Арабский джин рационализма и европейская научная революция

news-gebxdwUGct
Ключевой роли, которую сыграли исламские ученые в развитии европейской науки, и которая настойчиво игнорируется современными историками, посвящены книги «Наука и ислам» и «Дом мудрости: как арабы изменили западную цивилизацию», вышедшие недавно на английском языке в издательствах «Айкон букс» и «Блумсбери пресс».

С падением римской цивилизации в первых веках нашей эры свет научных знаний угас, и только спустя почти тысячу лет, на заре Ренессанса, европейские ученые заново открыли классические труды древних греков. Такова официальная версия, настойчиво излагаемая в школьных учебниках.



На самом же деле, все было не совсем так. Или совсем не так. Автор книги «Наука и ислам» Эхсан Махсуд начинает повествование с начавшегося в VII веке стремительного распространения ислама, быстро охватившего обширную область от западной части Китая до юга Испании включительно. И пока Европа была погружена в спячку средневековья, такие проявлявшие интерес к науке халифы, как правивший в IX веке в Багдаде аль-Мамун, финансировали переводы научных текстов из покоренных ими стран.



Среди них были работы таких ученых, как живший в VIII веке математик Муса аль-Хварицми – популяризатор индийской нумерической системы и изобретатель алгебры; персидский энциклопедист ибн-Сина (Авиценна), еще в XI веке утверждавший, что болезни могут распространяться в воде и в почве; живший в XIII веке астроном Насир аль-Дин аль-Туси, внесший изменения в греческую планетарную систему, на которых позже Николай Коперник основал свою геоцентрическую теорию.



В то время как Исламский мир наслаждался новейшими достижениями астрономии, философии и медицины, жители Европы не умели определять время суток, считали, что Земля плоская, и верили, что болезнь – это наказание от Бога, пишет Джонатан Лайонс в «Доме мудрости». Такое положение изменилось после крестовых походов, начатых папой Урбаном II в конце XI столетия, в результате которых значительно выросли торговля и сообщение между Востоком и Западом. Знание, накаливаемое веками, излилось на ничего не подозревавшую Европу.



Влияние арабской культуры на Запад невероятно широко – оно проявляется и в повседневной жизни – ведь именно у арабов мы позаимствовали сады, ковры и шахматы, и в языке – от алгебры и алкоголя до зенита и зеро. Но гораздо важнее всех отдельно взятых научных знаний было присущее Исламскому миру понимание того, что наука может дать людям власть над природой.



Оба автора сходятся в том, что своим успехом арабы обязаны, прежде всего, восприимчивости к новым идеям, корни которой кроются непосредственно в их религии. Хотя не все религиозные лидеры приветствовали такое влияние науки и ученых, пророк Мухаммад призывал своих последователей искать знание, «даже если за ним придется идти до самого Китая».



Однако к концу XII века христианские армии стали представлять все большую угрозу для Исламского мира, и мусульманские лидеры ответили на нее возвратом к фундаментальным религиозным ценностям. Битва между учеными и теологами окончилась в пользу Бога. Но в Европе джин был выпущен из бутылки: позаимствованный в свое время у арабов рациональный подход «навеки изменил ландшафт западной мысли», пишет Лайонс, и в конце концов привел к научной революции.



Оба автора извлекают из всего написанного ими уроки. На протяжении всей истории Исламского мира, утверждает Махсуд, наука ассоциировалась или с рационалистической деспотией правителей, или с колонизацией, что в некоторой мере объясняет то негативное отношение к ней, которое сложилось там сейчас. «Если науке суждено вернуться к народам ислама», пишет он, «это должно произойти без вмешательства в свободу веры людей».



Лайонс также призывает к осторожности. В прошлом крестоносцы клеймили мусульман «неверными», имея очень слабое представление об их вере, образе жизни и обычаях. Многие сторонники нынешней «войны с терроризмом» повторяют те же ошибки.



New Scientist

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика