150 лет назад в России формально отменили рабство

Александр II зачитывает манифест об освобождении

Александр II зачитывает манифест об освобождении

Теги:




8
18 Февраля 2011г. (14 Раби аль-авваль)
150 лет назад, 19 февраля 1861 года в России манифестом царя Александра второго было отменено крепостное право, которое многие историки считают аналогом рабства.



Современники, и позднейшие историки отмечали во многом несправедливый по отношению к крестьянству характер освобождения, сыгравший в процессе дальнейшего развития государства и общества роль "бомбы с часовым механизмом", причем для самого монарха – в самом прямом значении этого термина. С одной стороны, крестьяне объявлялись лично свободными, получали право самостоятельно распоряжаться своею личностью, имуществом, заключать сделки и т.п. С другой стороны, крестьяне остались единственным классом, который платил подушную подать, нёс рекрутскую повинность и мог подвергаться телесным наказаниям, хотя и по решению суда.



Заметим, что Россия со времени Петра первого хотела заявить о себе всему свету. борясь за благо украинских крестьян, страдающих от польской барщины, проявляя заботу о крымских христианах греках и армянах в Крымском ханстве, осуждая вывоз африканских рабов в Америку и колонизацию Нового света европейцами, сама продолжала совершенствовать крепостное право, другими словами закабалять, покупать и продавать своих рабов вплоть до середины XIX века.



Рабство на Руси, а позже в России – это особая и долгая тема, пишет историк Гульнара Абдуллаева. Оно зародилось практически сразу же, едва появились государственные образования. Изначально рабы делились на смердов, закупов и холопов. Но, в сущности, все они были рабами, прикрепленными к земле, принадлежавшей либо государству, либо владетельному князю. И если по началу труд крестьянина попросту эксплуатировался, но он мог уйти с земли в ремесленники, то по Судебнику 1649 года он окончательно прикреплялся к земле и становился собственностью владельца. То есть новый закон окончательно объявлял о рабстве. Несмотря на то, что в том же Судебнике 1649 года говорилось, что владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка, это широко практиковалось. Жизнь простого раба не имела ценности, так как прирост населения не был низким.



Рабовладельцы, русские князья и бояре не стесняясь пользоваться крепостными по своему желанию. Многие извлекали свою пользу из продажи своего раба или же продавали своих холопов купцам, а те в свою очередь перепродавали живой товар на невольничьих рынках в Константинополе, Смирне и генуэзской Кафе.



Рожденным в рабстве крестьянам даже не приходило в голову роптать и тем более заявить о своих правах, которых у них попросту не было. Впрочем, об этом они даже не помышляли, так как для них это было нормой. Без хозяина и кнута народ не представлял себе иной жизни. Они покорно жили при одном хозяине, а когда на смену старому приходил новый они принимали и его. Крепостное право было для них естественным, мирообразующим элементом.



С 1741 года повсеместно в России начинается монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и крепостное право распространяется на все разряды владельческого крестьянства. При Екатерине II-й начинается завершающий этап развития государственного законодательства, направленного на усиление крепостного права в России «для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу», писали в те времена. Русский народ дошел в своем рабском воспитании до того, что было в порядке вещей холопу продать самого себя в присутствии свидетелей.



И именно в это время на историческую арену выходят знаменитые российские рабовладельцы. О зверствах, чинимых хозяевами над крепостными, свидетельствуют исторические факты.



В то время, когда просвещенная царица Екатерина, которая, к слову сказать, загубила не одну душу своих верноподданных, вела высокоинтеллектуальные беседы с Вольтером в Подольском уезде Московской губернии, помещица Дарья Николаевна Салтыкова, прозванная Салтычиха, предавалась развлечению, привычному в те времена, жестоко истязала своих крепостных крестьян. Помещица замучила насмерть более 135 человек, преимущественно женщин, в том числе несколько девочек 11-12 лет. Вместе с тем Салтычиха вела набожный образ жизни, делала пожертвования церкви и ежегодно отправлялась в поездки к православным святыням. В 1768 году она была приговорена к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением в монастырской тюрьме. В монастыре Салтыкова провела 33 года и никогда не раскаивалась в своих злодеяниях.



Расправившись с Салтычихой, Екатерина начала войну на юге, целью которой было присоединить к России Крымское ханство, дабы иметь выход в Черное море, а также пополнить страну новыми верноподданными и рабами. Несмотря на то, что путем дипломатических махинаций война была выиграна, население крымского полуострова так и не решились закрепостить, оставив его для видимости свободным, а вот южной Украине повезло меньше. Законом от 3 мая 1783 года крепостное право было распространено на присоединенную к России Малороссию и Запорожскую Сечь, где его ранее не существовало, а 12 декабря 1796 года – на Екатеринославскую, Воскресенскую, Таврическую губернии, Кавказ и Донскую область. Именно в этих регионах насильно перешедших под руку России, вспыхнули первые бунты. Привыкшие к вольной жизни люди стремились сбросить с себя непривычное ярмо, потому что рабство было неприемлемо.



Любопытно то, что когда в самой же России продавали и покупали рабов целыми имениями и по одиночке русские и советские источники сообщают, что: "лишь покорением Крыма был положен конец этой позорной для Европы торговли христианскими рабами"… А между тем, в самой России рабство официально продолжалось вплоть до 1861 года! И в Петербурге неподалеку от Сенатской площади был самый обычный рынок, где продавали крепостных крестьян, не стесняясь разлучали матерей с детьми, мужа с женой, сестру с братом.



Ничего не изменилось и после смерти Екатерины. Ее сын Павел хоть рьяно и приступил к изменению правления в государстве, но об отмене рабства не помышлял. При нем в поместьях процветала эксплуатация рабов. Их по-прежнему продавали и покупали (от 30 до 800 рублей за голову), но теперь уже только на внутреннем рынке.



Либеральные замыслы Александра I об отмене крепостного права так и остались его задумками, не воплотившимися в жизнь. Зато при Николае I ни о каком раскрепощении речи не могло быть. Рабами себя почувствовали все его подданные.



Поражение в Крымской войне, ненависть венгров, поляков, французов из-за участия русских войск в подавлении восстаний и революций в Европе в 1848-49 г.г., что могло грозить изоляцией для элиты заставило нового царя Александра второго всё-таки формально освободить большую часть населения России от личного рабства. Одна из либеральных газет того времени писала:"теперь, когда благополучно разрешена вековая задача о крестьянах, каждый из нас с гордостью может сказать, что наконец Россия на пути цивилизации не отстала от опередившего нас запада". Тем не менее, Россия и после манифеста 19 февраля 1861 года осталась для Европы страной чуждой, страной, где рабство индивидуума в отношении государства осталось нормой.



В настоящее время все фермеры и крестьяне имеют возможность обращения к такому специалисту, как земельный юрист для защиты своих интересов и своего имущества в суде от каких-либо посягательств.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

tartar 19 Февраля 2011г.
Ответить

Хорошая и грамотная статья. Но, как и в остальных публикациях, касательно крепостного права (которое было фактически рабством) не различается причина или источник такого чёрного факта, существовавшего вплоть до 1861-го года. Причина была в том, что дворянство, как раз забыв ордынское прошлое или то, что у чингизидов на первом плане всегда стояла забота о подданных, стало вести себя подобно имперской нации или также, как англичане обращались с индийцам, но только ещё хуже. Этим они фактически стали иной по отношению к остальному населению нацией,причём не только даже стремившейся говори...
Читать дальше

bygush 19 Февраля 2011г.
Ответить

Ахмад прав - рабство и крепостное право формально совпадать не должны. С этой точки зрения в России было рабство, но с особенностями. В публикации опущен ряд моментов, и прежде всего цивилизационный, принесенный в Россию нашими предками. Рабом был каждый член ее общества, включая ханов. "Будь тем, кем должен быть" - это наш поведенческий императив, привитый русским. Они просто не знают или забыли, что Россия - это наша страна, Великая Татария, и большая часть русских тюркского происхождения точно так, как 2/2 столбового дворянства, этого станового хребта державы, гордо писали в родо...
Читать дальше

IRON 19 Февраля 2011г.
Ответить

СЕЙЧАС ВСЕ ЧЕСТНЫЕ ЛЮДИ ЛИБО БЕДНЫ, ЛИБО В КРЕДИТНОЙ КАБАЛЕ. ДА И ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ ВЕСЬМА ПОПАХИВАЕТ РАБСТВОМ

sergej 18 Февраля 2011г.
Ответить

Есть хорошая книга Кара-Мурзы "Причины гражданской войны в Росии после 1917 г.",так примерно называется. Он как раз показывает, что это ненормальное положение большинства населения страны добром закончиться не могло.

ahmad 18 Февраля 2011г.
Ответить

одно из различий крепостного права от классического рабства заключалось в том, что при крепостном праве человек закреплен за землей и при продаже земли вместе с ней продается и человек, живущий на ней. При рабстве же земля продается самостоятельно, а человек - самостоятельно, отдельно. Так вот согласно этому определению в России было именно рабство - "крепостных" продавали отдельно от земли. А то, что при продаже нередко разделяли семьи, способствовало деградации семейных ценностей (подобная практика была запрещена в начале 19 века). Сами сравните состояние семейных традиций у народо...
Читать дальше

bygush 19 Февраля 2011г.
Ответить

Ахмад прав - рабство и крепостное право формально совпадать не должны. С этой точки зрения в России было рабство, но с особенностями. В публикации опущен ряд моментов, и прежде всего цивилизационный, принесенный в Россию нашими предками. Рабом был каждый член ее общества, включая ханов. "Будь тем, кем должен быть" - это наш поведенческий императив, привитый русским. Они просто не знают или забыли, что Россия - это наша страна, Великая Татария, и большая часть русских тюркского происхождения точно так, как 2/2 столбового дворянства, этого станового хребта державы, гордо писали в родо...
Читать дальше

sergej 18 Февраля 2011г.
Ответить

Есть хорошая книга Кара-Мурзы "Причины гражданской войны в Росии после 1917 г.",так примерно называется. Он как раз показывает, что это ненормальное положение большинства населения страны добром закончиться не могло.

ahmad 18 Февраля 2011г.
Ответить

одно из различий крепостного права от классического рабства заключалось в том, что при крепостном праве человек закреплен за землей и при продаже земли вместе с ней продается и человек, живущий на ней. При рабстве же земля продается самостоятельно, а человек - самостоятельно, отдельно. Так вот согласно этому определению в России было именно рабство - "крепостных" продавали отдельно от земли. А то, что при продаже нередко разделяли семьи, способствовало деградации семейных ценностей (подобная практика была запрещена в начале 19 века). Сами сравните состояние семейных традиций у народо...
Читать дальше

Яндекс.Метрика