Раннемусульманские поселения Северского Донца

Кравченко Эдуард Евгеньевич

Кравченко Эдуард Евгеньевич

Теги:



0
14 Марта 2009г. (17 Раби аль-авваль)
До недавнего времени считалось, что ислам в степях Северного Причерноморья широко распространился лишь в XIII-XIV вв.

Археологические исследования памятников хазарского времени (VI – Х вв.) в среднем течении реки Северский Донец позволили существенно изменить эту точку зрения.



В 80-х гг. XX в. на склоне холма, прилегающего к одному из крупнейших укрепленных поселений в среднем течении Северского Донца – Сидоровскому городищу, было обнаружено мусульманское захоронение.



Погребения такого типа, относящиеся к золотоордынскому времени (XIII-XIV вв.), на этой территории уже были известны. Здесь же ситуация была иной. Оно прилегало к поселению VIII-X вв., а в одной из могил были обнаружены предметы, датируемые хазарским временем (VI – Х вв.). В 2000 г. на склоне яра, разделяющего городище на две части, было обнаружено еще одно мусульманское кладбище.



Раскопки городища позволили уточнить датировку прилегающих к нему мусульманских могильников. Они показали, что памятник возник во 2-й половине VIII в. как небольшое поселение. В конце IX в. городище выросло в крупный населенный пункт. Культурный слой и сооружения 2-й половины X в. не были обнаружены. Судя по всему, Сидоровское городище в середине X в. погибло и более не возрождалось.



Размеры кладбищ Сидоровского археологического комплекса свидетельствуют о том, что их оставила крупная мусульманская община, проживавшая на территории городища в конце IX – 1-й половине X вв. Еще одна такая же община во 2-й половине IX в. жила на соседнем Царином городище.



Мусульманские кладбища этого времени были обнаружены и к югу от рассматриваемой территории, где могильник прилегал к большому поселению хазарского времени.



Два раннемусульманских кладбища были найдены на территории современной Луганщины.

Более детальные сведения имеются о могильнике у с. Лысогоровка Новопсковского района. Здесь, как и на Сидоровском городище, большое количество погребенных лежит с четким соблюдением исламских канонов. В абсолютном большинстве могил при скелетах не обнаружено каких-либо вещей, только в двух могилах найдены монеты – дирхемы Арабского Халифата. Интерес представляет факт, что мусульманская часть кладбища примыкает к языческому могильнику хазарского времени.



Таким образом, мы видим, что во 2-й половине IX – 1-й половине X вв. в среднем течении Северского Донца существовало несколько мусульманских общин, вытянутых цепью вдоль реки Северский Донец и ее притоков. С чем же было связано проникновение ислама на далекие западные окраины Хазарского каганата в столь раннее время? Исторические источники не дают об этом прямых сведений. Известно, что в течение всего VIII в. шло противостояние Хазарии и Халифата. В конце же VIII в. верхушка хазарского общества в качестве государственной религии принимает иудаизм. Тем не менее, Хазария была расположена на пересечении важнейших торговых путей. С прекращением войн на территорию каганата приезжают купцы, главным образом мусульмане из Средней Азии. С ними распространяется и влияние мусульманской культуры. Хотя в первой половине IX в. в хазарской столице проживало мусульманское население, но и в более позднее время обращение в ислам в Хазарии было связано со сложностями. Так, в 854-55 гг. группа из 300 семей (до 1000 человек), пожелавшая принять ислам, вынуждена была покинуть территорию каганата и переселиться в Азербайджан.

Широкое распространение ислама в Хазарии приходится на 2-ю половину IX в. – X вв. В это время при хазарском царе появляется наемное войско, в котором было 12000 человек, из них 7000 – мусульмане. Арабские авторы повествуют о наличии в крупнейших городах государства многочисленных мусульманских общин с элементами самоуправления, мечетями, школами для изучения арабского языка и Корана. Тем не менее, государственной религией Хазарии был иудаизм. Политика хазарского царя иногда расходилась с интересами мусульманского населения. Так, в 923 г. в столице государства – городе Итиль был снесен минарет соборной мечети и казнены муэдзины. Этот акт был направлен против мусульман Хазарии, выразивших солидарность с независимой политикой Волжской Булгарии, принявшей ислам в качестве государственной религии.



Вдоль Северского Донца и его притоков пролегал крупный торговый путь, который шел через территорию Северного Кавказа, вдоль реки Северский Донец и направлялся в лесостепную полосу Восточной Европы. По этому пути в страны Восточной Европы шел ряд товаров, в том числе своеобразная «валюта» средневековья – серебряная монета Арабского Халифата. Находки арабских монет часто встречаются на донецких городищах, а в Луганской области, на поселениях хазарского времени, зафиксированы печи-тандыры, характерные для стран Востока.



Путь, идущий с мусульманского Востока, был путем культурного диалога: вместе с товарами и серебром по нему распространялись идеи. В расположенных вдоль него поселениях встречались прослойки выходцев из мира ислама, вокруг которых могли формироваться общины из новообращенных в ислам местных жителей. Нам представляется, что этот процесс начался в середине IX в., свидетельством чего являются кладбища у Лысогоровки и на Царином городище, мусульманская часть которых непосредственно граничит с языческой. Кладбища Сидоровского городища относятся к более позднему времени – концу IX – 1-й половине X в. Они свидетельствуют: ислам для общины, жившей здесь, не был новой верой.



Вне сомнений, на Сидоровском городище в последний период его существования жили и представители других конфессий. Тем не менее, громадные размеры мусульманских могильников в Сидорове свидетельствуют: в конце IX – 1-й половине X в. мусульманская община занимала здесь доминирующее положение.



Во второй половине X в. Хазария пала под ударами печенегов и Киевской Руси. Значительная часть расположенных в среднем течении Северского Донца поселений, в том числе и Сидоровское городище, тогда же прекращают существование. В материальной культуре их отчетливо прослеживается влияние Киевской Руси и христианства. Вполне возможно, что часть донецких мусульман мигрировала. Часть их могла переселиться в пределы Волжской Булгарии, где жило родственное по происхождению и вере население. Часть же могла покинуть Донецкие степи раньше.



Новый этап в распространении ислама на Северском Донце приходится на золотоордынское время.



Кравченко Эдуард Евгеньевич

Старший научный сотрудник отдела охраны памятников археологии

Донецкого областного краеведческого музея.




islam.com.ua

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика