Мурат Султанов: Духовность помогает избавлению от наркотиков

Мурад Султанов
Учредитель и президент Фонда «Аль-Амин» Мурат Султанов рассказал ИА IslamNews о деятельности возглавляемой им организации в реабилитации алко и наркозависимых, а также о совместных мероприятиях и проектах фонда с представителями религиозных организаций.



– Мурат Кязимович, расскажите, пожалуйста, о деятельности фонда. Когда и зачем он был создан, какие задачи будет решать?



– Одним из основных видов деятельности фонда по формированию духовно-нравственного и физически здорового молодого поколения «Аль-Амин» будет реабилитация, социализация лиц нарко и алкозависимых. Это общероссийский фонд, зарегистрированный в Москве. В основном, акцент делается на исламском направлении. На сегодняшний день существует огромное количество реабилитационных центров, которые занимаются именно этой проблемой, однако часто этнические мусульмане, страдающие от каких-либо форм зависимости, не выносят свои проблемы на публику, боясь общественного осуждения. Культура, традиции, обычаи не позволяют человеку прийти и сказать: "я попал в такую зависимость, нуждаюсь в помощи, лечении". Но стоит напомнить: мусульмане, соблюдающие нормы ислама, не могут быть зависимыми от каких-либо напитков и веществ, портящих здоровье человека. Однако огромное количество этнических мусульман, не соблюдающих норм, чаще всего подвергаются влиянию физической, химической, психической зависимости. У нас разработана программа по реабилитации и социализации наркозависимых – исламское направление, которое предусматривает соблюдение всех норм шариата, ислама: совершение пятикратной молитвы, посещение пятничной молитвы, изучение основ ислама. Кроме того, при реабилитации можно питаться только халяльной пищей.



Реабилитация – не единственное направление фонда. В соответствии с названием, наш Фонд ориентирован на формирование духовно-нравственного и физически здорового молодого поколения. У нас предусмотрены проекты социального плана, нравственного воспитания, совместные спортивные мероприятия с организациями, которые этим занимаются.



– Почему человек становится наркоманом?



– Потому что у него нет цели в жизни, он не видит никакого ориентира, он общается с теми, кто ищет мгновенного сиюминутного удовольствия. Один раз попробовал – и все. Проблема, на самом деле, прогрессирует. Я как адвокат, как религиозный деятель общаюсь с очень многими людьми, которые попали в такую зависимость, с матерями. У меня в практике бывали случаи, когда родная мама наркомана приходила и спрашивала: "сколько мне нужно заплатить, чтобы моего сына посадили?" Вот такие сцены из жизни побудили меня заниматься этой деятельностью, так как я мусульманин, и проблемы мусульман мне не безразличны. Сейчас другие конфессии активно занимаются этой проблемой, а мы, к сожалению, чуть-чуть в этом плане отстаем. Нам надо помогать нашим братьям и сестрам, возрождать этот стержень, который у них есть.



– Где уже созданы такие центры?



– На сегодняшний день, в Пятигорске, Ессентуках, Крыму и Казани. Они существуют, работают, мусульмане уже проходят реабилитацию, но совместно с другими конфессиями. Мы же хотим сделать отдельный, чисто мусульманский реабилитационный центр. Скорее всего, для начала это будут Ессентуки или Казань. Планируем открывать реабилитационные центры в Кабардино-Балкарии, в Чеченской республике.



– На базе какого-то пансионата?



– Нет, мы арендуем помещение, коттедж. И в этом коттедже созданы все условия для проживания.



– Есть ли статистика, сколько у вас потенциальных пациентов?



– Недавно в Сочи у нас проходил международный антинаркотический лагерь, который был организован Национальным Антинаркотическим Союзом и Фондом здоровой молодежи. Мы проводили там пятничную молитву, я читал проповедь, на тот момент присутствовало около 15 наркозависимых мусульман, которые проходят реабилитацию. Мы пообщались, и наши доводы подтвердились: очень много наркоманов, многим не нравится, если человек, будучи мусульманином, приходит в реабилитационный центр и видит там атрибуты другой конфессии. Поэтому мы и хотим отойти от этой практики, чтобы человек чувствовал себя в своём обществе.



– В своей работе вы наверняка сталкиваетесь со смежными проблемами наркоманов – гепатитом, ВИЧ-инфекцией...



– В таких случаях мы сотрудничаем с профильными медицинскими учреждениями. К нам попадают, в основном, уже после того, как была оказана первая медпомощь, снята ломка. Мы же не просто с улицы берем людей. Поэтому мы взаимодействуем с медучреждениями, которые занимаются этими вопросами. Если есть смежные проблемы, мы будем ограждать других участников от каких-то пагубных воздействий.



– У известного йеменского ученого и проповедника шейха Абдуль Маджида Зиндани в Йемене есть запатентованные средства от таких недугов, как онкология, ВИЧ-инфекция, гепатит. Люди, пролечившиеся там, утверждают, что лечение эффективно. Что вы думаете по этому поводу?



– На самом деле это эффективно – эта программа разработана с использованием основ ислама, но сама психосоциальная база создана учеными, которые давно этим занимаются. И это действительно работает.



– Каковы следующие шаги вашей программы – после того, как человек прошел реабилитацию?



– После реабилитации у нас идет ресоциализация: мы не отпускаем человека домой, в то же окружение, которое может втянуть его в прежний образ жизни. В зависимости от его пожеланий, его душевного позыва мы пытаемся найти ему применение в обществе. Если он склонен работать в каком-то направлении – не важно кем, актером или имамом – мы стараемся обеспечить ему такую возможность. Есть контакты с религиозными, с иными общественными организациями, с учебными заведениями, которые будут проводить курсы, обучение, и после трудоустроят людей.

Так что социальная лестница – один из вариантов, которые мы можем им предложить. Кроме того, после реабилитации человек может остаться у нас консультантом, если ему это интересно. Он будет востребованным, поскольку знает проблему изнутри, сам через это прошел, и он сможет эффективнее объяснить все новым пациентам. У нас есть случаи, когда бывшие наркоманы открывают центры, становятся руководителями филиалов.



– Каковы условия содержания ваших пациентов?



– Пока что – в силу того, что мы сами арендуем помещения, организуем питание и тп., а материальной поддержки у нас нет, мы предоставляем платные услуги. Но, при помощи Всевышнего, планируем впоследствии варианты с бесплатной реабилитацией и помощью.



– Насколько все это дорого?



– Пациенты оплачивают только свое проживание и пропитание. Мы не пытаемся на них заработать, не ищем выгоды. Если государство или общественные организации предоставят нам какую-то поддержку, мы с удовольствием перейдем на бесплатную основу.



– К тому же вы, как практикующий адвокат, видимо, зарабатываете в другой сфере?



– Конечно. На наркозависимых я не зарабатываю, это чисто мой социальный проект. Но снять в каком-то регионе или даже в Московской области коттедж, в котором будут проживать 20 человек, и содержать их – это непросто.



– Каковы итоги вашей недавней поездке на Ставрополье?



– Мы выезжали с благотворительной программой в Ставропольский край, Кабардино-Балкарскую республику и в Чеченскую республику. Там мы проводили благотворительные программы, были в школах, интернатах, вместе с Родионом Пастухом, чемпионом мира по профессиональному боксу, координатором спортивного направления Национального Антинаркотического Союза, в который мы сами входим. Мы заключили соглашение с муфтиями Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республики и Чеченской республики о сотрудничестве и взаимодействии.



– Какова роль духовного управления и религиозного деятеля в вашей работе?



– Речь идет о совместных мероприятиях и проектах с представителями религиозных организаций. Их представители будут приходить в наши центры с проповедями, лекциями, чтобы вдохновить реабилитантов, дать им понять: они не брошены, не забыты, их поддерживают, в том числе, и религиозные деятели. Когда к человеку, бывшему наркоману подходит муфтий или заместитель муфтия по Ставропольскому краю (а Мухаммад Рахимов неоднократно приходил в реабилитационный центр с лекциями), это вдохновляет, у людей появляется стимул. Общение с муфтием Кабардино-Балкарской республики ил Ставропольского края, с людьми такого ранга душевно обогащает реабилитантов.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика