Ислам и национализм – два противоположных полюса

news-4JJHAznp3Q
Естественные патриотические чувства, поскольку они не идут в разрез с верой человека, дозволительны в исламе: они подобны тому, что каждый испытывает по отношению к собственному отцу или к своей семье. Но обычно национализм не останавливается на этом. Он стремится взять под полный контроль как жизнь отдельного индивидуума, так и его социальное поведение. Ислам, который тоже обладает своей собственной независимой духовной, практической, политической и социальной системой, неизбежно приходит в конфликт с тем, что проповедует национализм.

В отличие от других религий, таких как христианство, буддизм и пр., ислам не ограничивается религиозными обрядами и метафизическими убеждениями. Если бы ислам был религией, заботящейся только о благочестии, то, может быть, он не возражал бы против национализма. Но ислам – религия со своим социальным и философским мировоззрением, и у него есть свои экономические и политические принципы. У национализма также свои социальные и политические принципы, базирующиеся, однако, на различных убеждениях и критериях. Следовательно, конфликт между исламом и национализмом неизбежен. Исламская идеология несовместима ни с какой другой идеологией в вопросе суверенности личной и социальной жизни мусульман. Мусульманин не может быть одновременно мусульманином и политеистом, мусульманином и коммунистом. В исламе нет места для того, кто является преданным и убежденным националистом. Это вопрос идентичности, и одно отрицает другое.



Национализм несовместим с исламом, ибо у них совершенно противоположные идеологии. Они представляют собой два тотально противоположных полюса по своему духу, сути, направлению и цели.



Коран ясно отверг базис национализма, утверждая, что язык, цвет кожи и раса не являются критериями для единства и привилегированности. Единственный критерий – вера и благочестие. Общая идеология является базисом для единства исламской уммы, а не раса, страна, язык или даже культура. Цель национализма – создать национальные единения, в то время как цель ислама – всеобщее единство. Для национализма важнее всего привязанность и преданность родине, тогда как в исламе – это верность Богу и религии. Национализм связан с географическими границами и расовыми различиями, а ислам отрицает их. Национализм склонен к ограниченности и расовым предпочтениям, а исламу присуще универсальное мировоззрение.



Национализм придает ценность лишь историческим традициям, культуре, цивилизации, идеям и историческим личностям своей собственной нации, для исламских же представлений не существует никаких границ, рас, племен и наций. Моисей, Иисус, Мухаммад и Али принадлежат всему человечеству. Ислам желает, чтобы все народы рассматривали Коран как свою Книгу, и Каабу – своей киблой, и подлинных лидеров ислама – своими лидерами.



Очень трудно для национализма принять подобные взгляды. Согласно его ограниченному видению, явление ислама нарушает порядок и представляет собой определенную опасность. Для него нация ассоциируется с царями Киром и Дарием, а не с Мухаммадом и Али. Национализм намеревается возродить древнее прошлое, которое ислам называет джахилийей (язычеством). Ислам проклинает Фараона, а египетский национализм делает из него национального героя, которому следует поклоняться.



Логическое следствие такой позиции – стремление к возрождению национальных верований. Неудивительно, что в период националистического режима Пехлеви поощрялись зороастризм и бахаизм, которые рассматривались как иранские верования. Во время правления Гитлера нацистские идеологи принадлежали к одному из следующих двух течений: одни рассматривали Христа как палестинского еврея и поэтому отвергали христианство, другие же, наоборот, – обратились к христианству и доказывали, что Христос не был евреем, а являлся представителем нордической расы.



Ислам же утверждает, что все мусульмане мира, независимо от их расовой или национальной принадлежности, или стран, гражданами которых они являются, составляют одну всемирную умму. Но национализм считает религиозную солидарность опасностью с точки зрения национальной и племенной идентичности.



Таким образом, представления национализма об обществе и политике совершенно противоположны тем, что присущи исламу, и оба они никак не могут быть союзниками. Именно поэтому националисты в некоторых исламских странах считают, что для успеха их движения необходимо отделение от ислама. Их действия, особенно, когда им удается придти к власти, свидетельствуют об их лютой ненависти ко всем, кто хранит верность исламу. Как точно писал о некоторых из них Мухаммад Фарадж: «Правители нашего времени являются отступниками ислама. Они прислуживали за столами империалистов, неважно, были то крестоносцы, коммунисты или сионисты. У них не осталось ничего от ислама, кроме имен, пусть они молятся, и постятся, и клянутся в том, что они мусульмане».





Из книги д-ра Али Мухаммада Накави «Ислам и национализм», изданной на английском языке в Тегеране

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

mik 02 Июня 2011г.
Ответить

Пользователи сочли комментарий некорректным

mik 02 Июня 2011г.
Ответить

Пользователи сочли комментарий некорректным

mik 02 Июня 2011г.
Ответить

Пользователи сочли комментарий некорректным

Яндекс.Метрика