Очень многие в нашей стране, и в том числе мусульмане, стремятся заработать деньги всеми путями, не задумываясь о том, насколько полезной, или, наоборот, вредной оказывается их деятельность для общества. А подумать очень даже не мешает, ведь известно, что средства, полученные за счет страданий других людей, путем обмана, мошенничества и всевозможными недозволенными способами – никак не могут обернуться во благо их владельцу.
И из каких бы благородных побуждений человек не совершал богоугодные дела – помогал бедным, жертвовал на строительство мечети, отправлялся в хадж – пользы ему в этом никакой не будет, если средства приобретены неправедным путем.
С вопросом о том, можно ли совершать хадж на деньги, заработанные в "традиционном" процентном банке, обратился к известному мусульманскому ученому, руководителю Международного совета мусульманских улемов шейху Юсуфу аль-Кардави один из читателей портала
"ИсламОнлайн".
Важность хаджа в жизни мусульманина трудно переоценить – это пятый столп ислама, совершить паломничество в Мекку обязан каждый верующий, конечно, если это ему по средствам.
И безусловно, нельзя отправляться в хадж на деньги, полученные, например, от продажи алкоголя, занятий проституцией или ростовщичеством, которое строжайше запрещено в исламе.
О зле ростовщичества писал еще Достоевский. Классик российской литературы видел в нем корень таких социальных бед и пороков, как проституция, нищета, пьянство. Ведь деньги, "заработанные" на процентном росте, вкладывались в весьма "прибыльные" отрасли: публичные дома, казино, производство алкоголя.
Тем не менее, если человек вынужден работать в традиционном процентном банке, поскольку не может найти иного способа заработать на жизнь, прокормить семью, то в исламе существует принцип "исключительная необходимость снимает запрет", напоминает шейх Кардави.
Есть и другие уважительные причины, по которым такая работа может считаться допустимой. Например, если в вашем городе или даже стране нет исламских банков, а вам необходимо набраться практического опыта, чтобы в дальнейшем работать в сфере исламских финансов.
"Но в любом случае я рекомендую нашему брату, съездившему в хадж на зарплату "традиционного" банка, совершить паломничество еще раз, на заработанные достойным способом средства, в которых нет сомнения", – говорит аль-Кардави.
Необходимо выполнять свои обязательства перед Всевышним наилучшим образом, чувствуя уверенность, что делаешь богоугодное дело, которое примет Всевышний, подчеркивает ученый. Иначе хадж превратится в простую турпоездку.
Ответить
Вероятно, что те, кто зарабатывают деньги не халяльным (дозволенным) путем, не задумываются о Хадже в Мекку. Турпоездки в Тайланд, Карибы, Европу - вот это да. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал, что за джума-салят (молитву фард вместе с другими)в мечети аль-Харам в Мекке, Всевышний дает вознаграждение на 100 000 раз больше, чем в любой другой мечети мира (кроме мечети пророка в Мадине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме Палестина).