Информационное
агентство России
-1°C
23 октября, 23:46

Размышления о духе моды и моде на духовное

art_dev
Размышления о духе моды и моде на духовное

Сайт «НГ-Религии» опубликовал сегодня статью о моде на «религиозные» аксессуары, которая захлестнула рынок и ворвалась в жизнь представителей самых разных конфессий. В последнее время в магазинах можно увидеть новые модели «мусульманских» телефонов и прочих электронных новинок, производители автомобилей говорят о создании машин для последователей ислама и даже специально для мусульманок. Камиль Айсин пытается разобраться в том, что стоит за желанием «порадовать» верующих – забота об их духовности или банальный коммерческий расчет компаний-производителей.»В последнее время часто можно услышать два слова – «мода» и «религия» – в одной связке. Так получается, что теперь эти понятия пересекаются друг с другом, причем не один раз и под разными углами. В мир высокой, а порой и не очень, моды уже давно вошли различные религиозные символы. Крест, пожалуй, самый банальный пример: его используют все – от Dolce & Gabbana до кустарей с вьетнамских рынков. Совсем недавно я наткнулся на одну новость, которая мне показалась интересной – уж очень отчетливо она рисует тенденции взаимоотношений моды и религии. Одна известная зарубежная компания, которая выпускает разного рода электронику, представила недавно новую линейку продукции, весьма специфическую на первый взгляд и хитрую – на второй. Речь идет о гаджетах (портативная техника с повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями), рассчитанных на мусульманского потребителя. В сущности, все представленные фирмой новинки ничем не отличаются от продукции конкурентов – они используют те же стандарты связи, никаких революционных технологий или миниатюризации. Производители сделали ставку на функции, которые, как предполагается, привлекут правоверных.

Каждое устройство в своей памяти имеет набор исламских священных текстов. Причем не только в текстовом формате, но и аудиофайлы. То есть теперь каждый обладатель такого мобильного телефона сможет запросто где ему заблагорассудится почитать Коран или послушать, как это делает известный чтец. Честно признаться, не думаю, что глубоко верующим мусульманам может понравиться такая возможность. Конечно, очень удобно, что не надо носить с собой тяжелую и объемистую книгу, но в то же время теряется вся сакральность молитвы и чтения Корана: ведь для мусульман эта книга – прямая речь Аллаха. А теперь получается, что читать ее можно без всяких предварительных процедур и где угодно и, более того, ее можно удалить, если вдруг не хватает памяти. А ведь это не то же самое, что популярная музыка.

Менеджеры компании-производителя здраво рассудили, что XXI век – время высоких скоростей, сумасшедшего ритма жизни. Поэтому они добавили в свою продукцию набор опций, позволяющих узнать, где в том или ином крупнейшем городе мира находится мечеть, скорректировать свое расписание в соответствии с расписанием молитв, получить сигнал-напоминание, что пришло время совершить намаз, а у некоторых гаджетов есть еще и компас, чтобы точно знать, где находится Мекка, в каком направлении молиться. Таким образом, в глазах производителей мусульманская ортопраксия (правильное поведение, соблюдение обрядов) просто превзошла себя. Одним словом, если на вашем мобильнике прозвучал азан – призыв к молитве – ищите молитвенный коврик».

Автор статьи отмечает, что не всегда появление «исламских новинок» на рынке является проявлением заботы о мусульманах. По мнению Камиля Айсина, часто это не более чем грамотный маркетинговый ход. Фирма определяет себе целевую аудиторию – больше 20% населения земного шара. И что самое главное – пока не хватятся конкуренты, компания фактически монополист на этом сегменте рынка. И что самое важное – не надо ломать голову, на чем строить рекламу: товар говорит сам за себя. Все эти «мусульманские» функции рассчитаны на ленивых (хотя больше половины бизнеса сейчас делается именно на этом), ведь при современном развитии техники и доступности ресурсов интернета скачать арабский или какой-либо другой текст Корана или расписание намазов – минутное дело, утверждает автор.

Несмотря на то, что эта продукция все-таки не так подходит мусульманам, как бы этого хотелось фирме-производителю, спрос ей обеспечен. Она соединяет в себе моду на стильные имиджевые и статусные «цацки» и моду на религиозные атрибуты. У такого мобильника есть все шансы стать очередным фетишем современной религиозности.

При этом К. Айсин отмечает, что «религиозные безделушки» популярны не только у мусульман, но и у представителей других конфессий. Например, для буддистам предлагаются молитвенные барабанчики и шаманский бубен. Но хуже всего, наверное, дело обстоит с иконками святых, которыми автовладельцы часто снабжают приборные панели своих авто. Ведь этот, с позволения сказать, иконостас – всего лишь оберег от аварий и гаишников. Если потрудиться и вспомнить, то именно с такими суевериями христианство боролось там, куда приходили миссионеры. Но, видимо, генетическая память берет свое – стоило ослабить надзор за паствой, как архаические верования вырвались наружу, лишь слегка изменив лицо.

Кстати, с высокими технологиями христианство тоже дружит. Заинтересовавшись, предлагается ли верующим христианам что-то а-ля «мусульманский мобильник», К. Айсин рассказывает, что он без труда нашел в интернете полный набор услуг для пользователей сотовой связи: «духовный собеседник», рассылка библейских цитат, «святой дня», календарь с праздниками и именинами и многое другое. Естественно, не бесплатно. Можно посоветовать производителям мобильных телефонов создать гаджет и для христиан. «Залить» туда Библию, Молитвослов, календарь, жития святых – и дело в шляпе. Надо срочно патентовать идею.

«Перефразируя античного философа Гераклита на современный лад, можно сказать, что все разменивается на деньги и деньги размениваются на все. И духовные ценности – не исключение, причем больше, чем когда бы то ни было. Если для одного путь к себе – это духовный поиск и развитие, то для других – всего лишь бизнес. Характерно, что даже само словосочетание «путь к себе» еще с начала 90-х стало брендом. И теперь на каждом углу нам предлагают начать или продолжить свой духовный поиск – уже всем знакомые кришнаиты или Свидетели Иеговы. В людных местах можно встретить специфически одетых людей, собирающих деньги на храм или мечеть… Вот только неизвестно, кто эти люди и куда пойдут деньги, которые вы жертвуете. Поскольку пожертвования не облагаются налогом в отличие от торговли, некоторые люди стали этим пользоваться. Я думаю, каждому известен такой ход кришнаитов: сначала вам предлагают в подарок книгу, например Бхагавад-Гиту, и, когда вы уже взяли ее, распространитель, не выпуская книгу из рук, просит пожертвование. Причем часто они весьма гнушаются мелочью или одним червонцем. Самое малое «пожертвование», которое я заплатил за книгу, – 16 рублей 50 копеек».

И в завершение – один анекдот начала 90-х: «По одной христианской общине разошелся слух: привезут и будут раздавать Библию западного издания. Приходит некий человек в указанное время за книгой, а у него просят пожертвования.

– Сколько? – спрашивает он.

– Сколько не жалко.

– Может, мне рубль не жалко, а вы будете думать, что я скряга. Сколько стоит Библия?

– Мы не продаем Библию, только пожертвования.

– А сколько обычно жертвуют?

– 13 рублей 50 копеек».

По материалам «НГ-Религии»

Мода может быть непредсказуемой, а может иметь при этом и вполне стабильные тенденции. Изделия, будь то аксессуары, кошельки, сумки, ремни, в которых используется натуральная кожа популярны уже довольно давно и вовсе не планируют выходить из моды, ведь они сочетают в себе высочайшее качество, долговечность и натуральную красоту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: