Почему израильтяне уже проиграли войну

news-l23fCcm7FT
Нынешняя агрессия Израиля против ХАМАС и палестинского народа является, на первый взгляд, достаточно странной.

Во-первых, как свидетельствует история, полномасштабная военная победа регулярной армии над иррегулярными силами, которые полностью контролируют территорию базирования и имеют тотальную поддержку населения, невозможна. Более того, крупная, скоротечная, с минимальными потерями в живой силе победная военная операция невозможна в принципе.



Во-вторых, как известно, Шарон вывел войска с территории сектора Газа именно потому, что убедился, что военными методами Израиль уже не способен контролировать эту территорию. За прошедшие годы ХАМАС существенно укрепил свою военную инфраструктуру, вооруженные силы, нарастил свою массовую поддержку среди населения. Изгнав же с территории Газы структуры администрации Абу Мазена-Дахлана, ХАМАС окончательно ликвидировал здесь агентурную сеть Израиля.



В-третьих, вот уже три года в регионе существует сложное равенство сил между ХАМАС, Сирией, Ираном, Хизбаллой, с одной стороны, и Израилем, США, Египтом, режимом Махмуда Аббаса, с другой. И расчеты, что западный альянс каким-то образом именно сейчас вдруг сможет нанести военное поражение своим противникам, по крайней мере, нереалистичны. Если этого не удалось добиться в период 2003-2007 годов, почему такой сценарий должен реализоваться именно сейчас, на стыке 2008-2009 гг.? Видимых предпосылок для этого просто нет.



Тем не менее, Израиль пошел на этот шаг. Почему?



Первая причина, лежащая на поверхности, – соображения избирательной кампании. В феврале в Израиле должны состояться выборы в кнессет. К середине декабря Кадима существенно уступала Ликуду – своему главному сопернику. Авода, возглавляемая министром обороны Эхудом Бараком, вообще скатилась на четвертое место. Маленькая победоносная война – это традиционно гарантированная победа на выборах. Но с учетом многочисленных рисков для правительственной коалиции – вариант достаточно сомнительный. Должна была быть более весомая причина, чтобы решиться на войну, которую Израиль практически выиграть не сможет.



Дело в том, что в этой войне были заинтересованы три ключевые произраильские фигуры новой американской администрации – Рам Эммануэль, Джозеф Байден и Хиллари Клинтон. Для них крайне важно, чтобы новый президент США с самого начала занял однозначную позицию безусловной поддержки Израиля. Не случайно, что вплоть до 6 января Обама хранил молчание по поводу ситуации вокруг сектора Газа.



По некоторым данным, Ливни и Барак получили заверения в полной американской поддержке военной операции, но при условии, что она должна закончиться до инаугурации Барака Обамы. Сами высокопоставленные израильские чины первоначально планировали завершить «победоносную войну» до 7 января. Уничтожив ХАМАС в Газе, Израиль хотел тем самым фактически продлить пребывание в кресле удобного ему президента М.Аббаса, срок полномочий которого заканчивается 9 января.



Единственно эффективная тактика ХАМАС в начавшейся войне заключалась и заключается в том, чтобы навязать израильской армии партизанскую войну вокруг городов Газа и Хан-Юнис, лишить ее авиационной и артиллерийской поддержки, затем постепенно отрезая и окружая отдельные группы офицеров и солдат противника уничтожать их или брать в плен.



С самого начала агрессии сектор Газа подвергся интенсивным бомбардировкам, ракетным и артиллерийским обстрелам. По площади Газа – это всего 360 квадратных километров. На эту территорию с 27 декабря по 6 января Израиль сбросил более двухсот тысяч тонн боеприпасов и взрывчатых веществ. Тем не менее, израильская армия не достигла поставленных целей. Политическое и военное руководство ХАМАС в Газе практически не пострадало, урон военным подразделениям Движения был нанесен минимальный, военная инфраструктура сохранила свою жизнеспособность, ракетный и минометный обстрел территории Израиля продолжался с той же интенсивностью.



Первая фаза войны непредвиденно для израильского руководства растянулась до 2 января, поскольку изменились оценки военного потенциала ХАМАС. Например, если к середине декабря израильская военная разведка оценивала численность вооруженных сил ХАМАС в секторе Газа в 15-17 тысяч, то к началу января эти оценки возросли до 25-30 тысяч.



В ночь со второго на третье января началось сухопутное вторжение израильских бронетанковых подразделений. Протяженность Газы с севера на юг составляет 26-28 километров, а с востока на запад – 14-16 км. При действительном наступлении израильские танки за час должны были пересечь Газу с севера на юг. Но происходило нечто иное.



Израильская армия столкнулась с ожесточенным сопротивлением вооруженных подразделений ХАМАС при любой попытке вторгнуться в города. Израильтяне в этих боях уже потеряли до семи танков, один вертолет. По некоторым данным, в этих столкновениях использовались российские противотанковые «Корнеты». В нескольких случаях, когда элитные спецподразделения просачивались в город Газу, они достаточно быстро оказывались в окружении, несли потери. В общей сложности с 2 по 6 января Израиль потерял 15-25 военнослужащих убитыми, в том числе и старших офицеров, почти 60 человек ранеными. В возможных уличных боях эти израильские потери многократно возрастут.



Самым неприятным для израильского руководства оказалось то, что несмотря на ожесточенные бомбардировки, артиллерийские удары, все большее количество используемых танков и специальной бронетехники, ракетные обстрелы территории Израиля продолжаются практически все с той же интенсивностью, как и до 27 декабря. Более того, ХАМАС постепенно начинает использовать ракеты со все большим радиусом поражения, в зону захвата которых уже входят Тель-Авив и ядерный центр в Димоне. Другое дело, что на сегодняшний день такого рода обстрелы носят больше политически демонстративный характер.



Началась радио-компьютерная война: хакеры ХАМАС взломали несколько израильских военных частот.



Израильская военная цензура еще более ужесточилась. У военнослужащих израильской армии стали изымать личные мобильные телефоны. Уже 4 января начался новый призыв израильских резервистов. В этот же день военный министр Эхуд Барак заявил, что «война будет более продолжительной и более сложной, чем предполагалось раньше».



До 27 декабря Тель-Авив не стеснялся говорить о свержении ХАМАС как своей приоритетной цели, о необходимости наказания населения Газы за его поддержку ХАМАС. После 4 января воинственная риторика стала изменяться. Израильские правители заговорили о том, что «Израиль не собирается оккупировать Газу», что «мы не собираемся свергать правительство ХАМАС» и т.д.



Современные войны сложны и многослойны. Израиль практически уже проиграл глобальную информационную войну. В поддержку палестинцев во всем мире выступили десятки миллионов человек. В Турции, Иране, Марокко прошли миллионные демонстрации в поддержку ХАМАС. Мобилизационная готовность сторонников Палестины во всем мире оказалась в сотни раз выше, чем сторонников Израиля. Расширился коалиционный потенциал Движения Исламского сопротивления. Премьер-министр Турции публично высказался в поддержку позиции ХАМАС. Российский МИД заявил о том, что без реального снятия блокады Газы эффективное мирное урегулирование невозможно. Иордания пригрозила разрывом дипломатических отношений с Израилем в случае продолжения агрессии.



В такой ситуации Израиль фактически форсирует войну против мирного палестинского населения, вплоть до использования запрещенных видов боеприпасов, таких как белый фосфор и обогащенный уран. Уже убито свыше 660 палестинцев, ранено свыше 2500 человек. Но это не только месть за неудачи. Начинается реализация вспомогательного сценария с целью вывести Израиль из военно-политического тупика. Под угрозой недопущения гуманитарной катастрофы в секторе Газа США и ведущие западные страны, международные организации будут стремиться навязать ХАМАС приемлемый для Израиля вариант перемирия.



Валерий Иванов

Военный обозреватель
, ПИЦ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика