом хотел отметить: думаю, такая фетва вносит сумятицу в ряды мусульман, — сообщил ИА IslamNews глава Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов. — Надо более точно определить категорию людей, к которой данная фетва применима. Правило облегчения трудностей имеет другие пути решения и их разъяснил Пророк. Например, если человек болен или есть угроза его здоровью из-за поста в длинные дни рамадана, то он может восполнить пост в другое время. Т.е. для поблажек должна быть уважительная причина, но вряд ли целесообразно делать их массовыми, для всех. Все-таки традиционно, с заходом солнца читается соответствующий намаз, а как его читать, если захода не произошло? Это первое. Потом, лично для меня и многих, кого я знаю, поститься на два-три часа больше не представляет проблемы. Исходя из этого, думаю, что если и есть такая проблема, то лишь для ограниченного числа людей».

Собеседник IN напомнил: пост в месяц рамадан является 4-м столпом ислама. «Это означает, что он важнее иных фардов (обязанностей). Надо с осторожностью относится к упрощению установленных предписаний. Это должно быть компетенцией комиссии (шуры) – совещательного органа мусульманских авторитетных ученых. Данное заключение имеет подводные камни. Во-первых, фетва может привести к неразберихе и разладу среди верующих, так как в регионах традиционного распространения ислама в России: Поволжье, Урале, Сибири, московском регионе, Санкт-Петербурге и др., на протяжении веков мусульманские ученые (Марджани, Утыз-Имяни, Фахретдин и пр.) не рассматривали возможным сокращать время поста в длинные летние дни, хотя и тогда время поста летом было таким же. И проблем это у мусульман не вызывало. В 21 веке, в век научно-технического прогресса люди не хотят вставать с дивана, а покупки совершают через интернет, не утруждая себя походами в магазин, но нельзя переносить такие же облегчения на предписаниям Всевышнего», — сказал эксперт.

Сопредседатель Совета Муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов ранее заявлял о том, что время поста имеет далиль катъий (категоричное доказательство). «Пост соблюдается от рассвета до заката. Об этом гласит аят Корана о белой и черной нити. Никакие другие аргументы здесь не принимаются во внимание. Если же в какой-нибудь местности летом нет захода солнца как такового, то известные исламские ученые, в том числе татарские – Шихабутдина Марджани, Ризаутдин Фахретдин и иные указывали, что в этом случае время намаза магриб (на закате) и время разговенья нужно корректировать по ближайшему городу, где имеется соборная мечеть и над которым солнце заходит. Но никогда никто не упоминал, что надо ориентироваться по Мекке или Медине. Кстати, эта книга существует на арабском языке», — отметил он.

Более того, по мнению сопредседателя СМР, «в ряде районов Сибири, где день длится летом порой 20 часов и где испокон веков жили мусульмане, никто из них никогда не жаловался на невозможность, и люди даже продолжали работать в таких условиях».

«Вообще, появились доморощенные алимы, которые подходили ко мне даже, с фетвой о том, что нужно унифицировать время намаза в наших краях с мекканским, невзирая на движение солнца, хотя именно оно является причиной намаза. Объясняли они данное предложение тем, что нужно облегчить привлечение в ислам людей, облегчив им совершение поклонения. Ведь летом на утренний намаз приходится вставать в 3-4 часа, а ночной наступает после полуночи. Но в исполнении законов ислама, касающихся поклонения нет такой аргументации, что это полезно или вредно, привлекательно или отталкивающе», — подчеркнул он.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Umar201403.07.2014 18:38

    Если бы пост шёл на 3-4 часа короче,то с моим диагнозом я бы мог поститься, и мне мекканское время очень подошло бы, но я сомневаюсь в действительности этой фетвы. В общем и хочется и колется и мамка не велит, вернее врач не велит. Неужели компромисс только в переносе поста на зимнее время? Неужели для моего заболевания нет выхода?

    • alhariya03.07.2014 23:09

      Ассаляму алейкум Брат! Желаю Вам скорейшего выздоровления, иншааллах!!

      • Umar201403.07.2014 23:29

        Ва алейкум салам, брат! да ниспошлёт тебе Аллах Свою Безграничную Милость и осветит Нуром твоё лицо и даст здоровья всем твоим близким, кто болен из них. Амин.

    • Umm Bayazed03.07.2014 23:10

      Ассаляму алейкум! а какое у вас заболевание, брат? фетва о мекканском времени очень узкая, ее выпустил в свое время бывший муфтий Египта Али Джума, а в России ее растиражировал имам Ш.Аляутдинов. Ни в одной стране мира эта фетва не нашла широкого применения. Единственный в России доктор исламских наук Мухаммад Басыр, в частности, тоже считает верным поститься только по местному времени, а не по мекканскому.

      • Umar201403.07.2014 23:27

        Ва алейкум ассалам уважаемая Умм Баязед. Пониженное давление- вроде ерунда. Я могу поститься какое то время, часов 15, но потом без еды и питья- очень плохое состояние,не можешь ходить,головокружение, слабость , полная разбитость, а во время ифтара глотнешь маленький глоток воды, то сразу выворачивает наизнанку, короче я доволен тем что испытал Аллах и не жалуюсь -вовсе нет, я даже рад терпеть свою болезнь, просто очень хочется соблюдать уразу, вот на что жалуюсь своему Господу

        • Umm Bayazed04.07.2014 1:44

          пусть исцелит Аллах. Если у вас есть указание врача-мусульманина о том, что пост угрожает вашей жизни и здоровью, то и думать нечего — нельзя поститься, значит нельзя. Другое дело, если плохое самочувствие ничему не угрожает. Мне последние 5 часов 20-часового поста тоже бывает очень плохо, и давление 90 на 60 бывает, но прошу Аллаха об облегчении и продолжаю поститься. Если начну падать в обморок и потребуется срочно прервать пост — на этот счет в кармане конфета лежит. Но, хвала Аллаху, пока такой ситуации не возникало…

          • Umar201404.07.2014 9:38

            пусть и вас исцелит Аллах

    • miskin-0012.07.2014 12:38

      умар,примите мои сочувствия(сам я кардио инвалид,3 инфаркта,операция).думаю компромисс только в переносе поста,а если и это неприемлемо-фидия. если и это трудно-просить прощения у Всевышнего. я так понял из Кур«ана.Аллаху а»лям!

      • Umar201412.07.2014 12:55

        баракаллаху фик

  2. forrum200804.07.2014 0:06

    По моему мнению, если египетская диаспора не в состоянии держать пост по местному времени, то нужно ее членам на время поста ехать в Египет и там держать пост. Может я не прав.

  3. uralec04.07.2014 12:16

    в том году был в командировке в Тарко-Сале пост 22 часа. Очень удобно, разговелся за одно и сухур принял.
    Если пост ради Аллаха, то Всевышний сделает время поста незаметным.
    А тот кто не может постится(по уважительной причине) делайте дуа чтобы смочь, кормите и помогайте тем кто беднее вас.

  4. Талгат 06.07.2014 16:53

    Я думаю 13,5 часов и +40 в тени в Мекке держать пост также как 18 часов в Москве в +25. Всевышний мир устроил равномерно и не должно быть сомнений в его несправедливости!

    • Талгат 06.07.2014 16:56

      Я думаю 13,5 часов и +40 в тени в Мекке держать пост также как 18 часов в Москве в +25. Всевышний мир устроил равномерно и не должно быть сомнений в его справедливости!

  5. alli07.07.2014 15:51

    Интересная фетва, но в действительности хотелось бы услышать на что они оперались

  6. taulu197510.07.2014 1:52

    Жителям северных широт, тогда следует сразу лечь и умереть. Потому что там солнце летом практический не заходит. Мой знакомый летом вынужден был уехать с Санкт-Петербурга, потому что не мог там держать Оразу. Думаю, давно пора было, мусульманским ученым решить эту проблему и установить предельную линию широты для времени поста от 22 марта до 22 сентября (как летнее время), и для зимнего времени (с 22 сентября до 22 марта) также определить свою широту, чтобы избежать такого, что в некоторых регионах долгота дня длиться несколько часов, а в других 10-12 часов.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: