Информационное
агентство России
20°C
18 августа, 23:08

Ислам в Бразилии

art_dev
Ислам в Бразилии
В одной из мечетей Бразилии

Откуда в Бразилии мусульмане

По общепризнанной версии, история ислама и мусульман в Бразилии началась с 1550 года, когда португальские колонизаторы стали ввозить на эти территории африканских рабов. По оценкам ученых, Бразилия приняла около 37% всех рабов из Африки, и больше порабощенных мусульман, чем любая другая страна Южной Америки. Впрочем, существуют и иные версии. Археологи находят надписи на арабском языке, упоминающие Аллаха, которые явно относятся к более раннему времени, а в языках индейских племен некоторые ученые замечают арабское влияние. Однако, построение выводов на основе этих открытий и создание новых научных концепций — дело будущего.

Бразильская «мусульманская революция»

Ужасные условия существования, тяжелый труд и само состояние угнетения не могли оставить привезенных для работ на плантациях приверженцев ислама спокойными и пассивными. Все это привело в 1835 году к крупному восстанию в штате Бахия. В ночь на 24 января малес, так в Бразилии называли африканцев-мусульман, заняли улицы столицы штата, города Сальвадор, после чего несколько часов отбивали атаки превосходящих сил армии и вооруженных жителей. Несмотря на кажущуюся незначительность восстания (в нем участвовало лишь 300 человек), оно было крупнейшим на всем континенте выступлением рабов, и вызвало общенациональный резонанс. Бразильское правительство оказалось настолько напуганным, что, несмотря на подавление восстания и жестокое наказание его участников, увеличило свое внимание и скорректировало политику по отношению к мусульманам. Среди них началась форсированная проповедь католичества, однако и она не достигла серьезных успехов. По подсчетам на 1910 год, в стране проживало более 100 тысяч мусульман-африканцев.

Становление и развитие бразильского мусульманского сообщества

Вскоре количество приверженцев ислама в Бразилии еще пополнилось. Причиной тому была иммиграция из арабских стран, прежде всего из Сирии и Ливана. И если первая ее волна, в конце 19-го — начале 20 веков, стала, прежде всего, христианской, то вторая, в 40-е годы прошлого столетия, оказалась по большей части именно мусульманской. Еще в 1929 году образовалась первая исламская организация в стране — Мусульманское благотворительное общество Сан-Пауло (Sociedade Beneficente Muçulmana de São Paulo). А в 1956 году в городе открылась первая в Бразилии и во всей Южной Америке мечеть. В последующие годы мусульманские благотворительные общества стали появляться и в других городах: Куритиба, Паранагуа, Рио-де-Жанейро , Бразилиа. Наиболее сильные общины сложились в Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро. Эти два города до сих пор являются центрами распространения ислама в Бразилии.

Основными задачами первых мусульманских организаций страны были — собрать разрозненных мусульман, организовать пятничные молитвы и другие религиозные и социальные мероприятия, в частности, благотворительные. Первая проблема, с которой столкнулись организованные таким образом мусульманские сообщества, это отсутствие кадров образованных религиозных руководителей. Первые бразильские шейхи приглашались из стран Ближнего Востока. Особые преимущества в этом отношении были у алимов из Маврикия и Марокко, так как некоторые из них владели португальским языком. В начале 80-х мусульманам Сан-Пауло пришло в голову послать группу бразильских граждан для изучения исламских наук за границу, чтобы получить собственных, бразильских ученых. С помощью Исламского центра, основанной в 1985 году организации дипломатов из мусульманских стран, работавших в Бразилии, идея была воплощена в жизнь. Бразильские студенты отправились в Исламский университет Саудовской Аравии. Закончили его только два человека, которые и стали первыми бразильскими шейхами. Они проживают в Сан-Пауло, и участвовали в образовании всех трех наиболее влиятельных на данный момент мусульманских организаций страны: Союза мусульманских студентов Бразилии, Мировой ассамблеи молодежи и Международного центра развития ислама в Латинской Америке (CDIAL).

Ислам в Бразилии сегодня

На данный момент 40 процентов всех бразильских мусульман проживает в районе Сан-Пауло, там же располагаются офисы основных исламских организаций страны, а также проживают оба бразильских шейха, что делает этот город неофициальной столицей ислама в Бразилии.

По оценкам Исламского культурного центра Бразилии на 2005 год, всего в этой южноамериканской стране функционирует около 100 мечетей, а стремительно растущее число мусульман достигло двух миллионов. Как и прежде, основная масса — это иммигранты или их потомки из Сирии, Иордании и Ливана.

В стране активно действуют мусульманские проповедники и миссионеры, что привело к появлению достаточно большого числа новообращенных, особенно в Сан-Пауло, где данным вопросом специально занимается Международный центр развития ислама в Латинской Америке, и в Рио-де-Жанейро, где создана специальная группа проповедников.

В Сан-Пауло исламским призывом занимается, прежде всего, команда новообращенных бразильцев, которые могут в более доступной форме донести основы вероучения до своих соотечественников. В 2006 году к ним присоединился бывший христианский священник, который утверждает, что принял ислам после внимательного изучения Библии.

Судя по опросам, причины прихода в ислам коренных латиноамериканцев весьма различны. Некоторые говорят, что приняли эту религию, прочитав о ней в газетах или посмотрев телепередачи. Например, один из новообратившихся в 2003 году утверждал, что на такой шаг его сподвигла телевизионная программа, из которой он узнал, что ислам не этническая, а открытая для обращения религия. Другой стал мусульманином после того, как в газете прочитал статью о суициде. Недавно широко тиражировалось интервью известного бразильского спортсмена Жадела, принявшего ислам, в котором он рассказывал о своей новой религии. Огромной силой воздействия обладает интернет, многие бразильские мусульмане и мусульманки произнесли шахаду — символ веры — через скайп.

Некоторые новые мусульмане создают собственные общины. Примером этого может служить открытие группой темнокожих новообратившихся помещения для молитв в центре Сан-Пауло. Ведет молитвы и читает проповеди там приглашенный шейх из Мозамбика.

Проблемы и препятствия

Обращение в ислам коренных бразильцев принесло с собой и некоторые проблемы для мусульманского сообщества страны. Прежде всего, есть некоторые трудности во взаимоотношениях новообратившихся с мусульманами от рождения. Порой человек, недавно принявший ислам, сталкивается с непониманием как со стороны своего старого окружения, так и со стороны мусульман. Во многом именно это стало причиной образования отдельных групп новообратившихся.

Еще одна серьезная проблема, обуславливающая и некоторые препятствия для религиозного просвещения в Бразилии, это недостаток литературы. В стране распространен португальский, а не испанский, как в других латиноамериканских государствах, язык. По этой причине огромное количество книг по исламу, переведенных на испанский, для бразильцев недоступно. Международный центр развития ислама в Латинской Америке предпринимает усилия по переводу на португальский хотя бы основной литературы, однако, этого явно не достаточно.

В довершение рассказа о проблемах и недостатках развития ислама в Бразилии, можно отметить, что многие исламские организации страны игнорируют такой мощный способ просвещения, как интернет: они попросту не имеют веб-сайтов.

Заключение

В общем и целом, Бразилия, в силу количества мусульман в стране, их активности, а также постепенного развития мусульманской инфраструктуры, строительства мечетей и т. д., вполне способна стать центром развития и распространения исламской религии во всей Южной Америке. Те процессы, которые наблюдаются, в особенности, в крупных бразильских городах, позволяют делать оптимистичные выводы и строить планы на будущее. Немаловажно и то, что Бразилия — крупнейшее и одно из самых экономически развитых государств региона, благодаря чему процессы, происходящие в ней, в том числе и касающиеся ислама, так или иначе отразятся на всех государствах и обществах Южной Америки.

Источники.

1. Moreyra M. Islam in Brazil // http://www.islamfortoday.com/brazil.htm

Литература.
1. Brazilian 2000 Census // http://www.ibge.gov.br/home/estatistica/populacao/censo2000/primeiros_resultados_amostra/brasil/pdf/tabela_1_1_2.pdf
2. Islam in Brazil // http://www.nationmaster.com/encyclopedia/Islam-in-Brazil
3. Islam in Brazil // http://en.wikipedia.org/wiki/Islam_in_Brazil
4. Slave Rebellion in Brazil // http://www.press.jhu.edu/books/title_pages/2365.html
5. Peres de Oliveira V. Islam in Brazil or the Islam of Brazil? // Relig. Soc. vol.2 no.se Rio de Janeiro 2006

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: