Хатами проиграет в обоих случаях

Мохаммад Хатами
На первый взгляд, выдвижение кандидатуры Мохаммада Хатами на пост президента Ирана содержит своеобразное послание, отвечающее тезисам нового американского президента Барака Обамы. Подобно тому, как фигура нынешнего президента Ахмадинежада стала иранским ответом на появление в Белом доме Буша-младшего.

Само собой разумеется, послание не прямое. Я имею в виду, что в условиях свободных выборов успех того или иного кандидата зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов. Избранный президентом в 1997 году, Хатами на протяжении 8 последующих лет нес знамя политического развития и призывал к диалогу цивилизаций, не встречая от Вашингтона ничего, кроме препятствий и высокомерия нео-консерваторов. Ответной реакцией иранского общества на выборах 2005 года стало голосование за человека консервативного и неизвестного на тот момент, характерными чертами которого были жесткость и напористость. Им стал Ахмадинежад. И низвержение его выдающегося политического противника – умеренного Хашими Рафсанджани, которого поддерживали реформаторы.



Ситуация относительно изменилась после прихода к власти Обамы. По крайней мере, в том, что он выбрал другую риторику, показал большую заинтересованность в диалоге и взаимопонимании, без высокомерия и силового диктата. Возможно, это приведет к изменению отношения иранского общества, побудит большинство отдать свои голоса за "умеренного" кандидата Хатами. Данная концепция, хотя и представляется логичной, все же не лишена определенных слабых мест, которые нельзя игнорировать. Я располагаю информацией, что за несколько недель до объявления о своем решении Хатами провел консультации с Али Хаменеи. Последний ответил, что как человек не поддерживает его вступление в схватку в нынешних условиях, как наставник не может запретить ему, и в случае победы, не колеблясь, станет сотрудничать с ним.



Очевидно, что Хатами после этого уступил давлению реформистских кругов и объявил о своем решении баллотироваться – опираясь на мнение "наставника", вразрез с советом "человека". Сейчас трудно предсказать шансы каждого из кандидатов, не только потому, что до выборов, которые пройдут 12 июня этого года, остается еще много времени, но также и потому, что, как показывает прецедент, двери этих выборов широко открыты для всякого рода неожиданностей. Никто же не предполагал, что Хатами одержит победу в 1997 году. И возможность победы Ахмадинежада никому не приходила в голову в 2005. Одно не подлежит сомнению – своим решением Хатами выбрал для себя очень рискованную игру, несмотря на победу или поражение в гонке. Проигрыш будет означать конец политической карьеры. В случае победы, он не сможет выполнить ничего из ранее обещанного. Почему? Потому что все государственные учреждения Ирана сейчас контролируются консерваторами, которые не позволят ему реализовать что-либо из того, с чем они не согласны, как во внутренней, так и во внешней политике. Также они не дадут ему возможности добиться каких-то результатов в вопросе диалога с США, против которого консерваторы в принципе не возражают, но который они хотят сохранить как козырь в своих руках и политическое достижение в своем активе.



В этой связи нельзя упускать из виду, что консерваторы имеют большинство в иранском парламенте, состоящем из 290 депутатов, в то время как реформаторы располагают в нем только 50 мандатами. Такое соотношение всегда будет являться камнем преткновения на пути Хатами. Но это не станет проблемой для Ахмадинежада, которого поддерживают консерваторы. На всем протяжении его пребывания у власти Иран был свидетелем редкой гармонии между государственными учреждениями с их исполнительной, законодательной, судебной властью, и советами улемов. Это значит, что вся мощь государственной машины была на его стороне. Именно поэтому некоторые иранские аналитики предпочли, чтобы на этот раз господин Хатами остался в стороне, дабы дать Ахмадинежаду пойти на второй срок, и чтобы именно Ахмадинежад вел диалог Тегерана с новой администрацией Соединенных Штатов при поддержке различных государственных институтов. После этого на выборах 2013 года выдвинется любой из кандидатов-реформаторов, чтобы пожать плоды усилий, предпринятых Ахмадинежадом, и построить на их фундаменте то, что ему хочется.



Однако Хатами поспешил броситься в опасную пучину, чтобы усилить накал страстей в гонке, в которой он останется проигравшим, несмотря на то, победит он или нет.



Газета "Аль-ру'я аль-кувейтия" (Кувейт), 11.02.09.



Фахми Хувейди – известный арабский журналист и политический аналитик.

Автор: Фахми Хувейди

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика