"В Нальчике было 100 человек, в Дагестане может быть 20 тысяч": интервью мэра Хасавюрта Сайгидпаши У

Корреспондент ИА REGNUM встретился с мэром дагестанского города Хасавюрт Сайгидпашой Умахановым. Бывший спортсмен, ныне глава муниципального образования "Город Хасавюрт", председатель Объединения по защите Конституции РФ в Дагестане, известный своей оппозиционностью существующей республиканской власти, Умаханов высказал свое мнение о сегодняшних процессах в Дагестане и в России в целом.
ИА REGNUM: Обоснованно ли говорят об угрозе фашизма в современной России?
Кавказцы сегодня унижены и оскорблены. Наверное, ежедневно на Кавказ привозят по одному-два трупа из центра России – и это жертвы именно фашистов. Но этих фашистов, как в Воронеже, называют просто хулиганами. Между тем как на самом Кавказе стреляют на поражение в людей, совсем непричастным к терроризму. Только за то, что те случайно оказались знакомы с подозрительными личностями.
Не секрет, что существует несправедливое деление россиян на сорта, "белые" и "черные" расы. По телевидению показали скинхедов, тожественно приносящих клятву уничтожать всех нерусских, провозглающих Россию для русских. И когда мы сегодня не видим ни в администрации Президента, ни в федеральном правительстве, ни в силовых структурах ни одного нацмена c Кавказа, закрадывается сомнение: а вдруг и в руководстве страны кто-то поддерживает фашистов?
Мы здесь на Кавказе, в Дагестане – все за борьбу с терроризмом. Мы защищали свою республику, когда это было нужно, от вторжения боевиков. Поэтому не понимаем, когда к нам приезжают спецотряды, оцепляют кварталы и целые города, унижают людей, после операций пропадают ценности. Такая политика способна настроить народ против программы Президента. Это в Нальчике смогли поднять 100 человек, а у нас уже, наверное, не менее 10-20 тысяч возмущенных молодых ребят, имеющих оружие. Тем более что в 1999 году сам руководитель республики (перед угрозой вторжения боевиков из Чечни – ИА REGNUM) публично призывал народ вооружаться, продавая имущество и скот. А теперь хочет отнять это оружие.
ИА REGNUM: Вы считаете обстановку в республике тревожной?
С каждым днем здесь ситуация становится хуже и хуже. Центр, действительно, должен взяться за Дагестан, одни законы должны быть и на Кавказе, и в России. Сегодня, под принятый дагестанским парламентом закон о запрете ваххабизма, совершается много незаконных вещей: уничтожают, арестовывают невинных, заставляют оговаривать себя и пр. Все это, конечно, злит население. В том же Нальчике следствием подобных бесчинств, я считаю, стало то, что жители этого города в один день встали против незаконных действий правоохранительных органов. Человек, который проводил спецоперацию в Нальчике, генерал Иванов, в свое время чуть было не дестабилизировал обстановку в Хасавюрте. Пока я был в отпуске, он расставил вокруг города бронетехнику, начали рыть окопы. Уже пол-Хасавюрта в страхе хотело покинуть город. В ходе этой операции расстреляли на поражение невиновного парня, который даже молиться не умел – только за то, что он был знаком этими спортсменами, которых обвиняли в участии в незаконной группировке.
Хасавюрт – самый законопослушный город, люди здесь прекрасные. У нас нет таких проблем, как в Махачкале, где каждый день взрывают, убивают, преследуют. Даже если к нам приходят люди с криминальными наклонностями – боевики и неформалы, их тут же вычисляют, город-то маленький. А так, чтобы внутри кто-то из хасавюртовцев дестабилизировал обстановку, – таких нет... Если только назначенцы на некоторые должности без согласования с главами муниципального образования, горадминистрации.
ИА REGNUM: Все же за Хасавюртом закрепилась слава криминального города. А что говорит сравнительная статистика?
Цифры, обнародованные председателем городского суда, говорят о том, что преступность среди несовершеннолетних в городе резко снизилась. В этом году среди побывавших на скамье подсудимых хасавюртовцев не было ни одного подростка. Это связано с усиленной профилактической работой по воспитанию подрастающего поколения. Городской комитет по делам молодежи, квартальные комиссии работают очень активно. Мы стараемся занять детей и подростков интересными и полезными делами, у нас бесплатные спортшколы, секции и танцевальная студия во дворце культуры. По боксу, вольной борьбе, волейболу, баскетболу в республике Хасавюрт всегда берет кубки. А сколько перспективных спортсменов готовит город, вплоть до чемпионов-олимпийцев, победителей мировых первенств! А, между тем, у нас нет ни одного городского спортзала, арендуем, в основном, школьные залы. Мы просили федеральный центр, руководство республики построить нам хороший спортзал, но никто не идет навстречу из-за нашей "иной" по отношению к официальной Махачкале позиции.
ИА REGNUM: Не секрет, что при формировании бюджета муниципальных образований в выигрыше остаются те, чьи главы умеют находить общий язык с высшим руководством. Как осуществляется финансирование бюджета города Хасавюрта?
Сегодня Хасавюрт по численности населения второй после Махачкалы – 124 тысячи населения. А бюджет у нас наравне с 10-тысячным Южносухокумском. Конечно, потребности наши в 5-6 раз выше. Но нас сильно "урезают", требуя лояльности.
ИА REGNUM: И как городские власти выходят из положения?
Если город у меня благоустроен меньше, чем Махачкала, Кизляр или Дербент, или у меня среди зимы будет срыв в электро-, газоснабжении или из-за долгов, то я ни одного дня больше не буду здесь работать! Хасавюрт становиться все лучше, строятся новые парки, благоустраиваются дороги. И мы используем не бюджетные деньги, нам помогают наши друзья. Развиваем и промышленность – работают заводы: консервный, железобетонный – его продукция пользуется спросом и за пределами республики, в Чечне. Есть кирпичный завод. Есть, конечно, и такие предприятия, которые простаивают. Из-за отсутствия средств мы не можем создавать больше рабочих мест. Основные рабочие места у нас – на рынках.
ИА REGNUM: Как у вас с налоговой базой?
Мы всегда перевыполняли план по налогам. Уверен, что и в этом году будет так же. И если местному самоуправлению дадут работать и не будут вмешиваться со стороны Махачкалы, мы сможем почувствовать себя настоящими хозяевами города. По Закону о местном самоуправлении мы даже можем сами себя финансировать без дотаций.
ИА REGNUM: Как в городе решается жилищный вопрос? Развивается ли ипотека?
У нас почти нет многоэтажек, лет 10-15 вообще их не строили. Мы дали всем жителям города земельные участки. И за короткое время 85-тысячный город прирос 12 поселками и превратился в город с 124-тысячным населением. Вопросом ипотеки мы еще не занимались, по-моему, по республике она пока тоже не работает. Многоквартирный дом сейчас строим по программе "Ветхое жилье". На данный момент она профинансирована где-то на 8 процентов.
ИА REGNUM: Кстати, в городе по-прежнему много переселенцев из Чечни?
Очень много. Но они давно бы вернулись к себе, если бы международные организации, заинтересованные в грантах, не держали бы их в Дагестане, в той же Ингушетии. Город наш – приграничный, много рынков. Сейчас 30-40 процентов торгующих там – чеченцы.
ИА REGNUM: А переселенцы из Бороздиновской к вам не просились? Сейчас они просят политического убежища в Америке...
Мы в самом начале оказали им гуманитарную помощь. Сейчас они на территории Чеченской Республики. Хоть они и аварцы, но жители Чечни. Мы же не можем вмешиваться в чужие дела. Если Америка примет бороздиновцев, по крайней мере, там их не будут называть "черными".
ИА REGNUM: Когда речь заходит о дагестанской оппозиции, ваше имя часто связывают с именем депутат Госдумы Гаджи Махачева. Вот и к бороздиновцам вы ездили вместе...
Мы ездили туда разными дорогами. Мы оба из одного небольшого села, где почти все друг другу родственники, и больше ничего. Наши пути давно разошлись, и политического общего у нас нет.
ИА REGNUM: Но нет и причин враждовать?
Причин враждовать много – три раза я баллотировался на должность мэра, и все время он против меня работал. Кстати, когда я выдвигался во второй раз, чеченцам даже давали 2 млн долларов, чтобы они выставили против меня кандидатуру.
ИА REGNUM: Ходят слухи, что прошлогодний митинг, после которого на мэра Хасавюрта было заведено уголовное дело по поводу клеветы на руководителя республики, был финансово подпитан одним влиятельным дагестанцем из Москвы. Что вы можете сказать по этому поводу?
На самом деле, митинг получился стихийным. Я сам не предполагал, что он состоится, да и в городе меня тогда не было. Конечно же, спровоцировали его те же руководители республики. Но митинг получился очень "грубым": с одной стороны, правду говорили, с другой – не всегда же ее можно говорить. Никто из Москвы здесь не замешан, просто даже никто не знал, что в Хасавюрте будет митинг. На нем уже решили провести общедагестанский митинг в начале сентября, который не состоялся из-за событий в Беслане. Нам совесть не позволила в этот день выходить со своими требованиями. Кроме того, нас – оргкомитет Объединения по защите Конституции пригласили в Кремль, просили не устраивать шум, и обещали решить вопрос вместе с руководством республики.
ИА REGNUM: Говорят, что вы и ваши сторонники принимали непосредственное участие в поддержке Сайгида Муртазалиева в процессе выборов главы Кизлярского района...
Сайгид – мой ученик и всегда к моему мнению прислушивался. Когда он решил баллотироваться в Кизлярском районе, мы его просили не делать этого, предвидя, к чему все приведет. Но он поступил по-своему. Не знаю, кто его надоумил, но это было на руку главе Дагестана Магомедали Магомедову. Получалось, что аварцы занимают "русские" места, а даргинцы – за справедливость. Кто, например, привез тогда в Дагестан журналиста Хинштейна? Хинштейн приехал вместе с Гаджи Махачевым чартерным рейсом, по-моему, Сулеймана Керимова (депутат Госдумы от ЛДПР, крупный бизнесмен, часто называвшийся одним из вдохновителей дагестанской оппозиции – ИА REGNUM). А последний подписал с Магомедали договор о сотрудничестве.
Я был на выборах у Сайгида, но просто как близкий человек. А митинга там не было. Там была команда: если не выберут главой муниципального образования русского, стрелять на поражение. А это все было выгодно команде Магомедали. Это была специально подстроенная провокация. И когда Сайгид это, наконец, понял, он отошел, отказался даже быть главой администрации.
ИА REGNUM: Сайгидпаша Дарбишевич, как вы считаете, грозит ли Дагестану прямое федеральное правление, предложенное Дмитрием Козаком в высокодотационных регионах?
Может, это было бы и хорошо для наших чиновников, но маловероятно. Даже, если до выборов наши руководители будут поддерживать эту инициативу, то после будут отказываться от нее, как сегодня Ингушетия.
ИА REGNUM: По вашему мнению, может так случиться, что на будущем утверждении главы республики в дагестанском парламенте партия большинства отклонит кандидатуру, присланную Президентом России, имея своего кандидата?
Ни для кого не является секретом, что наш парламент – карманный у главы республики. Все решают три-пять человек. И если Магомедали Магомедов и Саид Амиров (мэр Махачкалы – ИА REGNUM) объединятся, вопрос считайте решенным. Поэтому по-настоящему кандидатуру будущего главы Президенту страны нужно будет обсуждать только с Магомедовым. Депутаты не могут не поддержать его инициативы.
ИА REGNUM: Как вы думаете, будет ли обладать действительной силой создаваемая сегодня Общественная палата?
Какой может быть контроль, когда членов этой палаты будет назначать тот же руководитель республики? Наше Объединение по защите Конституции туда не позвали...
ИА REGNUM: Как вы сами относитесь к тому, что вас называют оппозицией, "Северным альянсом"? Льстит, раздражает или что-то еще?
Мне обидно бывает. Нас ущемляют – как это "северный"? Мы доказали на выборах в Госдуму, что за нами вся республика. Если будут народные выборы – любая кандидатура, представленная нами, наберет 90-95 процентов. Поддерживая кандидатуру Магомеда Гаджиева (депутат Госдумы от Буйнаскского одномандатного округа – ИА REGNUM) в Госдуму в 2003 году, мы не столько боролись за депутатский мандат, сколько показали, что сможем привести любого президента. Несмотря на то, что весь административный аппарат работал против нас, а нашего соперника Гаджимурада Омарова поддерживал глава республики. Поддержи мы его, он бы прошел. У Омарова даже больше шансов было, чем у Магомеда. Кстати, некоторые деятели обещали нам большие деньги за поддержку Омарова. Но нам деньги не нужны.
ИА REGNUM: А у вас уже есть кандидатура президента Дагестана?
Никто, кроме президента Российской Федерации, не знает, кто будет у нас следующим главой республики.
ИА REGNUM: Говоря о клановости республиканской власти, можете сказать, что вам удалось избежать ее в своем городе?
Я не скрываю, у меня большой род. Но из моих братьев, племянников и других родственников в моем подчинении никто не работает и больших должностей в городе Хасавюрте не занимает. А если кто-то и занимает, то они работали на этих местах еще до моего избрания мэром. А почему, собственно, я не могу собрать своих близких людей в свою команду, если пример нам показывает наш многоуважаемый Президент России, набирая в свою команду питерцев. Разве это не клановая система? Мы хотим наводить порядок. И у меня интернациональная команда. Хасавюрт – единственный город, где представлены все национальности республики.
ИА REGNUM: Чего вы ожидаете в ближайшее время?
Перемены власти. И если это произойдет, за весь Кавказ не отвечаю, но в Дагестане все будет хорошо!
ИА РЕГНУМ


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика