Информационное
агентство России
2°C
11 декабря, 12:40

Тарик Рамадан: Настало время действовать

art_dev
Тарик Рамадан: Настало время действовать
Тарик Рамадан

Тарик Рамадан, профессор исламских наук в Оксфордском университете (Великобритания), один из главных сторонников мусульманской реформы в Европе, уже много лет выступает с лекциями и пишет книги.

Он неоднократно призывал заново перечитать исламские книги для того, чтобы определить, какие исламские правовые нормы можно изменить, а какие нет. Цель подобных изменений в том, заявляет ученый, чтобы помочь мусульманам, живущим в западных странах, решать проблемы, которые ставит перед ними современное общество, оставаясь при этом мусульманами.

Но после двадцати лет подобной деятельности Рамадан почувствовал, что достиг предела. Все новые и все более сложные вопросы возникают с ошеломляющей скоростью, так что просто перечитывать и заново интерпретировать религиозные тексты недостаточно, заключает он.

И Рамадан сделал то, что делал уже неоднократно – написал новый манифест. Он опять призывает мусульман к действию. Книга «Коренная реформа: Исламская этика и освобождение» вышла в свет этой осенью.

В одном из недавних интервью ученый пояснил, что реформировать надо не ислам. «Реформа нужна мусульманскому сознанию», — сказал он.

Недостаточно участия в процессе разработки исламской этики, которую можно будет применить к решению современных мировых проблем, только лишь ученых, занимающихся религиозными текстами. Свой вклад должны внести специалисты всех профессий.

После многолетних попыток приспособиться к западному обществу, настало время, когда мусульмане должны напрячь свою творческую энергию и помочь изменить мир к лучшему. Ученый призывает мусульман помочь в поиске решений таких современных проблем, как эвтаназия, аборты, СПИД, финансовый кризис и охрана окружающей среды.

«Где новые интересные идеи, которые предлагают мусульмане для спасения природы? — вопрошает ученый. – Их нет!»

Книга призывает мусульман разработать правила прикладной исламской этики, которые можно будет применять в различных областях, например, в медицине. Например, необходимость советоваться с практикующими врачами возникла у «книжных» ученых из-за стремительного развития медицинских знаний, современного оборудования и технологий.

В качестве позитивного примера Рамадан приводит Исламскую организацию медицинских наук, основанную в Кувейте в 1981 году, которая регулярно проводит обсуждения по таким животрепещущим темам, как продление жизни, принятие решения о клинической смерти и т.д. При этом он указывает, что обсуждение не может ограничиваться только участием практикующих врачей и исламских ученых, даже в том, что касается лечения. Например, мнение экспертов во многих областях должно учитываться при обсуждении таких тем, как продажа человеческих органов в бедных странах, использование механизмов для продления жизни в странах богатых, или консультации с врачами во время пыток.

Следующим шагом должна стать организация встреч мусульман – экспертов в различных областях с исламскими учеными на специально учрежденных форумах, которые Рамадан называет «платформами».

Такие платформы должны существовать в различных сферах – экономике, культуре, искусстве, причем правительства должны поддерживать их, но не контролировать. Эти платформы нужны как в странах, большую часть населения которых составляют мусульмане, так и в западных странах, в том числе и в Канаде.

В одной из своих недавних лекций Тарик Рамадан упомянул о развернувшихся в 2005 году дебатах по поводу шариатских арбитражных судов в канадской провинции Онтарио. Группа мусульман предложила разрешать арбитражные споры с использованием принципов шариата. В то время соглашениям, достигнутым с помощью третейского суда, основанного на принципах любой религии, можно было придать законную силу в любом из местных судов.

Но из-за громких общественных протестов правительство провинции изменило арбитражное законодательство, потребовав, чтобы добровольные соглашения заключались только на основе канадских законов, если требуется их дальнейшее подтверждение в суде.

Мусульманская община Канады не смогла тогда дать организованного ответа, и сейчас, считает Рамадан, настало время создать официальные организации для обсуждения именно таких спорных вопросов. При этом необходимо, чтобы эксперты в этой организации были канадцами.

Если мусульмане на Западе все же откликнутся на призыв ученого, одним из препятствий на их пути будет то, что ученые из авторитетных организаций Саудовской Аравии, Египта и Марокко могут не воспринять их всерьез.

Но хотя на Западе пока нет великих исламских ученых, перед западными мусульманами стоят серьезные вопросы. «Мы смогли, на протяжении последних 30 лет, оставаться мусульманами – преданными мусульманами, в немусульманском окружении, — говорит Тарик Рамадан. – Мы можем ставить вопросы и находить на них новые ответы».

TariqRamadan.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: