Французов озаботил вопрос: Есть ли место поклонению Аллаху в трудовых отношениях?

Французским работодателям все более необходимо учитывать интересы работников-мусульман

Французским работодателям все более необходимо учитывать интересы работников-мусульман

Теги:



1
09 Ноября 2009г. (21 Зу-ль-када)
Во Франции работники-мусульмане требуют предоставить им условия труда в соответствии с требованиями Ислама. Среди требований – выходной в пятницу, ношение платка и помещения для совершения намаза. Местные предприятия пытаются выработать общие правила на этот счет. Об этом пишет французская Le Figaro.



Треть французских компаний указывают, что озабочены требованиями своих служащих, которые связаны с ношением платка, праздничными днями и молитвой. "Управление стало для меня настоящей головоломкой, – рассказывает менеджер транспортной сети. – Большинство моих водителей автобусов мусульмане. И когда они все отпрашиваются в один из дней, как можно обеспечивать 100-процентный сервис?"





Упреждая эти затруднения, некоторые предприятия раздали управляющему персоналу календари со всеми религиозными праздниками, тогда как другие систематически сопротивляются «пропускам по религиозным мотивам». "Каждое предприятие подыскивает какое-нибудь свое место для поклонения Аллаху. И если работники-мусульмане многочисленны, то они и диктуют норму. Но в принципе, все это достаточно произвольно", – поясняет антрополог Дуниа Бузар (Dounia Bouzar), опубликовавшая результаты обширного анкетирования в альманахе, посвященном трудовым отношениям ("Есть ли место для веры в Аллаха на предприятии?" Издательство Albin Michel). В этой работе сохраняющие анонимность менеджеры рассказывают о росте таких требований.



Согласно результатам исследования социологического института Ifop в апреле 2008 года, этой проблемой была уже озабочена треть предприятий, в особенности в таком регионе, как Иль-де-Франс (Ile-de-France), но также на северо-востоке и юго-востоке Франции. Прежде всего, речь идет о таких секторах, как торговля, обслуживание, а также строительство и общественные работы, где большинство работников – мусульмане.



"Можно ли уволить сотрудницу, которая начинает носить хиджаб?", – наиболее часто задавались вопросом ответственные лица предприятия во время опроса Дуниа Бузар. "Должны ли основные исламские праздники тоже считаться выходными днями?", – их также интересовало.



Чтобы сориентировать предприятия Высший совет по борьбе с дискриминацией и вопросам равенства (Halde) в марте опубликовал свою точку зрения на этот счет. Суть ее сводится к тому, что религиозные требования могут быть отклонены только тогда, когда они явно затрудняют работу. Внутренний распорядок объявляется незаконным, если он запрещает носить хиджаб без достаточных на то оснований.



А ранее возглавляемая Клодом Бебеаром Ассоциация бизнеса (IMS-Entreprendre pour la cite), объединяющая вокруг себя крупнейшие предприятия, также постаралась прояснить эти вопросы в отдельном руководстве, так как подобные требования идут в основном из рабочей среды. "В банках, где количество работников очень важно, также приходится констатировать рост религиозных требований. Но в автомобильной отрасли и сферах, связанных со строительством и общественным сектором, эти вопросы уже требуют административного регулирования", – уверяет Бенджамин Блавье из IMS. Эта новая очевидная реальность создает опасения в эскалации ситуации. "Вскоре все станут приходить в кипах, с крестами и выставлять распятия повсюду в офисах", – прогнозирует Дуние Бузар представитель организации по контролю за трудовыми ресурсами (DRH). "Если я терплю незначительные требования, то они вскоре начинают шириться", – беспокоится он. Правда, надо отметить, что у мусульман соблюдение христианами или иудеями каких-то требований своей религии не вызывает такого раздражения.



В то время как эти страхи распространяются все шире, правила, применяемые на этот счет на местах, варьируют очень широко. Парадоксальным образом проведение Рамадана, который очень заметен, «по большей части одобряется на предприятиях», где он воспринимается как культурная традиция, свидетельствуют Лилия и Дуниа Бузар. "В сфере строительства и общественных работ прежде всего работодатели озабочены риском несчастных случаев, так как служащие, не получающие пищу, очень ослаблены. И когда практикующих Рамадан много, то распорядок подстраивают под них", – поясняют авторы. В большинстве торговых заведений предусмотрены «длительные паузы» в перерывах поста, а не в полдень. "Столовые предприятий остаются открытыми допоздна и предлагают халяльный суп, молоко и фрукты", – свидетельствует руководитель предприятия.



Но если Рамадан терпят, то намаз на предприятиях, наоборот, возмущает большинство работников и руководителей. Символично, что молитва на рабочем месте воспринимается как «прозелитическое» действие. "Молиться надо дома", – вторят один за другим большинство из опрошенных. "Некстати молиться в то время, когда другие вкалывают", – считает один из управленцев. В то же время другие возмущаются по этому поводу: "Почему им дали возможность молиться, а мне отказали в изменении расписания, чтобы пойти за ребенком в ясли?"

Такие возмущения демонстрируют, что французы по-прежнему воспринимают законы Ислама лишь как национальные традиции или индивидуальные особенности.



Тем не менее, на больших предприятиях уже можно увидеть молитвенные помещения. Особенно это относится к автомобильной промышленности. Французские автопроизводители даже оборудовали соответствующим образом раздевалки. «В противоположность им, пользуясь правом сильного, известная японская фирма подписала с работниками обязательство, что они не будут практиковать свою религию на рабочем месте», – утверждает Дуниа Бузар.



Что касается хиджаба, то он по-прежнему воспринимается очень плохо. И за исключением работниц, занимающих самые низшие должности, в компаниях его предпочитают объявлять вне закона. «Но даже западная юриспруденция основана «на критерии всеобщности права», – напоминает антрополог, утверждая, что «простой контакт работника с клиентами не позволяет запрещать хиджаб». Для этого надо доказать, что его ношение нарушает правила безопасности, что это может ущемить убеждения окружающих, или это наносит вред работе или коммерческим интересам.



Безусловно, Ислам не является духовно-священнической религией, в которой есть духовность, оторванная от жизни и обряды поклонения по желанию. Религия Ислам регулирует все сферы жизни человека, в том числе правила одежды и пищи, и, кроме того, взаимоотношения людей друг с другом, например, в экономической сфере (запрет ростовщичества в любом виде). Для французских работодателей становится все более необходимым учитывать интересы мусульман в сфере их личных шариатских обязанностей и взаимоотношений, ибо в этом заключается польза работе и их собственный коммерческий интерес.



По материалам сайта bfm.ru

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

sergej 09 Ноября 2009г.
Ответить

Актуальная статья. Надо еще добавить, что все требования Ислама соблюдает не каждый мусульманин - европеец. А если соблюдающих станет больше?

Яндекс.Метрика