Информационное
агентство России
2°C
20 октября, 09:50

Хранители традиций пустыни

art_dev
Хранители традиций пустыни
Туареги

К двадцать первому веку на земле осталось не так уж много реликтовых, автохтонных народностей, хранящих древние традиции, культуру и образ жизни… Баски в Европе… Индейцы в Америке… Что касается мусульманского мира, то там наиболее известной, колоритной и необычной реликтовой народностью являются туареги… Потомки не захотевших покориться арабским завоевателям берберов до сих пор имеют и собственный язык, и отличные от арабских традиции, и даже свое особое, древнее письмо. Что же известно о туарегах?

История

Берберские предки современных туарегов, жившие в Северной Африке, были описаны еще древнегреческим историком Геродотом. В его трудах они названы гарамантами. Со времени появления в пустыне Сахара верблюдов – около двух тысяч лет назад, основным занятием древних берберов стала караванная торговля. Их потомки, туареги, практикуют ее и по сей день.

В период арабского завоевания Северной Африки племена берберов вынуждены были откочевать на юг – в самую пустыню Сахару, а оттуда — в Сахель (полоса полупустынь и опустыненных саванн к югу от Сахары) и Судан. Именно на этих землях древние берберы превратились в туарегов, частично смешавшись с арабами и темнокожим населением Западного Судана, но сохранив древнюю культуру и традиции. С первых контактов с мусульманами среди туарегов стал распространяться Ислам. Впоследствии в их среде укрепилась маликитская религиозно-правовая школа.

В Средневековье туареги и особенно их прекрасно обученная действиям в пустыне конница и воины на верблюдах были достаточно значимым субъектом международных отношений в Западном Судане и Северной Африке. В 1435 году, к примеру, ими в ослабевшей империи Мали был захвачен такой важный административный, научный и религиозный центр как город Томбукту. Имели проблемы с туарегами и императоры Сонгаи, и марокканские султаны…

Собственного государства кочевникам создать так и не удалось. Вместо него существовали несколько конфедераций, включавшие десятки и более племен. Лидер каждого подобного союза носил титул «аменокал» и правил вместе с советом старейшин и вождей подвластных ему племен. Наиболее сильными и влиятельными конфедерациями были Кел Ахаггар, Кел Аджер, Кел Айр, Адрар и другие.

Необычной была и социальная стратификация туарегов. Общество кочевников делилось на замкнутые группы: знать, земледельцы, ремесленники и рабы (а также их потомки). Проповедники – суфии ордена Аль-Мурабитун ( марабуты) составляли собственную, также весьма обособленную группу.
Еще одна значимая черта социальной организации туарегов – матрилинейность – то есть наследование по материнской линии.

Подобная стратификация и устройство – несомненно, доисламский, джахилийный пережиток, отнюдь не единственный, кстати, в жизни и быте туарегов.

В 19 веке в Северную Африку проникли французские колонизаторы. Туареги покрыли себя неувядаемой славой в борьбе с незваными гостями. Лишь благодаря явному превосходству в вооружении, а также политике «разделяй и властвуй», подкупу соседних народов, племен и государей французам удалось достичь весьма сомнительного, впрочем, успеха. Туареги Мали сложили оружие в 1905 году, Нигера – в 1917-м. Дольше всего продолжалось сопротивление алжирских туарегов. Под командованием талантливого полководца аменокала Мусы аг Амастана они не раз громили французских захватчиков, и лишь в 20-х гг. прошлого века и их территории были включены в состав колониальных владений Франции. Традиционные племенные объединения туарегов были также упразднены.

После обретения государствами Африки независимости в 1960-х гг, территории туарегов оказались разделены между пятью странами – Нигером, Мали, Алжиром, Ливией и Буркина-Фасо.

Борьба за ресурсы Сахеля, тяжелое экономическое положение, рост населения и ухудшение природных условий стали причиной конфликтов туарегов с властями упомянутых государств.

В Мали, например, восстание туарегов в горах Адрар-н-Фугас началось сразу же после обретения страной независимости — в 1960-х. Армии молодого государства лишь с трудом удалось подавить движение непокорных кочевников.

Однако причины выступления полностью устранены не были, и через 30 лет – в мае 1990 года — восстание повторилось. Начавшись со стычки туарегов с правительственными войсками около тюрьмы Чин-Табараден, оно не только охватило территорию Мали, но и перекинулось на соседний Нигер. От обоих государств вставшие кочевники требовали автономии для своих исконных территорий – столицы туарегских племен – Агадеза, а также Тенере в Нигере, и провинций Азавад и Кидал – в Мали. Имело движение и религиозную, исламскую окраску. Туареги под командованием харизматичного лидера Мано Дайака действовали гораздо успешнее, чем во время первого восстания. Впрочем, добиться успеха им не удалось и на этот раз – соглашения 1992 года с Мали и 1995 и 1996 годов с Нигером подтверждали территориальную целостность африканских государств и требовали роспуска военных формирований туарегов. Их бойцы вступили в национальные армии. С другой стороны, определенные шаги к автономии туарегских регионов все же были предприняты.

В 2004 году в Нигере внезапно вспыхнуло еще одно выступление кочевников, а в 2007–м была зафиксирована новая вспышка насилия.

Современное положение

title
title
Территория расселения туарегов. Карта с сайта Wikipedia.org

Основными занятиями туарегов до сих пор являются караванная торговля (прежде всего – солью) и скотоводство. Присутствует и оазисное земледелие, которым занимаются обычно представители низшего социального страта – рабы (в настоящее время, естественно уже не являющиеся таковыми). Караванная торговля определяет и местонахождение туарегов в конкретное время года. Дело в том, что соль добывают в апреле и мае, а затем в июле везут караваном через Тамесну, местность, богатую пастбищами, где верблюды могут отдохнуть и где их можно сменить на новых. На следующем этапе караваны прибывают в торговые центры у северной границы Нигерии, где торговый сезон начинается в октябре. Помимо соли, туареги торгуют финиками, сорго, а также – ослами, верблюдами и другим скотом.

Еще одним раритетом, сохранившимся с древнейших времен до нашего времени, является язык туарегов – тамашег.

Культура

Традиционный символ туарегов – таджелмаст или алашо, мужское покрывало для лица, часто голубого цвета. Это также является пережитком джахилийи – доисламского язычества, так как данное покрывало часто используется не только в качестве защиты от песка и пыли, столь опасных в пустыне, но и «против злых духов».

Весьма любопытный культурный феномен рассматриваемого народа – древняя письменность тифиннаг, произошедшая от берберской письменной системы еще доримских времен. Интересно, что хранители и пользователи тифиннаг – туарегские женщины, мужчины же переняли арабский алфавит.

Материальная культура туарегов знаменита выделкой седел, изготовлением ювелирных украшений, а также – искусно украшенных мечей. Ремесленники, составлявшие в туарегском обществе особую социальную группу, издавна почитались.

В 2007 году в Стэнфордском центре искусств прошла выставка «Искусство туарегов: кочевники Сахары в современном мире» — первая выставка такого рода в Соединенных Штатах. Ее куратор, Том Селигман, глава центра, непосредственно общался с туарегами в период своего пребывания в составе миротворческих сил в Западной Африке в 1971 году. Среди экспонатов выставки были украшения, седла, одежда, оружие.

Помимо всего прочего, очень известна традиционная музыка туарегов, исполняемая на двух основных инструментах – однострунной скрипке – ахзад и небольшом тамбурине тенде. Национальная музыка сыграла свою роль во время туарегских восстаний, будучи частью древней традиции и защищаемой туарегскими повстанцами культуры.

Туареги, благодаря своей приверженности традициям, веками устоявшемуся образу жизни и быта представляют собой огромный интерес, воскрешая в нашей памяти основательно подзабытые образы воителей и караванщиков пустыни. В то же время, некоторые их традиции и обряды, живые еще со времен джахилийи, выглядят явно не исламскими, что может вызывать вопросы и недоумение у каждого серьезно относящегося к своей религии мусульманина. Однако, наличие группы марабутов (благочестивых подвижников и поборников истинной религии) в среде этих пустынных кочевников культивировало в ней аутентичный Ислам, постепенно изживая черты и обычаи джахилийи. Сыграло свою роль и мусульманское окружение территории расселения туарегов.

Так или иначе, этот кочевой народ оставил громаднейший и глубочайший след в истории мусульманской цивилизации Северной и Западной Африки, а потому нуждается в изучении и исследовании.

Литература.
1. Ислам в Западной Африке — М, 1998.
2. Историческая справка. Туареги amra-bey.narod.ru
3. Тернбулл К. М. Человек в Африке
4. Туареги vokrugsveta.ru
5. Tuareg Information uiowa.edu
6. Tuareg wikipedia.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: