До недавнего времени считалось, что ислам в степях Северного Причерноморья широко распространился лишь в XIII-XIV вв.
Археологические исследования памятников хазарского времени (VI – Х вв.) в среднем течении реки Северский Донец позволили существенно изменить эту точку зрения.
В 80-х гг. XX в. на склоне холма, прилегающего к одному из крупнейших укрепленных поселений в среднем течении Северского Донца – Сидоровскому городищу, было обнаружено мусульманское захоронение.
Погребения такого типа, относящиеся к золотоордынскому времени (XIII-XIV вв.), на этой территории уже были известны. Здесь же ситуация была иной. Оно прилегало к поселению VIII-X вв., а в одной из могил были обнаружены предметы, датируемые хазарским временем (VI – Х вв.). В 2000 г. на склоне яра, разделяющего городище на две части, было обнаружено еще одно мусульманское кладбище.
Раскопки городища позволили уточнить датировку прилегающих к нему мусульманских могильников. Они показали, что памятник возник во 2-й половине VIII в. как небольшое поселение. В конце IX в. городище выросло в крупный населенный пункт. Культурный слой и сооружения 2-й половины X в. не были обнаружены. Судя по всему, Сидоровское городище в середине X в. погибло и более не возрождалось.
Размеры кладбищ Сидоровского археологического комплекса свидетельствуют о том, что их оставила крупная мусульманская община, проживавшая на территории городища в конце IX – 1-й половине X вв. Еще одна такая же община во 2-й половине IX в. жила на соседнем Царином городище.
Мусульманские кладбища этого времени были обнаружены и к югу от рассматриваемой территории, где могильник прилегал к большому поселению хазарского времени.
Два раннемусульманских кладбища были найдены на территории современной Луганщины.
Более детальные сведения имеются о могильнике у с. Лысогоровка Новопсковского района. Здесь, как и на Сидоровском городище, большое количество погребенных лежит с четким соблюдением исламских канонов. В абсолютном большинстве могил при скелетах не обнаружено каких-либо вещей, только в двух могилах найдены монеты – дирхемы Арабского Халифата. Интерес представляет факт, что мусульманская часть кладбища примыкает к языческому могильнику хазарского времени.
Таким образом, мы видим, что во 2-й половине IX – 1-й половине X вв. в среднем течении Северского Донца существовало несколько мусульманских общин, вытянутых цепью вдоль реки Северский Донец и ее притоков. С чем же было связано проникновение ислама на далекие западные окраины Хазарского каганата в столь раннее время? Исторические источники не дают об этом прямых сведений. Известно, что в течение всего VIII в. шло противостояние Хазарии и Халифата. В конце же VIII в. верхушка хазарского общества в качестве государственной религии принимает иудаизм. Тем не менее, Хазария была расположена на пересечении важнейших торговых путей. С прекращением войн на территорию каганата приезжают купцы, главным образом мусульмане из Средней Азии. С ними распространяется и влияние мусульманской культуры. Хотя в первой половине IX в. в хазарской столице проживало мусульманское население, но и в более позднее время обращение в ислам в Хазарии было связано со сложностями. Так, в 854-55 гг. группа из 300 семей (до 1000 человек), пожелавшая принять ислам, вынуждена была покинуть территорию каганата и переселиться в Азербайджан.
Широкое распространение ислама в Хазарии приходится на 2-ю половину IX в. – X вв. В это время при хазарском царе появляется наемное войско, в котором было 12000 человек, из них 7000 – мусульмане. Арабские авторы повествуют о наличии в крупнейших городах государства многочисленных мусульманских общин с элементами самоуправления, мечетями, школами для изучения арабского языка и Корана. Тем не менее, государственной религией Хазарии был иудаизм. Политика хазарского царя иногда расходилась с интересами мусульманского населения. Так, в 923 г. в столице государства – городе Итиль был снесен минарет соборной мечети и казнены муэдзины. Этот акт был направлен против мусульман Хазарии, выразивших солидарность с независимой политикой Волжской Булгарии, принявшей ислам в качестве государственной религии.
Вдоль Северского Донца и его притоков пролегал крупный торговый путь, который шел через территорию Северного Кавказа, вдоль реки Северский Донец и направлялся в лесостепную полосу Восточной Европы. По этому пути в страны Восточной Европы шел ряд товаров, в том числе своеобразная «валюта» средневековья – серебряная монета Арабского Халифата. Находки арабских монет часто встречаются на донецких городищах, а в Луганской области, на поселениях хазарского времени, зафиксированы печи-тандыры, характерные для стран Востока.
Путь, идущий с мусульманского Востока, был путем культурного диалога: вместе с товарами и серебром по нему распространялись идеи. В расположенных вдоль него поселениях встречались прослойки выходцев из мира ислама, вокруг которых могли формироваться общины из новообращенных в ислам местных жителей. Нам представляется, что этот процесс начался в середине IX в., свидетельством чего являются кладбища у Лысогоровки и на Царином городище, мусульманская часть которых непосредственно граничит с языческой. Кладбища Сидоровского городища относятся к более позднему времени – концу IX – 1-й половине X в. Они свидетельствуют: ислам для общины, жившей здесь, не был новой верой.
Вне сомнений, на Сидоровском городище в последний период его существования жили и представители других конфессий. Тем не менее, громадные размеры мусульманских могильников в Сидорове свидетельствуют: в конце IX – 1-й половине X в. мусульманская община занимала здесь доминирующее положение.
Во второй половине X в. Хазария пала под ударами печенегов и Киевской Руси. Значительная часть расположенных в среднем течении Северского Донца поселений, в том числе и Сидоровское городище, тогда же прекращают существование. В материальной культуре их отчетливо прослеживается влияние Киевской Руси и христианства. Вполне возможно, что часть донецких мусульман мигрировала. Часть их могла переселиться в пределы Волжской Булгарии, где жило родственное по происхождению и вере население. Часть же могла покинуть Донецкие степи раньше.
Новый этап в распространении ислама на Северском Донце приходится на золотоордынское время.
Кравченко Эдуард Евгеньевич
Старший научный сотрудник отдела охраны памятников археологии
Донецкого областного краеведческого музея. islam.com.ua
Войти с помощью: