Информационное
агентство России
27°C
20 августа, 12:43

Ждать ли мусульманам «доброго патриарха»?

art_dev
Ждать ли мусульманам «доброго патриарха»?

Русский народ несколько веков пребывал в застое, потому что, как известно, ждал «доброго царя-батюшку». И никак дождаться не мог. Александр Сергеевич Пушкин пытался его вдохновить:
«Товарищ, верь взойдет она –
звезда пленительного счастья!
Россия вспрянет ото сна,
и на обломках самовластья
напишут наши имена».

Вспрянули, двинули вперед, стали страной повальной грамотности. Но вот чтобы «доброго патриарха» ждать – такого не припомнится.

Патриархи ведь, за исключением двух, в царские дела не вмешивались, молились, печаловались. А если все же лезли в политику, то народ как-то про благочестие забывал: первого патриарха Иова лишили должности, таскали за бороду по Красной площади и оплевывали. Второго – Игнатия – лишили сана и сгнобили. Третьего – Гермогена – тоже за бороду таскали, а потом голодом уморили.

Только следующий патриарх Филарет Романов, будучи ранее насильственно пострижен в монахи и будучи отцом действующего малоумного царя, не особенно различал в своих приказах духовное и мирское. Ну, у мусульман к этому претензий нет.

Зато патриарх Никон учинил гигантский раскол и в Церкви, устроив гонения на традиционные русские обряды, не всегда совпадавшие с греческими, и в государстве, сформулировав клерикалистскую, папоцезаристскую концепцию власти предельно просто: «Патриарх – солнце, царь – луна». Схожий смысл о превосходстве церковной власти над государственной был вложен и в Социальную концепцию Русской православной церкви 2000 года.

Однако Петр Первый сурово разобрался со священнослужителями-клерикалами, заменив патриаршество коллегиальной формой правления Синода, председателем и «крайним судией» которого был сам царь. Таким образом, после патриарха Никона и поныне церковь уже не имела возможности управлять государственными делами.

Правда, имела возможность вмешиваться в дела других вероисповеданий, так что знаменитый указ Екатерины Второй о веротерпимости главной целью имел запрет православному духовенству вмешиваться в дела мусульман. Впрочем, указ указом, а известный гонитель ислама в XIX веке Николай Ильминский был помощником и заместителем… муфтия!

Сегодня российская умма живет в условиях беспрецедентной за всю историю страны свободы. Зачастую, вместо осознания себя частью общества и проявления заботы обо всем российском обществе, наша умма живет психологией диаспоры или секты, заботясь только о своем – с таким подходом трудно рассчитывать стать общегосударственной силой. Как ни странно, такой подход сочетается с верой и ожиданиями доброго царя-батюшки, который и местных князьков в чувство приведет, и в вице-президенты непременно поставит татарина-мусульманина.

Но вот что уж совсем странно, в мусульманских кругах чуть ли не все стали шепотом спрашивать: «А кто же следующий патриарх будет? Как он к нам, мусульманам?»

Как будто независимая страница «Интерфакса» — «Интерфакс-Религия» — стала агитпропом одного митрополита, «Портал-кредо» – его же противником, диакон Андрей Кураев обвиняет в тоталитаризме митрополита Климента и рекомендует голосовать за митрополита Кирилла, украинские епископы хотят патриарха по национальному признаку выбирать…

Когда общество российское не воцерковлено и погрязло в безверии либо суевериях, разврате, культе наживы любой ценой, когда на богослужения в пасхальную ночь в 10-миллионной Москве ходит в среднем 120 тысяч человек, говорить о том, что появится какой-нибудь новый патриарх Никон Второй, поставит государство перед собой на колени и заставит преследовать мусульман, просто несерьезно.

Церковь сегодня зависит от отношения к ней государства, и государство может уступить ей часть своего права только по своей воле, а церковь может получить это только в той мере, в какой государство уступит ей. Так что пожелаем православным христианам благополучных выборов и выразим наше добрососедство любому епископу, коего они изберут.

С точки зрения глобальных интересов мусульман, принципиально не важно, кто будет следующим патриархом – он будет иметь ровно столько полномочий, сколько ему даст государство. Поэтому в конечном счете мусульманам все равно вести все дела с государством. А государство ждет от мусульман осмысленной позиции по тому вопросу, как сделать наше общество безопасным, стабильным и развивающимся для всех.

Так вот и давайте сначала говорить со всеми на понятном всем языке сограждан единой страны, единого общества, и говорить об общих задачах этого общества, а потом уже решать внутри себя свои насущные задачи. И тогда с любыми властями и любым патриархом можно будет найти общий язык, на худой конец – при посреднической роли президента. Главное, чтобы было самим что дельное сказать и предложить!

Д-р Али Вячеслав Полосин

islam.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: