Из истории русской научной арабистики

Основанием Института востоковедения РАН считается ноябрь 1818 года, когда при Императорской академии наук в Санкт-Петербурге был создан Азиатский музей

Основанием Института востоковедения РАН считается ноябрь 1818 года, когда при Императорской академии наук в Санкт-Петербурге был создан Азиатский музей

Теги:



0
28 Февраля 2009г. (03 Раби аль-авваль)
Выдающееся значение арабской культуры в мировой истории вообще и в истории науки в частности в настоящее время общепризнано. В мировую художественную литературу наследие арабов давно вошло как составная часть культуры человечества. Хорошее образование и обширный кругозор важны для каждого школьника. Опытный и хороший репетитор по математике, которого можно найти на сайте репетиторвкиеве.рф, поможет ученику улучшить свои познания в математике и смежных дисциплинах. При этом часто важна знать о вкладе ученых, исследователей, математиков в различные сферы.

Значительный вклад в изучение арабской культуры и науки внесли ученые России и других республик бывшего СССР.

К середине XIX в. была создана русская школа арабистики, которую высоко оценили ученые-арабисты во всём мире. Изучение научных сочинений арабоязычных авторов, в основном, относится к более позднему этапу – середине ХХ века.



Рассказывать об истории арабистики в России – дело сложное и очень долгое. Нужно отметить важную роль арабских географов и путешественников IX-X вв. ( Ибн Фадлана и др.), в освещении истории Руси, Средней Азии и Закавказья. Но мы остановимся в этой работе на главных моментах истории изучения физико-математических рукописей арабских авторов (под словом «арабские» мы имеем в виду всех ученых, писавших на арабском языке, независимо от их религии и национальности).



Первые российские исследования по арабистике были начаты по инициативе Петра I в XVIII в. При нем А. Кантемиром была создана первая типография с арабским шрифтом и полностью переведен на русский язык Коран [1].



Началом подлинной научной арабистики в России можно считать первую половину XIX в.[1,c.40-46]. В 1817 г. в Санкт-Петербурге был организован «Азиатский музей» (в настоящее время преобразован в Институт востоковедения РАН), основателем которого был один из крупнейших востоковедов того времени Х. Д. Френ (1782-1851). В 1854 г. в Петербургском университете был создан факультет восточных языков, на котором была организована кафедра арабского языка и словесности. В 1872 г. в Москве возник еще один центр изучения арабского языка – Лазаревский институт восточных языков.



Коротко перечислить имена всех арабистов и рассказать об их огромных

усилиях по изучению арабской культуры в России невозможно. Но нельзя не

назвать таких великих востоковедов, как Х.Д.Френ, В.Ф.Гиргас (1835-1887), А.Е.Крымский(1871-1941), Г.С.Саблуков (1804-1880), Б.А.Дорн (1805-1881), Н.В.Ханыков (1822-1878), В.Р.Розен (1849-1909), В.В.Бартольд (1869-1930), И.Ю. Крачковский (1883-1951) [1]. Некоторые из них посвятили всю жизнь делу распространения арабской культуры в России. Самым крупным арабистом был академик Крачковский, автор сочинений, открывших читателям не только в России, но и во всем мире сокровища художественной и научной литературы арабов.



К середине ХХ столетия основным направлением в арабистике было изучение географических и исторических сочинений арабских ученых. Работ, посвященных исследованию физико-математической и астрономической литературы, почти не было. Исключение составляют работы Б.А. Дорна по исследованию астролябий, хранящихся в музеях России, публикация и описание Н.В. Ханиковым «Книги весов мудрости» ал-Хазини (XIII в), работа В.В. Бартольда об Улугбеке, работа М.Е.Массона «Обсерватория Улугбека»(1941) и часть «Арабской географической литературы» Крачковского, посвященная зиджам и сочинениям по математической географии.



Начиная с середины ХХ в. к изучению как отдельных произведений, так и целых сочинений классиков арабской науки стали обращаться не только арабисты, но и специалисты в области естественных наук: математики, физики, астрономы, философы. Работа началась почти одновременно в трех центрах: в Москве под руководством А.П.Юшкевича, в Баку под руководством Г.Д.Мамедбейли (исследование творчества Насира ад-Дина ат-Туси ) и в Ташкенте под руководством Т.Н.Кары-Ниязова и Г.Д.Джалялова.



Первая работа в России по истории арабской математики принадлежит всемирно известному крупному историку математики А.П. Юшкевичу, основателю советской школы истории математики[2,c.13]. Это «Омар Хайям и его алгебра» (1948) [3,c.11]. Так было положено начало формированию советской школы в истории физико-математических наук на средневековом Востоке.



Были проведены исследования по изучению арабских научных рукописей и выделены основные достижения арабоязычной средневековой математики. А.П. Юшкевич первым стал утверждать об оригинальности арабской математики. Он выдвинул и обосновал концепцию средневековой математики как исторически целостного закономерного этапа развития математической мысли, обладающего рядом характерных черт, общих для математической культуры стран Европы и Азии[4,c.23]. Юшкевич выделил основные достижения арабоязычной математики. Это отражено в его работах, посвященных арабской математике в средние века[4]. После выхода книги Т.Н.Кары-Ниязова «Астрономическая школа Улугбека»(1950) и упомянутых работ А.П. Юшкевича в работу включились в качестве переводчиков, комментаторов и исследователей Б.А.Розенфельд(1952), М.И.Медовой(1958), Г.П.Матвиевская (1962), М.М.Рожанская (1966), а также целый ряд других историков математики и астрономии – большей частью ученики Б.А.Розенфельда и Г.П.Матвиевской. Были изданы каталоги научных арабских и персидских рукописей. Особое значение имеет трёхтомник Б.А.Розенфельда и Г.П.Матвиевской «Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды» (VIII-XVII вв.)[5], содержащий богатую информацию о большом числе рукописей, хранящихся во многих библиотеках мира. За 50 лет были исследованы и частично изданы труды большого числа арабских математиков и астрономов[5] , начиная с ал-Хорезми (VIII-IXв.), братьев бану Мусса (IXв.), Сабита ибн Кора (IXв.), Абу Камила (IX-Xв.), Ибрагима ибн Синана (Xв.), Абу-л-Вафы (Xв.), ал-Караджи (X-XI в.), Ибн ал-Хайсама (X-XIв.), ал-Фараби (IX-Xв.), ал-Бируни (X-XIв.), ал-Хайяма (XI- XIIв.), ат-Туси (XIIIв.), и до выдающихся представителей Самаркандской школы ал-Каши (XVв.), Кази-Заде ар-Руми (XVIв.), Улугбека (XVв.), Али Кушчи (XVв.).



Многие арабские сочинения после столетий забвения впервые увидели свет в русском переводе или изложении. Все это обогатило знания в России об арабской математике и о вкладе в нее народов Средней Азии. Это позволило создать серию обобщающих работ (А.П.Юшкевич, Б.А.Розенфельд, Г.П.Матвиевская, М.М.Рожанская и др.).





Cписок литературы

1. Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики, М.-Л., 1950, 2980с.

2. Рожанская М.М. о работах А.П.Юшкевича по истории математики средних веков// историко-математические исследования.1996,№ 2,серия вторая, выпуск 1(36), с.12-36

3. Юшкевич А.П. Математика в ее истории, М., 1996, 416 с.

4. Юшкевич А.П. Фогель К. История математики без границ, М.,1997, 311 с.

5. Матвиевская Г.П., Розенфельд Б.А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды(VIII-XVII вв.), т.1-3, М.,1983.








Кандидат физико-математических наук Махмуд Аль-Хамза

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика