Информационное
агентство России
-1°C
23 октября, 23:32

Кому обязана Москва своим величием

art_dev
Кому обязана Москва своим величием
Территория Золотой Орды

О монгольском нашествии в российских учебниках написано уже так много, что кажется, будто эта тема давно уже исчерпана. Однако при этом, в силу определенной ангажированности и направленности, большинство учебных пособий абсолютно либо частично игнорируют те плюсы, которые были прямо заимствованы русскими княжествами от ордынских государств.

Естественно, что нашествие монгольских войск принесло с собой разрушения и страдания, но при этом почему-то говорится лишь о лишениях русского народа, хотя первоначально нападениям подверглись тюркские народы, такие как половцы, жители Саксина, а также булгары и другие народы Волжской Булгарии. Причем жители Булгарии подвергались опустошениям несколько раз подряд по причине постоянных восстаний, поднимаемых ими. Кроме этого следует отметить, что часть городов русских княжеств не были завоеваны, поскольку некоторые князья не оказывали сопротивления.

Однако для части ангажированных историков все это является второстепенным, их абсолютно не интересуют факты, поскольку они преследуют лишь свои сугубо конъюнктурные цели. Доходит даже до того, что монголам приписывается закабаление и закрепощение крестьян, что, мол, это с них началось крепостное право. В том, что это не так, можно легко убедиться, читая советские учебники по истории, которые отнюдь не отличались любовью к монгольскому периоду российской истории, но, тем не менее, приводят достоверные исторические факты, согласно которым система крепостничества существовала на Руси задолго до прихода монголов. Отличие было лишь в названии – на Руси их называли холопами. Согласно древнейшему своду законов – Русской Правде, холопы (первоначальное наименование которых было челядь), представляли собой абсолютно бесправную категорию жителей. Так, например, холоп, ударивший свободного, мог быть при встрече убит тем, кого он обидел, причем, если даже господин уплатил за него штраф!! Холопы не имели права свидетельствовать на суде. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. Беглых наказывал сам господин, но тяжелые денежные штрафы накладывались и на тех, кто им помогал, даже если они просто указали путь или хотя бы накормили!!! Человек, женившийся на холопке, сам становился рабом. Разве крепостное право не является прямым продолжением существовавшей системы?

Одной из проблем первоначального существования Золотой Орды были междоусобные войны за ханский престол. Это было одной из главных причин того, что тот или иной улус оказывался в центре военного конфликта. Для ранних лет становления золотоордынского государства характерным было противостояние двух ханов – сарайского и монгольского. И естественно, что автономные правители подвластных территорий также втянулись в это противостояние, ориентируясь на одних или других. Так, например, известный князь Александр Невский сделал ставку на Сарай, и в итоге оказался в выигрыше, так как ханы улуса Джучи стремились к отделению от Каракорума. Получив ярлык на княжение, князь Александр попросил заодно и войско для поддержки своего титула, что в итоге и привело к появлению на Руси «Неврюевой рати», о которой говорится в русских летописях. И таких эпизодов в истории монгольской Руси масса, проблема лишь в том, что, когда историки приводят упоминания о различных походах царевичей на Русь, они почему-то забывают рассказать о причинах, побудивших их к этому. А причинами, как уже было показано, в большинстве своем являлись междоусобные разборки.

Но как только в стране на престол вставал сильный правитель, который, естественно, сначала наводил порядок, ситуация успокаивалась и жизнь начинала протекать в обычном русле. Именно это, например, произошло при воцарении хана Узбека, который, подавив оппозицию, спокойно правил в течение нескольких десятилетий. Период его правления ознаменовался расцветом Золотой Орды, в течение которого не происходило практически никаких военных сражений. Приблизительно в 1360 г. начинается 20-летняя смута, вызванная деятельностью сепаратистов, в роли которых выступали темники, т.е. предводители больших отрядов. Одним из них был небезызвестный Мамай, который решился выступить против хана Тохтамыша, который считается восстановителем единства. Так как Тохтамыш еще не успел полностью восстановить контроль над всеми территориями, Мамай задумал его в этом опередить, и если в некоторых землях уже стояли его люди, то в Москве находились не особо желавшие подпадать под его власть, результатом чего и явилась Куликовская битва. Только не следует переоценивать ее значение, потому что, во-первых: это сражение не являлось чисто русско-татарским, как у нас любят акцентировать внимание, ведь известно, что на обеих сторонах были как русские, так и татарские войска; ну а во-вторых: после отказа признать свое законное правление хан Тохтамыш восстановил свое положение, уже через два года взяв Москву.

Все эти исторические аспекты свидетельствуют о чрезвычайно тесных контактах между русскими князьями и монгольскими ханами. Известно также и то, что в столицах ордынских государств, включая даже Каракорум, постоянно бывали, а порой и жили там какое-то время как сами князья, так и их доверенные лица. Все это не могло не сказаться на образе жизни в русских княжествах, куда попало множество различных нововведений, благодаря которым, вероятно, и произошел подъем Московской Руси. Особенно сильно это заметно в военной сфере. Так, например, вооруженные силы московского княжества делятся на пять больших подразделений, чего не встречалось ранее, но зато было характерно для монгольского войска. Армия становится регулярной, тогда как раньше существовала за счет городского ополчения. Соответственно вводится и новая должность начальника армии, который называется окольничим. Происходит это при князе Федоре, который, как известно, был женат на монгольской царевне и много лет провел при ханском дворе.

Изменяется также и понятие княжеской дружины – если раньше она строилась по принципу «хочу – присоединюсь», то теперь дружинники были обязаны служить своему князю какой-то определенный период, а иногда и всю жизнь. Также происходит и размежевание двух групп дружинников – старших и младших. Если прежде они достаточно тесно сотрудничали между собой, то затем вместо дружины как таковой возникают две различные группировки – бояре (кстати, само слово происходит от названия одного из ордынских кланов) и княжеский двор. Бояре создают свои боевые отряды, которые сопровождают князя в походах, однако основной силой становится княжеский двор, который явно напоминал орду монгольского хана. Частично заимствования происходили и с Запада, примером чего явились пушки и пищали, пришедшие из Чехии, однако ружья почему-то назывались тюфьяками, что в переводе с тюркского означает «маленькая ручная пушка». Наличие таких монгольских слов и терминов как богатырь, улан, атаман, есаул и др. является еще одним свидетельством влияния Золотой Орды на военную сферу русских княжеств, обустроенных по ордынскому образцу.

Таким же образом было построено и делопроизводство. Одним из примеров этого является переписка с мусульманскими государствами, выдержанная в золотоордынском стиле. Причем такое положение сохранялось вплоть до XVIII в., хотя многие постордынские государства уже были к тому времени завоеваны. Русские цари и царицы отнюдь не гнушались использовать в официальных документах ордынскую символику, украшая свои грамоты туграми – специальными геральдическими знаками, которые заключали в себе характерные для всего мусульманского мира формулы. Это свидетельствует не только о стремлении российских царей общаться с мусульманскими государствами понятными и приемлемыми символами, но и о привычном даже для постордынской России использовании тюрко-мусульманской символики.

Восточное влияние сказалось также и на формировании московской монеты, основанной по образцу золотоордынской монетной системы. Так, в самом конце правления Дмитрия Донского, или в начале княжения его сына Василия, стали чеканиться первые московские монеты – из серебра, с изображением воина на одной стороне, и с трехстрочной надписью на татарском языке арабской вязью на другой. Подобная формула была характерна для всех ордынских монет. Подражание ордынскому стилю, включая надписи по-татарски, еще долго сохраняется на московских монетах. Заимствованными из татарского языка в денежно-финансовой сфере являются слова деньга, алтын, казна, казначей и др. Как археологические находки, так и лингвистические заимствования свидетельствуют, как минимум, об активных контактах православных славян и тюрко-мусульман.

Это подтверждается и другой важной заслугой золотоордынского периода России – расширением торговых связей. И хотя прежде восточные товары также доходили до русских городов, через Волжскую Булгарию, все же торговля с Востоком была весьма ограниченной. Во время Золотой Орды же, особенно во время правления «спокойных» ханов, таких как Узбек, русские купцы без помех могли путешествовать по землям этого огромного государства и торговать всем, чем было возможно. Помимо торговцев стали выезжать в другие земли и ремесленники, что подтверждается наличием в некоторых ордынских городах русских кварталов, где существовали свои производственные центры. По широко распространенному, но явно ошибочному мнению в этих кварталах жили пленники, однако результаты археологических исследований говорят совсем о другом. На месте проживания русских ремесленников находят и керамические, и ювелирные изделия, выполненные в русской манере и связанные с христианской символикой. Кладбища, где захоронены ремесленники из Руси, также показывают, что эти люди жили обычной мирной жизнью свободных людей, а не пленных рабов. Ну и, наконец, остатки церквей, расположенных в таких кварталах – все это явно свидетельствует о наличии русских колоний, которые находились в ордынских городах, так же как и колонии других народов. В результате развития торговли и ремесленничества в русский язык вошло большое количество слов, связанных с этими сферами – бархат, перец, сундук, халат, халва, чай, шаль, шербет и мн. др.

Существование русских поселений вне своей территории дает возможность для рассмотрения такой интересной, но полностью проигнорированной всеми учеными темы, как распространение Ислама среди жителей Руси. Действительно, почему такого явления не могло существовать? К великому сожалению, на сегодняшний день практически не сохранилось летописных упоминаний о русских мусульманах. А те, которые сохранились, сообщают о целой этнографической группе «кара мусулимов» – славян-мусульман, проживавших в Казани. Вероятно, что русские мусульмане, так же как финно-угорские и чувашские, после завоевания постордынских государств частично погибли, частично были крещены, остальные же были записаны татарами, поскольку в свое время этим именем называли даже кавказских мусульман.

В этой статье были затронуты лишь некоторые аспекты ордынского влияния на Российское государство, но даже исходя из них, можно сделать очевидный вывод об огромном вкладе тюрко-мусульманского государства в развитие русских княжеств и, более того, – в создание единого Российского государства. Причем это признали не только такие видные, но порой отвергаемые частью общества ученые, как Л.Гумилев, но и отнюдь не любившие ордынцев В.Ключевский и Н.Карамзин. Именно Н.Карамзину и принадлежит фраза, которая отражает мировоззрение большей части российской исторической элиты: «Москва обязана своим величием ханам». Можно, конечно, с этим не согласиться, но с фактами, как говорится, не поспоришь, а они подтверждают именно такую точку зрения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: