Фотоистория о русском исламе привлекла внимание зрителя

Светлана Булатова – «Искусство – антитеза варварству»

Светлана Булатова – «Искусство – антитеза варварству»

Теги:




2
18 Августа 2014г. (21 Шавваль)

Этим летом на площадке «Лофт Проект Этажи» Санкт-Петербурга проходила выставка лучших работ студентов факультета фотожурналистики. Фотоистория о русском исламе «Native Russians» студентки второго курса Светланы Булатовой привлекла особое внимание зрителя. Емкие портреты, живые, искрометные истории обращения в новую веру стали новым штрихом к пониманию жизни культурной столицы. Светлана рассказала в интервью «IslamNews» как создавалась эта фотоистория, почему Питеру близок ислам, а также объяснила как искусство влияет на общественные процессы.

- Расскажи, почему для курсового проекта тобой была выбрана тема русского ислама?

Признаться, изначально мне не хотелось браться за эту тему, казалось, что тема «русского ислама» достаточно знакома зрителю и периодически освещается в средствах массовой информации, не говоря уже об исламских вэб-порталах. Тем не менее, было принято решение сделать полноценный фотопроект «Native Russians». Для меня также было важно попробовать свои силы в документальной фотографии, в съемке фотоистории.


- Тебе удалось донести до зрителя то, что было вложено в эту работу?

Не ставя перед собой задачу до кого-то «достучаться», мне бы хотелось, чтобы мой проект находил свой отклик, как минимум, чтобы он был понятен зрителю.

- А каков был основной посыл фотопроекта?

Посыла как такового не было, но главным вопросом и ориентиром в этой фотоистории оставался духовный поиск и тот осознанный выбор, – в кого и как верить, который определил дальнейшую жизнь героев. Вместе с тем, в каждом из героев отобразились психология поколения, тип мышления, национальный характер, который остался, несмотря на хиджаб и изучение арабского языка.

- Ты ведь пару лет назад сама принимала участие в фотосессии «Восток на Руси» дизайнера Патимы Лабазановой. Откуда в Питере такой повышенный интерес к русскому исламу?



На мой взгляд, во всем мире наблюдается повышенный интерес к исламу, ввиду глобальных процессов, всем нам известных, не будем о грустном. Что касается нашей страны, и в частности Санкт-Петербурга, то сам город, на протяжении всей своей уникальной истории, оставался многонациональным и поликультурным. Соборной мечети в октябре прошлого года минуло 100 лет. К слову, здесь очень сильная школа востоковедения, и интерес к исламу присутствовал всегда. И такое, относительно новое, по историческим меркам, «веяние» как «русский ислам», лишь подогревает этот интерес, да и сам по себе феномен обращения, крайне любопытен.


- Насколько, вообще, на твой взгляд, искусство способно формировать общественное мнение, откладывать отпечаток на сознании людей?

Да, безусловно. Искусство, – это всегда антитеза варварству, которое опасно тем, что развивается по нарастающей, захватывая все новые и новые слои общества. Насилие становится тотальным, оно сокрушает все преграды, и это делает его еще более могущественным. Самое главное последствие – это дегуманизация общества, потеря цивилизационных ориентиров. Чтобы противостоять этому цунами мы имеем в своем распоряжении искусство, во всех его формах: от фотографии до скульптуры, от музыки, – до литературы, от поэзии до живописи. Так, мы сможем остаться в цивилизованном мире.

- Ты могла бы назвать эту фотоисторию авангардным искусством? Ведь, признаться, хиджабы в русском исполнении для холодного Петербурга – непривычное сочетание.

Я не считаю свой фотопроект искусством, отнюдь. Гораздо большее значение приобретает возможность «консервации» времени, в котором я живу и попытка осмысления его и процессов, в нем происходящих, в том числе и того, когда русский человек принимает ислам. Да, это необычно, непривычно. Но журналисты, как правило, сознательно выбирают подобные неоднозначные темы и я не исключение.


- Расскажи немного о героях «Native Russians»? Каким образом подбирался материал?

Если говорить о формате истории, то она выполнена в жанре классической портретной съемки, когда человек смотрит строго в объектив фотографа. Ради «нужного» взгляда в камеру, приходилось встречаться по несколько раз. Сама съемка проводилась в домашнем интерьере героев истории. Также, можно заметить, что в фоторяде встречаются кадры «говорящих» деталей, относящиеся к исламской культуре, и к русской; своего рода символика. Были еще интервью с каждым из героев, выдержки из которых вошли в книгу.

С кем-то из ребят мы были знакомы и до работы над проектом «Native Russians», очень многое было сделано благодаря их поддержке, а с кем-то познакомилась впервые, и для меня, безусловно, очень дорого то доверие, которые было мне оказано. Надеюсь, я его оправдала, и сердечно благодарна им за помощь. По большому счету, фотопроект сложился только благодаря их участию.


- О чем будет твой следующий проект?

Сейчас я работаю над социальным проектом, который посвящен проблеме детской онкологии. Несмотря на то, что съемки продолжаются второй год, рано говорить о какой-то цельности и посыле, впереди еще много работы. Усердие – от нас, успех от Всевышнего.

Автор: Беседовала Ксения Сафиуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Aiza 19 Августа 2014г.
Ответить

В понимании законов Всевышнего эти люди уже сделали шаг в нужном направлении приняв ислам, а что касается внешнего вида,то русские возвращаются к похожей форме одежды на ту, которую носили их предки.

Aiza 19 Августа 2014г.
Ответить

В понимании законов Всевышнего эти люди уже сделали шаг в нужном направлении приняв ислам, а что касается внешнего вида,то русские возвращаются к похожей форме одежды на ту, которую носили их предки.

Яндекс.Метрика