Торбеши - мусульмане и борцы за славянскую идентичность

Торбеши - славянский народ, исповедующий ислам

Торбеши - славянский народ, исповедующий ислам

Теги:



0
08 Апреля 2009г. (12 Раби ас-сани)
Балканы традиционно являют собой пеструю и чрезвычайно сложную этническую, политическую и религиозную картину. Драматическое прошлое народов полуострова до сих пор очень болезненно отражается на их настоящем.

Быть может наиболее сложным, противоречивым и в то же время удивительным выглядит положение балканских славян мусульманского вероисповедания. Будучи при турках в привилегированном положении, после обретения Сербией, Черногорией, Грецией, Болгарией, а позже – и другими государствами независимости, они оказались под жестким прессингом признанных официальными в новообразованных странах христианских церквей.



Тем не менее, несмотря на все несправедливости прошлого и настоящего, несмотря на угнетение и страдания, боснийцы, помаки и другие славяне сумели сохранить свою религиозную идентичность и вполне успешно противостоять попыткам зачастую насильственной христианизации.



В этом, несомненно, огромная заслуга данных этносов и субэтносов перед всей исламской уммой, а их опыт – весьма полезен для перенимания и другими мусульманскими религиозными меньшинствами, где бы они не проживали.



В данной работе мы познакомим читателя с еще одним славянским мусульманским субэтносом Балкан – торбешами или македонцами – мусульманами.



Приняв Ислам от покоривших территории Балкан турков, торбеши сохранили свою национальную славянскую идентичность, язык и культурные черты, и не были ассимилированы ни турками, ни даже поражающими своими демографическими успехами албанцами. Борьба за свою национальную и религиозную самобытность ведется торбешами в Македонии и по сей день.



Исламизация и этногенез



Исламизация торбешей – то есть коренного славянского населения Македонии началась, по мнению историков, в 17 – 18 вв. Существуют три теории, касающиеся методов ее проведения – "геноцидная", "насильственная" и "ненасильственная".



Согласно теории геноцида, османское завоевание территории Македонии сопровождалось вырезанием местного населения и колонизацией "освободившихся" земель турками из районов внутренней Анатолии. Данные современной исторической и этнографической науки начисто отвергают эту теорию. Македонцы-мусульмане – стопроцентные славяне со всех точек зрения.



Концепция насильственной исламизации македонцев разделялась и разделяется ныне, прежде всего, националистически настроенными балканскими авторами. Особый упор делается на пополнение янычарского корпуса Османской империи обращенными в Ислам славянскими юношами. Однако данная теория обнаруживает свою полную несостоятельность и абсолютную надуманность сразу по нескольким причинам. Во-первых, к 17-му и особенно 18-му векам ( то есть во время исламизации македонцев) традиционная система набора в янычары уже уступила место добровольному вступлению в корпус мусульман (официально – с 1683 г.). Во-вторых, численность самого корпуса была не столь велика, чтобы оказать какое-либо серьезное влияние на религиозную ситуацию в славянских провинциях. В-третьих, янычарам было первоначально запрещено создавать семьи и иметь собственное хозяйство. И хотя данный запрет был отменен еще в конце 16 века, можно сделать вывод о незначительном влиянии янычаров на демографию данных территорий. Более того, как мы знаем, янычары несли службу исключительно в городских гарнизонах. В то же время, герои нашей статьи, торбеши – прежде всего сельские жители.



Третья точка зрения на исламизацию македонцев подразумевает их добровольный приход к исламской религии. Эта теория разделяется большинством западных историков и является на настоящее время преобладающей. В подтверждение данной концепции специалисты отмечают даже некоторую экономическую невыгодность для османов прихода в Ислам христианского населения Балкан – ведь таким образом оно освобождалось от джизьи – подушного налога, который платило немусульманское население.



Среди македонцев распространялся по преимуществу суннитский ислам ханафитского мазхаба – официального в Османской империи. Благодатную почву нашли в Македонии и суфийские ордена – Накшбанди, Хельвети, Кадари, Руфаи и Малами. Кроме того, распространяли свое учение и суфии-бекташи, мусульманская принадлежность которых до сих пор вызывает сильные сомнения.



Еще до исламизации собственно македонского населения, турки стали возводить здесь мечети – например, "Иса Бег", мечеть Мустафа-паши и мечеть султана Мурада в Скопье. Кроме того, строились и суфийские "обители" – текке.



Помимо исламизации македонцев, славянский ислам в регионе частично подпитывался и миграциями славянского мусульманского населения из северных районов империи – прежде всего, из боснийских земель, после их оккупации Австро-Венгрией по решению Берлинского конгресса 1878 года, а также – с территорий государств, получивших благодаря этому конгрессу и русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. независимость.



Имели место и более ранние волны миграций. Абсолютное большинство беженцев не осело на территории Македонии, а отправилось на юг – в собственно турецкие земли Анатолийского полуострова. Однако небольшое их количество все же пополнило ряды македонских мусульман и поучаствовало в генезисе субэтноса торбешей.



Торбеши в составе Сербского королевства



После Балкарских войн 1912 – 1913 гг., а также Первой мировой войны, территория Македонии оказалась разделена между Грецией, Болгарией и Сербией (с 1918 г. – королевством сербов, хорватов и словенцев, а с 1929 г. – Югославией), причем Вардарская Македония, где в основном и проживали торбеши, досталась именно последней. В этот период проходили массовые миграции мусульманского населения Балканского полуострова на территорию Турции. Вместе с турками, албанцами и мусульманами-цыганами уходили в Турцию и торбеши. На настоящее время практически все потомки беженцев того времени на своей новой родине ассимилированы и идентифицируют себя как турки.



Те же мусульмане, которые остались на принадлежавшей им по праву земле, стали в новых государствах религиозным меньшинством. Торбеши, которые, как уже было отмечено, оказались в большинстве своем на территории Югославского королевства, подверглись меньшим преследованиям, чем, скажем, помаки на территории Болгарии и Греции.



В Югославии официально была провозглашена свобода вероисповедания, открыто действовали мусульманские организации. "Реис уль-Улема" (совет улемов) в Сараево занимался делами мусульман Боснии и Герцеговины, Хорватии и Словении, Муфтий Стари Бара работал с мусульманами Черногории, мусульмане же Македонии, как и Сербии, были в юрисдикции "Реис уль-Улема" в Белграде. Позже король Александр слил все мусульманские религиозные учреждения страны в одно – "Высший совет исламской религиозной общины" в Белграде.



В то же время, религия, в том числе и мусульманская, в королевстве не была отделена от государства – а потому в ведении религиозных общин находились не только регистрация рождений, бракосочетаний, смертей, но и, что особенно важно, начальные школы и школы второй ступени. Религиозное образование для представителей каждой конфессии считалось обязательным.



При социализме



После Второй мировой войны и создания социалистической Югославии, о многих из ранее имевшихся у них прав македонским, как и всем югославским мусульманам пришлось забыть. Тем не менее, и в социалистическую эпоху положение их было значительно лучше, чем в соседних странах. Во многом это связано с размежеванием Сталина и Тито в 1948 году. К тому же югославские лидеры быстро поняли, что уважение к религии – единственное действенное средство удержать от распада столь мультикультурное и многонациональное государство, каким была Югославия. Кроме того, это государство оказалось как бы между коммунистическим и капиталистическим лагерями, а потому некоторое время ориентировалось на Движение неприсоединения, лидером которого был, в частности, мусульманский Египет.



Торбеши в борьбе за самоидентификацию



В советское же время можно отметить и еще одну тенденцию, непосредственно касающуюся македонских торбешей – расселение албанцев на их территориях и даже частичную "албанизацию" торбешского субэтноса.

Практически сразу же стали предприниматься попытки не допустить подобного слияния. Именно с этой целью в 1970 году была создана Ассоциация македонцев – мусульман. Съезд этой организации в 1979 году открыл так называемую программу "демонстрации научных и культурных достижений" торбешей. В 1979 – 1984 гг. было проведено более сорока культурных, научных и фольклорных мероприятий. Часть из них проводилась легально и даже при поддержке коммунистической партии, часть – подпольно. Лидером этого движения стал выдающийся торбешский историк и общественный деятель – Лиманоски (Limanoski).



Хотя кампания была успешной, угроза албанской ассимиляции для торбешей не миновала. Есть данные, согласно которым с конца Второй мировой войны и до настоящего времени другими мусульманскими этническими группами (прежде всего – албанцами и турками) было ассимилировано до 70 тысяч македонцев-мусульман.



В августе 1990 г. лидеры Ассоциации торбешей обратились с письмом к главе Партии демократического процветания, руководимой албанцами, в котором они обвинили партию в использовании Ислама в политических целях, а также – в попытках албанизации Западной Македонии (традиционный район проживания торбешей).



В начале 1993 года президиум Ассоциации македонцев-мусульман выдвинул претензии к Демократической партии турков в распространении пантюркистских идей и открытом преподавании их в школах в Дебаре.

На данный момент в Македонии насчитывается по разным подсчетам от 40 до 80 тысяч торбешей. Подобная разница вызвана все той же ассимиляцией – многие македонцы-мусульмане, являясь славянами как по языку, так и по культуре и внешнему виду, идентифицируют себя как турки или албанцы.



Само существование такого народа, как торбеши, является еще одной прекрасной иллюстрацией того, какие глубокие корни смог пустить Ислам в славянской среде. Если сравнивать македонцев-мусульман с другими мусульманскими народностями Балкан, то можно отметить важную черту их развития – постоянное отстаивание и подчеркивание своей национальной идентичности. Где-то успешный, где-то нет, этот процесс свидетельствует о том, что Ислам – религия, совместимая с любыми этническими, политическими и культурными реалиями. Отстаивая свой славянский язык, традиции и самоназвание, торбеши ни на миг не забывали о том, что они мусульмане – неотъемлемая и непременная часть мировой уммы.



Источники:

1. http://www.macedonia.org/

2. http://www.mymacedonia.net/



Литература:

1. Macedonian Muslims // http://en.wikipedia.org/wiki/Macedonian_Muslims

2. Muslims of Macedonia // http://www.greekhelsinki.gr/pdf/cedime-se-macedonia-muslims.PDF

3. Oran B. Religion and national identity among the Balkan muslims :a comparative study on Greece, Bulgaria. Macedonia and Kosovo// http://www.ceri-sciencespo.com/publica/cemoti/textes18/oran18.pdf

4. Torbesh // http://www.spiritus-temporis.com/torbesh/

Автор: Камаль Антон Евстратов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика