Многообразие ислама на итальянской земле

Мечеть - только одно из зданий, входящих в комплекс Исламского центра в Милане

Мечеть - только одно из зданий, входящих в комплекс Исламского центра в Милане

Теги:




0
02 Июня 2009г. (08 Джумада ас-сани)
[caption id="attachment_487174" align="alignleft" width="202"]1286282803_aliu Али Абу Шуайма (Ali Abu Shwaima)[/caption]

Али Абу Шуайма (Ali Abu Shwaima), директор одного из самых крупных исламских центров в Италии, легко согласился на встречу с российскими мусульманами, но с одним условием. «В центре я буду после трех часов дня, поскольку первую половину дня должен зарабатывать на жизнь и семью. Я работаю врачом», – сказал доктор Али.

В Исламе – все равны

Но в Исламском центре Милана и Ламбардинии, расположенном в тихом районе Милана, всегда можно встретить несколько добровольцев, работающих на общественных началах, – при этом ни доктор Али, ни другие работники центра зарплату за работу в исламской организации не получают. «Стоит мне сделать один звонок, как 50 человек моментально появятся здесь для совершения дел», – смеется Али. «И все те, кто на общественных началах, – работают воодушевленно, в авангарде, на благо общины», – говорит он.


Когда-то Али, улыбчивый темноглазый мужчина, приехал из Иордании в Италию учиться на врача, и остался здесь жить. Его центр вырос из общественной организации студентов-мусульман, появившейся в Италии в начале 70-х годов. В 1988 году построили мечеть на 300 человек, затем, когда стало тесно, появились различные пристройки – спортивные и учебные (оттуда за все время нашего разговора с доктором доносилась женская разноголосица – миланские мусульманки пришли на образовательные курсы). В 1995 году состоялось открытие исламского культурного центра. «В Европе очень много исламских движений, но они по большей части группируются по этническому принципу – это турецкие, марокканские, пакистанские организации. Но в исламе нет делений по национальному и другим принципам, поэтому в нашем центре – все группы», – говорит Али.

[caption id="attachment_487171" align="alignleft" width="213"]1286282800_abdrahman Итальянец Абдурахман[/caption]

Рядом, в учебной аудитории седовласый и чрезвычайно активный старичок-итальянец Абдурахман, бывший юрист, читал лекцию собравшимся о суре «Искренность». Ислам он принял 30 лет назад и с тех пор ведет призыв к религии Единобожия в этой южной стране Европы. Аудитория словно подтверждала сообщение доктора Али – голосу итальянца внимали и студенты, и пожилые люди, и непокрытые итальянки, и облаченные в хиджабы арабки. На классной доске написаны традиционные слова – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного».

Согласно уставу исламского центра, в Совете этой организации должно быть минимум две женщины из 24-х членов. «В Совете могут быть все женщины, но менее двух женщин быть не может, мы это закрепили Уставом», – смеется доктор Али.

Между тем в центре 16 комитетов, которые работают в различных направлениях, – женский, комитет призыва, итальянский, общественный, культурный и другие. «Проекты очень разные, поскольку ислам многообразен и не ограничен чем-либо», – поясняет Али. Как пример доктор приводит тот факт, что мусульмане более активно взаимодействуют с христианскими церквями, с другими общественными организациями, нежели с госчиновниками, при подготовке различных публичных акций. «С властями же у нас создан консультативный совет в связи с увеличением миграции, и такой орган существует в разных муниципалитетах», – рассказывает директор центра.

Ислам не ограничивается духовным существованием

«Просьба не ставить обувь на аппарат по изготовлению кофе», – гласит надпись на кофейном автомате. Детей в исламском центре во все дни большое количество, а потому объявление актуально – буфет пользуется у них популярностью между спортивными или учебными занятиями.

В спортивном зале, на минбаре две девочки лет восьми поют нашиды в воображаемый микрофон (по пятницам здесь, в просторном зале на 1000 человек, а не в мечети, где умещается всего 300 человек, проходит обязательная молитва). Маленькие мусульманки пришли сегодня поиграть в теннис. Затем у них – урок арабского языка. А пока девочки щебечут на итальянском языке, поют нашиды на арабском, позируют перед нашей камерой. «Аллаху Акбар!» – доносится с минбара детский голос.

В центре, где расположены мечеть, библиотека, спортивный зал и учебные аудитории, всегда бьется многообразная жизнь. Ислам многообразен, кивает доктор Али. И этот постулат он постарался воплотить на итальянской земле в полной мере.

В Италии нет официальных данных, сколько итальянцев приняли ислам. Доктор говорит, что по подсчетам исламских организаций, их 20 тысяч. Этнических мусульман в этой стране – 1 миллион 200 тысяч, а нелегальных мигрантов-мусульман еще один миллион.

[caption id="attachment_487170" align="alignleft" width="300"]1c673e74 Исламский центр Милана и Ламбардинии[/caption]

«В Италии мусульманам живется неплохо. В сравнении, к примеру, с Францией, которая стала светским государством и где появилась новая «религия», которая ущемляет все другие религии», – рассказывает доктор Али. Но в Италии тоже существует ряд проблем. «Правые партии, которые не знают, как сделать себе имидж, начали придираться к мусульманам. Они начали использовать то, что происходит, для антимусульманской пропаганды, особенно после 11 сентября. Они говорят, что мусульмане – опасность для Европы. Это сильно ударило по активности и деятельности мусульман», – говорит директор исламского центра.

Хотя государство и декларирует равенство всех религий и наций, на деле происходит иначе: «У государства есть договор с представителями различных религий – католиками, протестантами, свидетелями Иеговы, но до сих пор нет соглашения с мусульманами», – рассказывает доктор Али. По его словам, мусульманская община существовала бы без проблем, если бы все, что прописано в итальянской конституции, исполнялось.

Но директор Исламского центра Милана и Ламбардинии Али Абу Шуайма далек от уныния. На доске объявлений мероприятий его центра – новость о международной конференции в защиту палестинского народа в Милане. Итальянские мусульмане всегда в центре политических событий и стремятся обозначить свою позицию по любому важному политическому событию, – будь это война в Газе, теракты в Нью-Йорке или препятствование государственной бюрократии в строительстве мечетей. В Италии, кстати, всего две мечети, выстроенных по всем правилам – с куполом и минаретами, остальные – мусалли (молитвенные дома). Но как показывает история исламского центра в Милане – ислам не ограничивается внутренним духовным существованием, а охватывает и регулирует все аспекты человеческой жизни.

Мухамед Саляхетдинов
Руководитель Ассоциации культурно-просветительских и общественных объединений "Собрание"

Автор: Мухамед Саляхетдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика