Рабы и правители. Славяне в Дар уль-Ислам в раннем Средневековье

news-TPJKVT01hG
Увеличение количества последователей ислама среди славянского населения Земли, а также рост активности и влияния славян-мусульман в обществе привлекает внимание как их единоверцев, так и экспертов, наблюдающих процесс «со стороны». Сейчас уже никого не удивляет, например, словосочетание «русский мусульманин». Однако мало кто знает, что явление перехода славян в Ислам имеет глубокие корни и начинается едва ли не с первых лет существования исламского халифата. Именно о судьбах предков современных русских, украинцев, сербов и других народов в мусульманских землях в Средневековье пойдет речь в данной статье.

Какими ветрами занесло?



На арабском славян называли – «сакалиба». Это слово было производным от византийского названия данного народа – «Склавины». Именно через византийцев арабы и славяне впервые «познакомились». Дело в том, что славянские военные формирования были частью византийской армии, а потому довольно рано встретились с мусульманскими завоевателями. Уже начиная с первых контактов с воинами Ислама, славяне, иногда целыми отрядами, стали переходить на их сторону – против ненавистной им деспотической и развращенной Византийской империи. Еще в 664 году около пяти тысяч славян присоединились к армии халифа Муавии (661 – 680 гг.), а в 692 году то же самое сделала славянская дружина князя Неволоса в полном составе. Новые союзники халифата принимали Ислам и селились на северных границах Исламского государства – в Сирии, Леванте, Северной Месопотамии и Армении, для их обороны. Скорее всего, это были сербы и македонцы, так как именно эти славянские народы преобладали в византийской армии того времени.



Имели место и совместные действия славянского и арабского флотов – также против Византии. К примеру, по сообщению византийского императора, а также выдающегося историка Константина Парфирогенета, в 805 или 807 году, в правление его предшественника Никифора, славянский флот атаковал город Патрас на Пелопоннесе в союзе с «сарацинами и африканцами». Здесь, по всей видимости, имеются в виду славяне восточного побережья Адриатического моря.



Еще одним путем, по которому сакалиба попадали на арабский Восток, была работорговля. Как правило, славяне захватывались в ходе набегов на их поселения франками, хазарами и венграми, а затем перепродавались на восточные рынки.



Сколь позорны плен и рабское состояние, столь удивительна и дальнейшая судьба этих пленников в различных районах распространения мусульманской цивилизации.



Испанские сакалиба – воины и правители



В Испанию славяне попадали преимущественно за счет работорговли, причем с достаточно ранних времен. Еще в 762 году прибывший из Испании на восток Халифата аббасидский агитатор Абд ар-Рахман Фихри имел прозвище ас-Саклаби, то есть – славянин. Существенно увеличилось количество сакалиба в Испании после ее отделения от Халифата и создания Кордовского эмирата, а затем – халифата.



Самый могущественный испанский мусульманский правитель, халиф Абд ар-Рахман Третий (919 – 929 гг.), впервые понял всю ценность славян как воинов и создал из них свою личную гвардию. Будучи от природы храбрыми и бесстрашными, а в силу сложившихся для них обстоятельств – дисциплинированными и преданными халифу, гвардейцы являлись едва ли не лучшим военным формированием своего времени. Интересно, что тогда они еще не были мусульманами, а потому удивителен тот факт, что их использовали как военную силу.



Объяснением этому может служить то, что хотя в описываемое время немусульмане, жившие на территории Дар уль-Ислам – мусульманского мира, не могли вступать в вооруженные силы, на немусульманских союзников вне этой территории упомянутое положение не распространялось. С другой стороны, вскоре практически все славянские гвардейцы приняли Ислам.



Если говорить о численности «преторианцев», то, по данным арабского историка 17 века аль-Маккари, в правление Абд ар-Рахмана она составляла 13750 человек. Уже при этом правителе славяне стали занимать высокие должности в военном и государственном аппарате и, как следствие – оказывать влияние на политику Кордовского халифата. К примеру, славянин по имени Наджа возглавил армию, посланную халифом против королевства Леон.



В период политической анархии и распада халифата в Испании (в арабской историографии именуемый «периодом ат–Таифа»), начавшийся в 1010 году, на ее территории возникло множество сравнительно мелких и фактически самостоятельных княжеств-эмиратов. В некоторых из этих эмиратов – Альмерии, Мурсии, Тортосе, Валенсии – власть захватили бывшие славянские гвардейцы, основавшие собственные династии. В основном «славянские» княжества располагались на восточном побережье Пиренейского полуострова, а также на Балеарских островах. А, например, в Севилье сакалиба, хотя и никогда не правили, тем не менее, в качестве ядра армии, оказывали значительное влияние на политику эмирата.



Самым успешным славянским правителем Испании можно признать Муджахида аль-Амири, властителя Дении (на Балеарских островах). В 1015 году ему удалось (правда, только на один год) овладеть Сардинией. Кроме того, Муджахид известен как выдающийся покровитель науки и искусства – при нем на территории эмирата была открыта кораническая школа, а город Мадина Майурка (Пальма де Майорка) стал ареной публичных диспутов между двумя величайшими андалусскими интеллектуалами того времени – Ибн Хазмом и аль-Баджи. Столица эмирата Дения стала в период правления Муджахида одним из крупнейших портов Средиземноморья. Среди других славянских эмиров Испании можно упомянуть властителя Мурсии и Альмерии Хайрана аль-Саклаби, а также правителя Тортосы Лабиба аль-Саклаби.



Кроме того, в 10–11 вв. славяне оказали громадное влияние и на культуру мусульманской Испании. Так, в последние годы существования Кордовского халифата на его территории было столько писателей, поэтов и владельцев библиотек славянского происхождения, что им была посвящена целая монография Хабиба ас-Саклаби. По прозвищу автора нетрудно догадаться, что он также вел свой род от славян.



Конец славянским эмиратам в Испании положили берберы – их давние соперники еще при дворе кордовских халифов. Служа вначале, как и сакалиба, гвардейцами при дворе халифа, они были гораздо более многочисленны, а также имели поддержку в лице берберских племен, переселившихся на территорию Андалусии. Однако в период ат-Таифа это не представляло особой угрозы для укрепившихся на своих престолах славянских эмиров. Положение переменилось в конце 11 века, когда вновь объединившая мусульманскую Испанию берберская династия Альморавидов ликвидировала все, в том числе и славянские, очаги сепаратизма.



Северная Африка.



На территории Северной Африки славяне также использовались в качестве гвардейцев. В султанате Никур, располагавшемся в районе современной границы между Алжиром и Марокко, в 11 веке они участвовали в попытке свержения султана Саида ибн Салиха. После долгой и кровопролитной борьбы непокорные гвардейцы все же были побеждены и ушли в горы, где построили укрепленный лагерь и поселение, которое позже было названо Карайат ас–Сакалиба (деревня славян).



Были славянские гвардейцы и при дворе фатимидских халифов в Египте. Так, славянин Масуд, подчинявшийся Фатимидам, в 924 – 925 гг., отплыв из Ифрикийи (современный Тунис), захватил крепость Санта Агата на Сицилии.



Багдад



Многочисленные источники сообщают о громадном количестве славян в Ираке. По одному из сообщений – 800 года, они просто «наводнили» Багдад. Это были купцы, а также – все те же гвардейцы. Известно, что в правление Омейядского халифа Марвана Второго (744 – 750 гг.) его казначеем был славянский вольноотпущенник.



Однако при Аббасидах славянские гвардейцы имели несчастье участвовать в восстании 865 – 866 гг. в поддержку претендента на халифат аль-Мустаина – славянина по матери. После поражения восстания части сакалиба начинают заменяться тюрками.



Были славяне и в других мусульманских землях – в Йемене, Нубии, Персии, Хорезме, где они также выполняли в основном военные функции.



Исходя из всего вышеупомянутого, можно сказать, что история мусульман–сакалиба, полная славы, величия и блеска, может служить прекрасным примером и опорой для принимающих Ислам русских, украинцев и других славян в наше время. Ведь, имея возможность обратиться к истории, к корням и истокам, новообращенные славяне не будут ощущать свой выбор как что-то экстраординарное и неестественное. Напротив – гордость за великих предков способна придать силы и потомкам, сподвигнуть их на великие дела на благо Родины.



Библиография:



1. Егоров К. Е. Образование Киевской Руси // http://bibliotekar.ru/rusKiev/23.htm

2. Ислам в Западной Африке – М, 1998.

3. Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в Исламском мире в раннее средневековье – М., 2002.

4. Hoberman B. Treasures of the North // http://www.saudiaramcoworld.com/issue/197905/treasures.of.the.north.htm

5. Slavs of Muslim Spain // http://michalw.narod.ru/SlavicSpain.html

Автор: Камаль Антон Евстратов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика