Информационное
агентство России
1°C
16 декабря, 00:51

Религия, возведенная в кубы

art_dev
Религия, возведенная в кубы
Музей исламской культуры в Катаре

Под таким названием последний Weekend – пятничное приложение «Коммерсанта» от 16 января, поместил статью о Музее исламской культуры в Катаре. Приводим ее с несущественными сокращениями.

Город Доха, столица Катара, страны-участницы «аравийской шестерки», последние десять лет представляет собой одну гигантскую и невероятно слаженную ударную стройку. Основные объекты – это многоэтажные пятизвездные отели, всевозможные конгресс-холлы и бизнес-центры, а также спортивные сооружения /в 2006 году Доха принимала у себя 15-е азиатские Олимпийские игры/. Но те, кто хотя бы раз бывал в этом по-своему славном столичном городе, могут засвидетельствовать: здесь можно вести бизнес, здесь можно отдохнуть, можно провести бега верблюдов, гонки на яхтах или посмотреть на страусов. Но с исторической, культурной составляющей в Дохе дела обстояли немного напряженно. И вот эмир Катара и его 26-летняя красавица-дочь по имени Шейха аль-Маясса решили изменить обидную ситуацию. В конце прошлого года был сдан в эксплуатацию по-настоящему высококультурный объект – Музей исламской культуры.

Здание музея было построено по проекту великого архитектора современности 91-летнего уроженца Китая, но с 1935 года американца Ио Мин Пея. На счету долгожителя Ио Мин Пея, родившегося в 1917 году, более 20 выдающихся архитектурных объектов…
…великий архитектор Ио Мин Пей уже назвал Музей исламской культуры одним из наиболее сложных проектов в своей длинной трудовой биографии. «Трудность моей задачи заключалась в том, чтобы охватить все разнообразие исламской культуры. Культуры поистине огромной, начинающейся в Иберии, доходящей через Индию эпохи Великих Моголов до ворот Китая и идущей дальше»…

Здание Музея исламской культуры прежде всего поражает циклопическим масштабом даже на фоне всех титанических застроек Дохи. Пей привык работать с высотными зданиями, небоскребами и башнями. Музей в Дохе, конечно, совсем не небоскреб в прямом смысле этого слова. Он не устремлен вверх, как, например, башня Банка Китая в Гонконге, он скорее инопланетный небоскреб, разобранный руками человека по кубикам. Именно как музей, как собрание исламских древностей здание было обязано прорасти будто бы из самой соли земли, из бескровного зыбучего песка, обозначить всем своим приземленным видом корни, значительную традицию, культурную протяженность, в которой так очевидно нуждается молодое государство Катар, бывшее до 1971 года под протекторатом вездесущей Британии. И вот Пею удалось достичь желаемого эффекта. Это здание, сложенное из кубов – идеальной формы доисторических глыбищ, кажется грозной модернистской египетской пирамидой.

Впрочем, сам Пей не отрицает важности североафриканских нот в своем проекте – за точку отсчета были взяты мусульманские постройки Туниса и Египта /были важны как мечети, так и фортификационные сооружения/. Второе примечательное обстоятельство проекта – принципиальное одиночество постройки. Музей расположен в самом лучшем, богатом и туристическом районе Дохи – в Корнише. Музей стоит в пальмовом парке в 20 гектаров, разбитом на искусственном островке, к которому с суши протягивается мост в виде аллеи. В сущности, Пей создал грандиозную военную крепость, огромный форт со стрельчатыми арками, сквозь которые видны небоскребы континентальной Дохи, и крохотными окошками-бойницами. Музейная крепость цвета белого песка многократно отражается каменными гранями в водах Залива…

Внутри музей представляет собой атриум, своего рода мавританский внутренний двор, окруженный двумя этажами галерей. На первом этаже магазины книг и подарков, ресторан, места для молитвы. Галереи второго этажа тематические: керамика, каллиграфия, ювелирные украшения, научные книги, астрономические инструменты, ковры, ткани, небольшая мебель, а также фрагменты интерьеров вроде кусков деревянных резных дверей. Эти галереи объясняют основы, буквы языка исламской культуры, в то время как экспозиции этажа третьего уже сделаны по географической схеме. Раннее исламское искусство, представленное по большей части экспонатами из мавританской Иберии, далее идут Иран и Центральная Азия 12-14 вв., Египет и Сирия 14-15 столетий, Турция, Индия и Иран 16-19 веков. И вот здесь неожиданно оказываются соседями иранская военная маска из железа, шелковое домашнее платье сирийской жены, расписной керамический турецкий кувшин, удивительные портреты пышно одетых египтянок, сделанные чернилами на пергаменте, индийские ювелирные украшения для тюрбана из золота и кроваво-красной шпинели, подсвечники с западнокитайскими мотивами, пыльные обломки иберийских колонн, золоченые индийские фляжки от духов. И грозный и неприступный музейный форт внутри предстает восточным сказочным дворцом – с запахами пряностей и сладостей, мерцанием драгоценных камней, матовым блеском шелка и радостными переливами разноцветных чернил.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: