Андрей Бакланов: Мы выработаем политические стандарты, близкие и народу России, и исламской умме

Заместитель начальника Управления международных связей Совета Федерации Андрей Бакланов

Заместитель начальника Управления международных связей Совета Федерации Андрей Бакланов

Теги:



0
11 Декабря 2008г. (12 Зу-ль-хиджа)
Мировой финансовый кризис значительно ускорит развитие финансово – экономических связей России с исламским миром, – заявил в интервью IslamNews заместитель начальника Управления международных связей Совета Федерации, в прошлом – Посол России в Саудовской Аравии Андрей Бакланов.



Но уже сегодня российские деятели активно вояжируют в исламские страны с политическими визитами. В Джидде состоялось 4-е заседание Группы стратегического видения "Россия – исламский мир". Российский президент заявляет о важности подобного сотрудничества, а саудовский король изъявляет желание построить в Москве исламский центр.

- Андрей Глебович, с чем связан столь резкий поворот в отношениях России и исламского мира?



- Прежде всего, это обусловлено интересами российской мусульманской общины. Многие приверженцы ислама в нашей стране стремятся иметь более полное представление о жизни мусульманской уммы в целом. А наиболее короткий путь – это использовать возможности самой представительной и авторитетной исламской международной структуры – Организации Исламская конференция.



Но, наверное, не меньшее, а может быть и большее значение имеет налаживание прочных, доверительных отношений Российской Федерации с государствами исламского мира. Здесь имеются хорошие предпосылки. Ведь мы являемся частью не только Запада, но и Востока. Традиционно у нас всегда были отлаженные контакты со многими мусульманскими странами. У нас готовились специалисты по Востоку, арабскому языку, исламоведению. Причем их количество и качество подготовки превышали аналогичные показатели любой другой страны Европы и Америки.



Сегодня условия, порожденные мировым финансовым кризисом, могут дать дополнительный толчок для развития наших отношений. Это относится, в частности, к межбанковскому сотрудничеству. Банки в России ориентируются на реальный сектор экономики. Это, кстати, неизменно подчеркивают в своих выступлениях президент РФ Дмитрий Медведев и председатель правительства РФ Владимир Путин. Наши банки стремятся к тому, чтобы противостоять спекулятивным операциям. Российская концепция выхода из кризиса и преобразования банковской системы заключается в том, чтобы эта система была прозрачной, служила обществу, интересам развития производства. Между прочим, эти принципы во многом созвучны с принципами, на которых базируется исламское банковское дело. Основанные на шариате, исламские банки запрещают получение процентов, извлечение незаконных доходов. Они отрицают дух эгоизма и ориентируют людей на проявление взаимной солидарности, обязательности, честное ведение дел. При нынешней ситуации, когда многие начинают понимать, что основа сильной экономики – это реальный сектор, развитие производства, и у нас, и у стран Персидского залива, у других исламских государств могут возникать дополнительные возможности для взаимовыгодного сотрудничества.



- Как скоро может возникнуть реальное банковское сотрудничество, учитывая в частности тот факт, что в России ранее уже был исламский банк, и он был закрыт?



– Любое новое дело продвигается непросто. Нужно преодолевать сложившиеся стереотипы, усваивать новый опыт. Хотел бы подчеркнуть, что нам еще предстоит научиться работать по правилам, которые существуют в каждой из наших стран. Также многое зависит и от качества работы, квалификации сотрудников конкретных банковских учреждений.



В целом же я полагаю, что налаживание межбанковского сотрудничества – это дело уже сегодняшнего дня! Кризис, как и любое другое испытание, всегда ускоряет понимание каких-то вещей, заставляет людей больше думать и больше работать, искать эффективные схемы деятельности. Успешное преодоление кризисных явлений даст мощную энергию движения вперед.



Сегодня нам необходимо прежде всего найти точки соприкосновения наших интересов в сфере финансов и экономики. Мы могли бы создать систему совместной защиты от финансовых и экономических потрясений, которые возникают в третьих странах. Наша экономика не должна страдать от ошибок и провалов, которые имеют место в других районах мира. Ведь посмотрите: нынешний кризис возник не у нас, и не в арабском мире, он возник на Западе, но его отрицательное влияние ощущается в каждой из наших стран.



Почему же нам и исламскому миру не разработать программу действий, которая позволит нам стать территорией стабильности и благополучия? Если мы протянем друг другу руки, мы сможем почувствовать себя еще сильнее. Важно и то, что мы готовы уже сегодня предложить арабским коллегам масштабные проекты вложения денег в реальное производство, в проекты на земле, не связанные со спекулятивными, "бумажными" финансовыми абстракциями.



Другой аспект – взаимодействие в нефтегазовой сфере. У нас, у Саудовской Аравии, других нефтедобывающих стран Персидского залива – совпадающие интересы. Мы уже начали сотрудничать в сфере добычи и экспорта углеводородного сырья. Однако следует перейти к качественно новому этапу нашего взаимодействия. Сейчас необходимо не ограничиваться "реагированием" на изменения в конъюнктуре рынка энергоносителей, а разработать комплекс мер по "упреждающему" воздействию на этот рынок с целью придания ему большей устойчивости, прогнозируемости, стабильности. Возможности для этого имеются. Уже создаются первые международные органы, которые могли бы такую работу проводить. Так, в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде начал функционировать Секретариат Международного Энергетического Форума, в состав которого входят представители всех групп стран – как производителей, так и потребителей нефти и газа. Считаю важным, чтобы такого рода механизмы использовались полнее как для ведения диалога по проблемам энергетики, так и для принятия реальных, конкретных мер. Россия и страны исламского мира могут немало сделать для стабилизации ситуации в мировом энергетическом секторе на благо развития всех государств.



- Вы недавно участвовали в 4-м заседании группы "Россия – Исламский мир" в Джидде. Какие главные вопросы обсуждали российская и арабская стороны?



- И в российскую, и в арабо-мусульманскую части Группы стратегического видения входят люди, которые много лет на этом направлении работают. Это те, кто с большой внутренней симпатией относится к культурному и религиозному достоянию друг друга, способствует наметившемуся встречному движению наших стран. Поэтому приоритетные вопросы, которые ставились на обсуждение представителями России и исламского мира, во многом совпадали. И для России, и для стран исламского мира существенной проблемой является противодействие политике "двойных стандартов!". Во многих международных органах Запада довольно часто критикуют и Россию, и исламский мир. При этом страны Запада делают это предвзято, судят избирательно. В ходе заседания Группы мы поставили вопрос таким образом: надо говорить не только о борьбе с двойными стандартами, но и о выработке новых, справедливых и сбалансированных международных правил и оценок тех или иных социальных и политических явлений. Почему меньшинство, так называемый "золотой миллиард", навязывает свои "стандарты", которые были выработаны в странах Европы и Северной Америки еще в послевоенное время? И почему те нормы, которые базируются на культурно-историческом опыте большинства человечества, которое в этот "миллиард" не входит, необходимо защищать, отстаивать в острой борьбе? Более логичным было, если бы мы выработали общие стандарты, которые были понятны и близки и народам арабо-исламской уммы, и народу России.



- Шла ли речь о каких-то реальных проектах в этом направлении?



- Да, ряд участников, в том числе, заместитель министра иностранных дел Саудовской Аравии принц Турки говорили о том, что нужно "выровнять" ситуацию, которая сложилась на международной арене, в международных организациях с тем, чтобы в расчет брались не только западные критерии и мерки, но и мнение наших стран. Поэтому мы – Россия и исламский мир – должны чаще взаимодействовать в международных организациях в целях выработки всеобъемлющих и сбалансированных критериев и норм современной жизни.



- Проблема восприятия ислама остальным миром звучала в Джидде в эти дни?



- Да. Эта проблематика стала одним из основных направлений дискуссии. Выступавшие подчеркивали, что необходимо в настоящее выработать систему профилактических мер, способных остановить разрастание эксцессов на религиозной почве. Иногда эти эксцессы раздуваются искусственно, сознательно провоцируются. Чтобы не допустить того, что получило название "схватка цивилизаций", мы должны научиться парировать удары и заговоры. Более того, нам необходимо сделать так, чтобы сама постановка вопроса столкновения приверженцев ислама и христиан стала невозможной в силу установления прочных, основанных на доверии, отношений дружбы и солидарности, которые следует на "системной основе" культивировать, пропагандировать и выстраивать, преодолевая любые трудности. Мы к этому постепенно подходим. В этом плане я очень высоко расценивают сам факт создания Группы стратегического видения "Россия – Исламский мир". Ее предназначение в том, чтобы в совместной работе продвигаться по пути расширения зоны взаимопонимания и взаимодействия. Ни одна религия не проповедует чего-то негативного или аморального. Речь о том, чтобы этические нормы, заложенные в религии, последовательно осуществлялись.



- Как будут на ваш взгляд развиваться в ближайшее время отношения между Россией и исламским миром?



- Полагаю, что отношения России с исламским миром будут развиваться более динамично, чем с большинством других стран. Это в какой-то степени связано с нашей оценкой нынешней политической линии стран Запада, которые не прекращают попыток говорить с нами с позиций получения односторонних преимуществ и выгод. Это характерно, к примеру, и для переговоров по вхождению России в ВТО, и для обсуждения военно-политической проблематики. Везде чувствуется желание "поддавить" на нас, продиктовать свои условия. Общаясь с арабскими и мусульманскими странами, мы этого никогда не чувствуем, у нас действительно формируются дружественные, солидарные отношения, вырабатываются общие подходы к решению международных и региональных проблем. Думаю, что такого рода взаимная готовность к сотрудничеству в условиях нынешнего мирового экономического и финансового кризиса подтолкнет нас к тому, чтобы налаживание отношений между Россией и исламским миром и Россией шло опережающими темпами.



Беседовала Лилия Мухамедьярова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика